Презентация к уроку • по русскому языку Выбор букв О –Ё после букв, обозначающих шипящие звуки

Предмет: Обучение грамоте

Методика проведения уроков

Класс: 1 б
Название курса: обучение грамоте
Название темы урока: Выбор букв О –Ё после букв, обозначающих шипящие звуки
Автор: Дубкова Т.И.
Роль и место темы в курсе:
Данный урок входит в раздел «Начало формирования орфографического действия» и является первым уроком, на котором дети сталкиваются орфограммой «Буквы О-Ё после шипящих».
Данному уроку предшествуют темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием):
Работа гласных букв (систематизация).
Обозначение гласных звуков после шипящих. Орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу, же-ше.
Правописание сочетание ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН.
За изучаемой на данном уроке темой «Выбор букв О-Ё после букв, обозначающие шипящие звуки» следуют темы:
Обозначение гласных звуков после Ц. Выбор букв Ы-И после Ц.
Обозначение звук [Й'] с помощью Ь и Ъ.

Цели урока:
Создать ситуацию для обнаружения новой орфограммы «Буквы О-Ё после шипящих».
Формировать умение действовать в ситуации незнания.
Формировать умение работать в парах, умение слышать друг друга.

Организационный момент:
Урок проводится в помещении 1 б класса. Используется компьютерная презентация (Microsoft Power Point).

Оборудование урока и ресурсное обеспечение:
Компьютер, мультимедийный проектор, маркерная доска.
Раздаточный материал – карточки для выполнения заданий в парах и индивидуально.
III. Программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word.

Оформление школьной доски:
Наглядные пособия:
Орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу, же-ше.
Правописание сочетание ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН.
Работа гласных букв.

Особенности урока:
Реализуется технология развивающего обучения системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова с применением Информационно-коммуникационных технологий.
Совместная деятельность учителя и учащихся по изучению учебного материала:

№ п/п
Действия учителя
Действия учащихся
Работа в ученической тетради

I.
Оргмомент.
Цель: проверить готовность учеников к уроку.
Приветствие.
Слайд 2, 3 (слайд 1 для детей не демонстрируется).
Приветствие учителя


II.
Организация проверки изученного ранее материала.
Цель: выявить уровень сформированности умения записывать слова с ранее изученными орфограммами.
Слайд 4, 5
Учитель:
Жила – была Королева Лжи. У неё не было то ли телевизора, то ли детей, то ли дома, а может быть, совести. Угадать чего не было у королевы Лжи, вам поможет подсказка (появляется слоговая схема ____ ____).

Слайд 6
Учитель:
- И решила она украсть девочку и мальчика. Нашла себе таких, которые не всегда говорили правду, и унесла их в свое королевство лжи. А чтобы их не могли найти, заколдовала имена детей.
Дети пропали. Кто спасет детей, если не мы! Готовы отправиться в путь в королевство лжи?

Слайд 7, 8, 9
Учитель:
У Королевы Лжи была служанка Ошибка, она обожала делать ошибки в словах, расставлять «ловушки» для детей. Верная была служанка. Итак, в путь.
Но что это – перед нами непролазная чаща и «ловушка» от служанки: пропуски в слове чаща. Надо вставить правильные буквы вместо точек, и чаща сможет пропустить нас среди своих колючих елок.
Возьмите карточку, на которой написана цифра 1. Будем работать в парах.
А кто отважный выйдет к доске и на картинке напишет правильные буквы?
Давайте проверим с помощью компьютера.

Слайд 10
Служанка Ошибка разочарована.

Слайд 11, 12
Учитель:
Из чащи мы выбрались, куда же дальше идти, об этом нам расскажут добрые ежи. Но только тогда, когда мы вставим последнюю букву в их слово, опять служанка постаралась! Возьмите карточку с цифрой 2, подумайте вдвоем, какую букву надо написать, не торопитесь.

Проверим с помощью компьютера.

А что наша служанка Ошибка? Рада ли она? Нет, огорчена.

