Конспект урока на тему: Дифференциация букв б — д.

Конспект занятия.

Тема: Дифференциация букв б – д.

Цель: закреплять умение дифференцировать буквы б – д на письме в словах, в предложениях;
Коррекционно-образовательные задачи:
Закреплять умение дифференцировать согласные фонемы, имеющие оптическое сходство, с опорой на зрительные, тактильные анализаторы;
наблюдать в сравнении графическое изображение парных согласных б - д с опорой на тактильные ощущения.
Коррекционно-развивающие задачи:

развивать мышление;
развивать слуховое внимание и память;
развивать звуковой анализ и синтез;
развивать зрительный гнозис;
развивать зрительно – пространственные представления;
развивать фонематическое восприятие;
совершенствовать письменную речь.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать в детях чувства сопереживания, дружбы, аккуратности, самостоятельности.

Оборудование: доска школьная, магнитная доска, предметные картинки с изучаемыми звуками, «камень», «колодец», картинки – ассоциации «белка» и «дятел», поезд с тремя вагонами, Баба Яга, «домик для животных», настенное панно «Домики настроения», фишки.












Ход занятия.



Этапы
Деятельность логопеда
Деятельность детей.

I.Орг мо-мент.
Цель.
















II. Повторе-ние.
























III.Закрепле-ние.






























































IV. Итог.
Рефлексия.
Каждый день, всегда везде,
На занятиях, в труде
Четко правильно говорим
И тихонечко сидим.
а) Ребята, я получила по электронной почте письмо от наших друзей Белки и Дятла, в котором они сообщили, что Звуковички в беде. Их украла и спрятала Баба Яга. Просто так она нам их не отдаст. Путь к темнице будет долгим и тернистым, по пути Баба Яга будет делать разные пакости. А мы при выполнении заданий не должны путать буквы б и д, звуки [б], [б,], [д], [д,]. Только в этом случае мы освободим наших друзей – Звуковичков. Они на нас надеются.
б) Откройте тетради, запишите число. Тетрадь нам пригодится в дороге.
Итак, первая преграда – огромный камень, под которым лежат записки. Баба Яга зашифровала буквы. Отгадайте их.
1) Описание: полуовал, а справа вверх идет прямая с закруглением вправо.
Запишите в тетрадь эту букву.
(Прохожу проверяю).
- Какие 2 звука обозначает эта буква на письме?
(Характеристика звуков: запись на доске ребенком.
[б] – согл., зв., тв.
[б] – согл., зв., мягк.
- Что общего у звуков [б], [б,]?
- Что разного?
- На кого похожа буква б ?
2) Полуовал, а внизу справа петля?



- На кого похожа буква д ?
- Кто знает загадку про дятла?

- Дальше путь лежит через мост. Можно перейти, если выполните задания.
а) Устный диктант.
- Пальчиком на столе записать нужную букву б или д.
Слова: дорога, работа, прибежал, ребро, денек, убрал.
- Закройте глаза, а я еще раз произнесу эти слова, вы их постарайтесь запомнить, откройте глаза и запишите слова.
б) Дифференциация звуков и букв б-д.
За мостом возле дороги стоит колодец. Выпьем воды, если «нальем» в вёдра слова с буквами б или д.






в) Определение местоположения звуков.
А дальше путь по железной дороге
(на доске поезд с тремя вагонами).
Поезд не поедет с пустыми вагонами.
Нам нужно их «загрузить». Если наши звуки в начале – в 1-ый вагон, если в середине – во 2-ой вагон, в 3-ий, если нет наших звуков.
г) Физминутка.
- Вышли из поезда, а тут дождь пошел.
Дождик капнул на ладошку: д – б,
На цветок: д – б,
И на дорожку: д – б,
Застучал по крыше он: д – б,
И раздался частый звон: д – б, д – б.
д) упр. «Буква заблудилась»
Идем дальше и что мы видим? Баба Яга стерла буквы, мы не можем идти дальше, пока не впишем правильно нужные буквы.
У Ли_ы голу_ой _ант. Ва_им _ал _ругу _улку.
е) «Домик с животными»-устно.
- Кто это?
Надо помочь животным заселиться в свои квартиры. В правой верхней квартире живет – бобр, в правой нижней – зебра, в левой верхней – медведь, в левой нижней - кабан.
Зашли животные в квартиры и обнаружили спрятанных там наших друзей – Звуковичков. Они нам их возвращают. Но Звуковички все еще остаются заколдованными. Раскол-дуются, если каждый из вас выполнит задание на карточках: списать слова и предложения, правильно выбрав букву.
Итак, мы освободили наших друзей Звуковичков. Они вам говорят огромное спасибо и спрашивают: «Если вы услышите в словах отчетливо звуки [б],[б,] , какую букву будете писать, на кого она похожа?»
Аналогично со звуками [д],[д,].

«Домик настроения»: дети помещают фишки в домики с соответствующим настроением.

















Записи в тетради.








Буква б.

[б],[б,].

Один ребенок выпол-няет характеристику звуков.

согл.., зв.
[б]-звонкий, [б]-мягкий.
на белочку.
Запись в тетрадях и на доске с характеристи-кой звуков [д],[д,]

На дятла.
Я по дереву стучу,
червяка достать хочу.





Записывают пальчика-ми на партах.


Записывают слова в тетрадях.


У доски дети по очере-ди берут картинку, на-
зывают слово, звук, ка-кой буквой обозначаем
на письме, записать под нужное ведро. Осталь-
ные в тетрадях в два столбика: с буквами б и д.

















Фронтальное объяс-нение, первое предло-жение записывают под диктовку, второе – самостоятельно с дос-ки.






Животные.
Дети выходят к доске и ставят животное в нуж-ное окно.








Самостоятельная рабо-та детей.





Буква б, похожая на бе-лочку, буква д, похожая на дятла.