Конспект урока по русскому языку для учащихся 6 классов коррекционной школы VIII вида Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже





РУССКИЙ ЯЗЫК
Конспект урока

«Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже»
(Урок закрепление знаний)

6 класс
Лисенчук Людмила Витальевна,
учитель русского языка и чтения,
МБОУ «С(К)ОШ №60 г. Челябинска»





г. Челябинск, 2017
Учитель
Лисенчук Людмила Витальевна

Предмет
Русский язык

УМК
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- М., Просвещение, 2014.


Класс
6

Тема урока
«Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже».

Цель
Закрепление знаний учащихся о согласовании имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.

Задачи
Коррекционно-образовательная: закрепить знания учащихся о согласовании имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.
Коррекционно-развивающая: способствовать развитию умения сравнивать и делать выводы, развивать фонематический слух и мыслительную деятельность, осмысленное восприятие через выполнение упражнений, заданий, игровых приёмов.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе.


Тип урока
Урок закрепление знаний

Базовые универсальные действия
Познавательные: на основе анализа сделать вывод (правило) по согласованию имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже в результате совместной деятельности учащихся и учителя.

Регулятивные: активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников через результат выполнения заданий.
Личностные: умение высказывать своё мнение, позицию; стремление к созидательной деятельности.
Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной форме на уровне предложения; умение донести своё мнение и понять других.



Цель: закрепление знаний учащихся о согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.

Задачи:
Коррекционно-образовательная: закрепить знания учащихся о согласовании имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.
Коррекционно-развивающая: способствовать развитию умения сравнивать и делать выводы, развивать фонематический слух и мыслительную деятельность, осмысленное восприятие через выполнение упражнений, заданий, игровых приёмов.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе.

Формируемые БУД:
Познавательные: на основе анализа сделать вывод (правило) по согласованию имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже в результате совместной деятельности учащихся и учителя.

Регулятивные: активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников через результат выполнения заданий.
Личностные: умение высказывать своё мнение, позицию; стремление к созидательной деятельности.

Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной форме на уровне предложения; умение донести своё мнение и понять других.

Методы и приёмы:
создание ситуации занимательности, проблемной ситуации, рассказ, беседа, демонстрация слайдов, упражнения, рассуждения, предъявление требований, поощрение. Создание ситуации успеха. Создание атмосферы эмоционального комфорта.

Оборудование к уроку:
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- М., Просвещение, 2014.
Презентация к уроку.

Ход урока
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые БУД

Организационный этап
(Создаём эмоциональный настрой).
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас гости. Улыбнёмся и поздороваемся.
- Ребята, сегодня утром к нам в школу пришло необычное письмо от жителей города и обитателей леса. Тяжёлая экологическая ситуация в городе требует нашего вмешательства. Горожане просят помощи! Посмотрите, сколько жалоб нам прислали.
-Ребята, нужно действовать. Предлагаю стать участниками «Зеленного патруля».

-А знаете ли вы кто такой «Зеленый патруль? Или что это такое?
( Ответы детей).
-Да, «Зеленый патруль» - это люди, дети, взрослые, которые оберегают, охраняют, защищают природу.
- Кроме того, 2017 год объявлен годом Экологии.
-Кто знает, что такое экология?
(Ответы детей).
-Вывод учителя:
Экология- это наука о природе.
Это взаимоотношение живых организмов между собой и природой.
Слайд 1
Слушают учителя
Принимает себя как ученика.(Л)
Организует рабочее место. Соблюдает режим организации учебной и деятельности. (Р)























Введение в тему урока.






Словарная работа.






















Сообщение темы урока.

- Итак, зачитаем первую жалобу. (Читает учитель)
(Открывается “Книга жалоб”)
Слайд 2
Жалоба от жителей леса.

“Злой охотник решил пострелять в такое время, когда охота запрещена”.

-Ребята мы спасем жителей леса, если правильно выполним словарную работу.

-Итак, записываем число, классная работа.
(Дети записывают словарные слова в тетрадь, учитель на доске.)

