Конспект урока по русскому языку на тему Коррекционно-развивающее занятие с детьми, имеющими проблемы в формировании письменной речи «Дифференциация звуков [с — ш] и букв С-Ш на письме» 2 класс



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Одинцовская лингвистическая гимназия
Коррекционно-развивающее занятие с детьми, имеющими проблемы в формировании письменной речи«Дифференциация звуков [с - ш] и букв С-Ш на письме» 2 класс
Подготовила учитель начальных классов Сорокина Елена Алексеевна Одинцово
2017 год
Тема занятия: Дифференциация звуков [с - ш] и букв С-Ш на письме. 2 класс.
Цель: дифференциация звуков [с]- [ш]. Дифференциация букв С - Ш на письме.
Задачи: образовательные:
уточнение и сравнение артикуляции звуков “С-Ш”;
закрепление правильного произношения их в речи;
совершенствование навыков дифференциации букв на письме;
развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов со звуками “С-Ш”;
коррекционно-развивающие:
развитие мелкой моторики, фонематического слуха, развитие памяти;
корригировать произношение
корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
корригировать и развивать слуховое восприятие;
корригировать речевое дыхание;
корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности);
воспитательные:
повышение речевой активности;
воспитания желания говорить правильно и красиво;
создание ситуации успеха;
здоровьесберегающие:
соблюдать правильную посадку ребенка;
соблюдать режим охраны зрения;
чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная программа для развития речи «Учимся говорить правильно», карточки с наклеенными из бархатной бумаги буквами, слоговая таблица, тетрадь, проволока, смайлики для оценки настроения.
Ход занятия
Этапы
занятия
Виды
заданий
Деятельность
специалиста
Деятельность
ученика
Какие задачи
решались в ходе
выполнения
заданий
Организационный момент Приветствие друг другу
Дыхательная гимнастика.
Здравствуй!
Давай вспомним нашу речёвку: Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать.
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
“Дует ветер”. Дуть в отверстие пузырька, чтобы получился свист (нижняя губа касается края горлышка, струя воздуха сильная).
- Стоя. “Колечко”. Поочерёдно и как можно быстрее перебирай пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний ... Вначале выполняем каждой рукой отдельно, затем вместе.
- Массаж ушных раковин. Помассируй мочки ушей, затем всю ушную раковину, разотри уши руками.
- Ухо-нос. Левой рукой возьмись за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпусти ухо и нос, хлопни в ладоши, поменяй положение рук.
- Горизонтальная восьмёрка. Нарисуй в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, затем другой, затем обеими руками вместе.
Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать,
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно! Организовать и настроить ребенка на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
Увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм.
2. Актуализация знаний Сообщение темы занятия релаксация под музыку “Шум леса” Представь, что мы сейчас в лесу. Там растут разные деревья. Покажи, какие там высокие деревья
Подул тёплый ветерок: Ш-Ш-Ш-Ш, зашелестели листья
Подул холодный ветер: С-С-С-С-С закачались сосны
Ветер затих, не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.
Снова подул ветер.Скажи, пожалуйста, как шумела листва от тёплого ветерка?
А когда подул холодный ветер?
Как ты, наверное, догадался, сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки и буквы “С-Ш”.
поднимает руки вверх;
быстро, быстро шевелит пальчиками;
покачивает и машет руками
расслабились
Ш-Ш-Ш
С-С-С-С
Привлечь внимание и вызвать интерес ребенка к занятию. Актуализировать знания по теме занятия.Сообщение темы занятия
3. Изучение нового материала. Характеристика звуков. Сравнение по артикуляционным и акустическим признакам
Конструирование букв из проволоки. А сейчас давай вспомним, какое положение занимают губы, язык при произношении звука “С” (контроль в зеркало)
Звук “С” – губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка упирается в нижние зубки, струя воздуха идёт по серединке, холодная (контроль рукой). Голосовые связки не вибрируют, нет голоса, звук глухой. (Демонстрация артикуляционного профиля звука “С”)
Стихотворение про звук “С”:
Распластай язык пошире,
Кончик к нижним зубкам ближе,
Посредине языка струйку воздуха пускай,
Улыбнись и просвисти, ССС произнеси.Звук “Ш” – Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд, зубы сближены, язык в форме чашечки поднят вверх, выдыхаемая струя воздуха тёплая, звук глухой. (Демонстрация артикуляционного профиля звука “Ш”)Стихотворение про звук “Ш”:Чтобы звук красивым вышел,Шире язычок и выше.Сделаем из язычкаЧашечку подняв бока.Эту чашку по бокам к верхним мы прижмём зубам,Вот теперь над чашкой можно дуть красиво, осторожно,Чтобы ветерок бежал, чтобы “Ш” как шёлк шуршал.