Слайд 13, 14
Учитель:
Мы идем дальше, спасибо ежам, подсказали дорогу. Солнце высоко в небе, день знойный, так хочется прохлады. Но что это? Впереди река, можно окунуться в неё, прохладиться. Долго нельзя отдыхать, двигаться дальше надо, дети в королевстве Лжи ждут нас.
Но куда идти? И подсказать некому. А вот и помощница: ЩУКА. И здесь постаралась злая Ошибка, заколдовала слово, она надеется на то, что мы неправильно напишем слово ЩУКА из звуковой записи в буквенную запись. Докажем Ошибке, что это мы умеем!
Возьмите карточку с цифрой 3, их у вас две, каждый может показать свое умение. А кто-то у доски будет работать?
Сверимся с компьютером.
Служанка ошибка! Ты радуешься вместе с нами? (слайд) Еще ниже голову повесила Ошибка!

Слайд 15, 16
Учитель:
Как и полагается, любое королевство охраняют сторожевые собаки. Как же нам пройти в королевство? Кажется, мы спасены. По надписям на ошейниках надо определить, нет ли среди них лживой собаки, у какой собаки её имя написано неверно? Найдем лживую собаку, ворота в королевство будут открыты. Возьмите карточку с цифрой 4, выберите слово с ошибкой.
Проверим себя с помощью компьютера.
А что же служанка Ошибка? Еще больше расстроилась.

Слайд 17
Учитель:
Идем дальше, ребята, посмотрите, впереди королевство лжи! Ура, скоро мы спасем детей!
Вход в королевство открыт, ребята, будьте осторожны, ложь и ошибки могут нас ждать здесь на каждом шагу.

Слайд 18, 19
Учитель:
Посмотрите, автомат с напитками. Нажимай на кнопку – и он нальет питье, но что это? Опять ловушка, никак не успокоится служанка Ошибка, опять пропуск букв в словах. Надо угадать какие напитки нам предлагают. Нажмем на первую кнопку, в стакан нальется полезный кефир, на вторую – вкусный сок, на третью – любимое какао, нажмем на четвертую, из краника польется горячий ЧАЙ! А на пятую кнопку нажмем, букву пропущенную вставим, польется сладкий ДЖЕМ! Королева Лжи решила нас напоить джемом! Как хорошо, что мы слова знаем, орфограммы знаем, умеем нужные буквы вставлять после букв Ж, Ч, Щ!
А что же служанка Ошибка?

Слайд 20
Учитель:
Ой, не загордились ли мы, сами опасности преодолели, а детей-то еще не спасли.
Но вот и детская комната, здесь спят «заколдованные дети», «заколдованы» их имена. Как зовут детей?

Учитель: Расколдуйте их имена, возьмите карточку с цифрой 5, перепишитеслова из звуковой записи в буквенную запись.

Слайд 21, 22
Учитель:
Детей освободили, имена расколдовали, никак не успокоится королева Лжи, жёлуди рассыпала перед дверью, напишите правильно слово ЖЁЛУДИ, дверь откроется.
Сверимся с компьютером.







Дети подбирают слово с обязательной проверкой по схеме.






Дети выражают согласие отправиться в королевство Лжи, чтобы спасти украденных детей.






Дети работают в парах, выполняющий работу у доски ребенок спрашивает детей, согласны ли они с его мнением. Идет обсуждение.















Дети работают в парах, после выполнения одна пара выходит к доске, показывает свою карточку, идет обсуждение.





















Дети работают индивидуально на карточке, выполняющий работу у доски ребенок спрашивает детей, согласны ли они с его мнением. Идет обсуждение.




Дети работают в парах, среди слов ЖУЧЬКА, БУЛЬКА, ЦЕЗАРЬ находят слово с ошибкой. Идет обсуждение у доски.


















Дети в совместной работе определяют пропущенные буквы.
Устаналивают лишнее слово «джем».
Находят слова с орфограммами «чай», «джем».

















Дети пишут слова, у доски обсуждение.




Один ребенок у доски, другие на местах пишут слово ЖЁЛУДИ.

В течение урока дети выполняют письменные задания на специально разработанных карточках.