ГОРОД, УЛИЦА, НАСЕЛЕНИЕ
Город - какая часть речи?
Докажите: (существительное, отвечает на вопрос кто? что?; м.род; И.падеж, ед.число)
Подберите прилагательное устно (одно записать)
-Город (какой?) большой, чистый,
грязный, любимый.
-Согласовываем с прилагательным грязный. В чём согласуется? (в роде, числе, падеже)

Появляется на доске карточка
СОГЛАСОВЫВАЕТСЯ
Улица- какая часть речи?...докажите.
(ж.род, ед.число, И.падеж).
-Подберите прилагательное к слову улица устно (одно записать)
-Улица (какая?) центральная, главная, сельская, деревенская.
-Согласовываем с прилагательным главная.
В чем согласуется? (в роде, числе, падеже)
Население- какая часть речи? докажите.(ср.род, ед. число, И.п.)
Подберите к этому слову прилагательное устно (одно записать)
-Население (какое?) городское, деревенское, многонациональное.
-Согласовываем с прилагательным городское.
-В чем согласуется (в роде, числе, падеже)


-Ребята, кто сможет назвать тему урока?
-Чем будем заниматься? (цель урока, учитель помогает).
(Ответы детей)
(Появляется на доске тема и цель урока)
Слайд 3

Тема урока: Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.
Цель урока: Закрепление знаний учащихся о согласовании имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.

-Ребята, молодцы. Наши жители леса спасены.





Слушают, анализируют.
























Формулируют тему, цель урока (самостоятельно, либо используют помощь учителя).
































Коммуникативные:
- развиваем умение слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной форме.


Физкультминутка.
- А теперь немного отдохнём и разомнёмся.
Сейчас будут звучать слова предметы и слова - признаки предметов.
Если услышите слово, отвечающее на вопрос кто? или что?
-Какая это часть речи? (подпрыгиваете и хлопаете ладонями над головой)
Если назову слово, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие?
- Какая это часть речи? (приседаете, руки на пояс)
Мальчик, холодная, лето, кудрявый, страна, берёза, молодые, ручей, весёлое, вода, город, грязная, улица.
Слайд 4
Выполняют задание.








Закрепление темы урока.






-Поступила вторая жалоба. Прочитаем её.
(Открывается следующая страница «Книги жалоб».)
Слайд 5
-Кто прочитает? (дети читают, назначить учащегося)

Жалоба Лесовика - хозяина леса.

“Совсем перестали люди беречь природу: деревья рубят, гнезда разоряют, грибницы разрушают. Пощадите природу, берегите лес, птиц, зверей. Посадите деревья!»

-Выполним задание.
Слайд6

На слайде появляются слова.
Задание: Подбери к имени существительному имя прилагательное в нужной форме, чтобы они были согласованы.

Вечер, ночь, утро
(сырое, лунная, раннее, ясное, прохладный, летний, радостный, тихая, звёздная)
-Вечер какой?
(Дети устно выбирают прилагательное в нужной форме (м.р.))
Выбираем и проверяем по слайдупрохладный, летний, радостный.
-У доски работает один ученик, остальные дети записывают в тетрадь.
Использовать дифференцированный подход к слабым учащимся. Записать 1 или 2 прилагательных к слову «Вечер»).
-Ночь какая?
(Дети устно выбирают прилагательное в нужной форме (ж.р.))
Выбираем и проверяем по слайду ..Лунная, тихая, звёздная
-Дети устно проговаривают и записывают в тетрадь.
Использовать дифференцированный подход к слабым учащимся. Записать 1 или 2 прилагательных к слову «Ночь»).
-Утро какое?
(Дети устно выбирают прилагательное в нужной форме (с.р.))
-Самостоятельно записать в тетрадь прилагательные в нужной форме.
Использовать дифференцированный подход к слабым учащимся. Записать 1 или 2 прилагательных к слову «Утро»).
-Взаимопроверка тетрадей. Обменяться и отметить верные/неверные ответы знаком «+» или «-».
Проверяем работу товарища по слайду.сырое, раннее, ясное.

Вывод:
1.В чем согласуется прилагательное с именем существительным?
-(Ответы детей). В роде, числе, падеже.
2. Как мы согласовывали? (Ответы детей.) Задавали вопрос от существительного к прилагательному и ставили нужное окончание)
3.Какой вопрос задавали? Какое окончание у прилагательных в муж. роде? Какое окончание в жен. роде? Какое окончание в ср. роде?
(Ответы детей, используют слайд)
4.Что вы узнали о связи имени прилагательного с именем существительным? (Ответы детей). Они живут в согласии. Имя прилагательное берет такой же род, число и падеж что и имя существительное.

-Ребята, молодцы. Мы с жалобой разобрались. Посмотрите как наша школа и вы, в том числе справились с посадкой деревьев и озеленили наш школьный участок.
Слайд 7 фото
























Слушают, строят логические рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи с помощью учителя, записывают.










Воспроизводят изучаемый материал по вопросам учителя.

Выполняют задание
(слабые учащиеся -дифференцированно).














Взаимопроверка, оценка работ одноклассников.


Делают вывод.




















Слышит, понимает и выполняет инструкции в игровой, учебной деятельности с помощью учителя в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. (Р)





Закрепление темы.








Проектная деятельность.





































Работа по карточкам.

Домашнее задание





















Работа в учебнике.









-Поступила третья жалоба. Прочитаем её.
Читают дети (назначить учащегося)
(Открывается “Книга жалоб”)
Слайд 8

Жалоба от жителей нашего города.

«Промышленные предприятия города загрязняют воздух, воду, почву».

-Поможем решить эту проблему.
Можем ли мы с вами остановить загрязнение нашего города?
- Одни, конечно, нет. Для этого необходимо, чтобы ВСЕ люди, или хотя бы большая часть, взялась за очищение своего дома, своей улицы, своего города, своей планеты. Но давайте подумаем, что же можем МЫ чтобы наш город стал вот таким как на этой картинке?
(Ответы детей)
Слайд 9
-Учащиеся делятся на две группы по 4-5 человек.
Задание: Коллективная работа. Используйте картинку на слайде, опорные слова на карточках и составьте предложение, используя существительные и прилагательные, согласовано на тему «Мой чистый город».
(На работу отводиться 3 минуты).
-Дети зачитывают получившиеся предложения. Одно предложение сильный ученик записывает на доске. Остальные учащиеся записывают в тетрадь.
Задание: Выдели в предложении словосочетание существительного с прилагательным. Докажи, что прилагательное согласуется с существительным в роде, числе, падеже.
-Молодцы ребята.
Н.Р.К.
-Домашнее задание у вас будет связано тоже с экологической темой.
Учитель раздаёт карточки с предложениями.
Дети их зачитывают.
1.Мы живем в чистом городе.
2.Люди убирают улицы города от разного мусора.
3.Горожане следят за чистотой своего любимого города.
4.Население города проводит весенние субботники.
5.Ученики занимаются благоустройством школьных дворов.

Задание: Спишите предложение. Выделите словосочетания существительного с прилагательным. Определите род число, падеж прилагательного. Подумайте, как это сделать?!
(Ответы детей)
-Вложите карточку с домашним заданием в тетрадь.
-Открываем учебник, читаем правило и делаем вывод.
Один из учащихся читает вслух правило в учебнике на стр. 149 (Согласование)
Правило:
Имя существительное называет разные предметы, а имя прилагательное «прилагает» к этим названиям признаки, свойства и качества предметов. Для этого прилагательное «берёт» у существительного и род, и число, и падеж, то есть прилагательное согласуется с существительным в роде, числе и падеже.
Так и живут в нашем языке существительное и прилагательное в полном согласии. Важно не нарушить этого согласия.
-Молодцы. Задание выполнено.
Мы «Юный зелёный патруль».
-От нас с вами, ребята, зависит, какой будет город, какие будут улицы в нём. Только, мы, люди можем повлиять на ситуацию, не быть равнодушными, чтобы жизнь изменилась в лучшую сторону.
Мы за чистый город! Мы за чистые улицы!
Слайд 10

-«Зелёный патруль» рассмотрел все жалобы.
Вы так хорошо сегодня поработали.














Строят логические рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи
Работают в группах.









Анализируют, обобщают, отвечают.





Получают похвалу и радуются своим успехам.
Выполняет учебные задания по алгоритму, с частичной помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. (Л)









Составляют 1-2 предложения в группах с использованием картинки и опорных слов, с учётом психо-физических возможностей.(П)










Понимает, принимает и выражает доброжелательное отношение к взрослому, сверстникам. Выражает сопереживание в ситуациях, созданных учителем. (К)


Развитие действия самоконтроля.




Рефлексия

Организуем оценочные высказывания.
-Что запомнилось больше всего на уроке?
-Что было самое интересное?
- А мне понравилось, как вы все сегодня активно работали. Как дружно мы решали задания и упражнения урока, чтобы устранить жалобы и помочь нашим жителям.
Слайд 11
Вручение подарков:
-Для того чтобы вы всегда могли, поспешить на помощь, увидеть проблему, записать её, обсудить, рассказать товарищу, взрослому - вам раздаются вот такие памятные записные книжки «Зелёный патруль».
Было бы конечно очень хорошо, если бы жалобы вообще не поступали. А мы жили с вами в экологически чистом городе!

Выдаем блокноты и оцениваем деятельность учащихся. Ставим оценки, хвалим

-Спасибо за внимание. Урок закончен.
Взаимодействуют с учителем.



Анализируют свою работу.
Понимает смысл выполняемого действия.
Оценивает деятельность с учетом предложенных критериев, корректирует свою деятельность. (Р)
Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей. (Л)












15