III.
Обнаружение орфограммы «Буквы О-Ё после шипящих»
Цель: обнаружить новую орфограмму «Буквы О-Ё после шипящих», учить действовать в ситуации незнания.

Слайд 23
Учитель:
Но почему дверь никак не открывается? Чудеса! К нам на помощь идет сама королева Грамота!
Появляется Королева Орфографии со словами: ЖЁЛТЫЙ, КРЫЖОВНИК.

Слайд 24
Учитель:
Чем похожи эти слова?
Кто что заметил?
- Интересно, а звуки этой буквы записаны одинаково? (проверка звука в транскрипции)
- Да, звуки записаны одинаково. Может еще чем-то похожи эти слова? Проверим одинаковые ли звуки после Ж? (проверка звука в транскрипции).
Буквы разные, а звуки одинаковые, почему?
Оказывается, из-за соседа!
Вы можете объяснить, почему в слове ЖЁЛТЫЙ буква Ё, а в слове КРЫЖОВНИК буква О?
Объяснить, почему по-разному пишется не можем. У нас появляется вопрос: Почему? (схема)

Слайд 25
Учитель:
Как быть теперь нам, если встретятся слова с таким же сочетанием звуков? Как их записывать? Что будете писать О или Ё? Может быть две буквы сразу?
Что мы ставим в моделях слов, если не знаем, что это слово обозначает?
Конечно, знак вопроса. А теперь попробуем написать слово ЖЁЛУДИ одинаково, грамотно, не разочаруем королеву Грамоту, нам надо выйти из замка.
Проверим по компьютеру, правильно ли мы записали слово «желуди».

Слайд 26, 27, 28
Учитель:
Желуди исчезли, замок исчез, Королева Лжи исчезла, Служанка Ошибка растворилась, все испытания сказки пройдены. ВОТ И СКАЗКЕ И КОНЕЦ
















Дети обсуждают и сравнивают звуки и буквы в данных словах. В ходе обсуждения появляется схема про звуки и буквы.
















Дети на карточках пишут слово «жёлуди». Обсуждается запись.


IV.
Закрепление пройденного.
Цель: учить применять изученное на практике при записи других слов.

Воспроизведение схемы изученной схемы.
Запись слов под диктовку.




Вместе с учителем восстанавливают схему.
Записывают слова «кружок», «лужок» с ориентацией на схему.


V.
Подведение итогов урока.
Цель: обобщить и систематизировать полученные знания.

Определение цели следующего урока: возможна ли подобная ситуация с другими шипящими звуками.



VI.
Домашнее задание
Цель: закрепить умение связно и бегло читать.

В «Букваре» прочитать тексты на странице 151




Межпредметные связи:

Результатами деятельности учащихся на уроке можно считать:
Усвоение учащимися знаний:
Новая орфограмма в словах, в которых есть сочетание звуков [ж] и [о].
Учащиеся должны продемонстрировать умения:
Записывать слова с изученными орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу, же-ше.
Записывать слова с сочетание букв ЧК, ЧТ, ЧН, ЩН.
Записывать слова с пропуском и знаком «?» на месте букв о или ё после звука [ж].
Сотрудничать при работе в парах.
Слушать точку зрения партнера и относиться к ней.






Приложения

Карточка №1 – одна на пару учеников.
Карточка №2 – одна на пару учеников.
Карточка №3 – индивидуально для каждого ученика.
Карточка №4 – одна на пару учеников.
Карточка №5 – индивидуально для каждого ученика.
Карточка №6 – индивидуально для каждого ученика.




















Карточка №1


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Карточка №2

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Карточка №3 Карточка №3

[щ'ука] [щ'ука]









Карточка №4

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Карточка №5

[алона] [жора]







Карточка №5

[алона] [жора]







Карточка №6















Карточка №6




















МАДОУ «Детский сад №109 «Курай»

13PAGE \* MERGEFORMAT14515



13PAGE 15


13PAGE 14515
Подготовила педагог-психолог Дубкова Т.И.







Заголовок 1 Заголовок 215