Давай подумаем, чем отличается произношение звука “С” от “Ш”.
Вспомни, какими буквами на письме мы обозначаем эти звуки: “ЭС”, “ША”.
- Письмо букв в воздухе.
Зеркальное письмо - обеими руками одновременно в тетради пишем букву “С” и букву “Ш” (при выполнении этого упражнения ты почувствуешь, как расслабляются, глаза, руки). Ребенок слушает и выполняет
Характеристика звуков [с] и [ш] по предложенному плану. Программа «Учимся говорить правильно»
4. Динамическая пауза Физ. минутка Д/и, движения под музыку
«Букет»
Раз- два- три-четыре-пять!(ходьба на месте)
Вышли дети погулять
Дальше я быстрей бегу (лёгкий бег на месте)
Остановились на лугу (приостанавливаются)
Лютики , ромашки. (полуприседания вправо, влево с отрывом руки)
Собирал ….. наш класс - (подпрыгнуть, развести руки в стороны)
Вот какой букет у нас (и показать величину собранного букета)
Ребенок выполняет Способствует снятию общего утомления. Развивать общую моторику.
5. Закрепление изученного материала
- первичная проверка понимания
- первичное закрепление
- включение нового знания в систему знаний и повторение Графический диктант (запись букв в тетрадь при помощи стрелок)
Развитие тактильных ощущений (каждому ученику даётся карточка с наклеенной из бархатной бумаги буквой).
Развитие фонематического слуха Игра “Узнай звук”
Чтение слоговой таблицы
Самостоятельная работа. Давай условно обозначим звук [с] и звук [ш] .Я буду называть звук, а ты должны будешь записать соответственно стрелку.
С, С, Ш, С,Ш, С,Ш …..
Я сейчас немного изменю задание: я буду писать стрелки, а ты в тетради буквы.
А сейчас мы выполним интересное задание. Я тебе дам карточку с буквой. Ты должна будешь закрыть глазки и не подглядывать, а на ощупь определить, какая буква на твоей карточке. Назвать можно букву только тогда, когда я прикоснусь к твоей руке.
Я называю тебе слова, а ты внимательно слушаешь, определяешь, какой в этом слове слышится звук, и поднимаешь соответствующую букву.
Перечень слов: сад, шаль, кошка, камыш, сом, голос, мышата, лиса, шоколад, соловей, сапог, крышка, сыр, шумит, душ, шутка, нос, стакан, штора, крошки.Давай подружим с гласными, прочитаем слоговые таблицы Ребенок слушает и выполняет
Ребенок пальчиками определяет буквы
Ребенок слушает и выполняет
Чтение по слоговой таблице Отработка умений по закреплению материала
Развитие мелкой моторики
Развитие фонематического слуха
Упражнять по развитию и закреплению навыка
6. Динамическая пауза Пальчиковая гимнастика
Физминутки для глаз
Кулачки мы вместе сложим,
Нашим пальчикам поможем,
Разогнуться и подняться.
Пальчик к пальчику прижмём
Снова в кулачки сожмём.
Разгибаем, загибаем,
Снова в кулачки сжимаем.
«Овощи»
Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает. (Обвести глазами круг.)
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег. (Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз)
Ребенок слушает и выполняет Способствует снятию общего утомления. Развивать общую моторику.
Способствует снятию нарастающего утомления глаз, для укрепления глазных мышц и снятия напряжения.
7. Контроль знаний и умений Звуко-буквенный анализ слов с опорой на цифровой ряд
Работа со словами-паронимами. У ученицы ряд цифр от 1 до 10. При помощи цифр ребёнок определяет количество звуков в слове и на каком, по счёту, месте находится звук “С” или “Ш”.
Перечень слов: Сок, шуба, машина, шалаш, сушки, страшно, старушка, пастушок, машинист, стишок.
Поиграем в игру “Наведи порядок”.
Положили в плошку каску.
Надевал пожарный кашку.
Сочинял писатель башню.
Рисовал художник басню.
Сладко спит в берлоге миска.
На столе с салатом мишка.
На лицо надета Машка.
Имя нашей кошки маска.
На глазах у детворы.
Крысу красят маляры.
Сравнение слов-паронимов, составление предложений, запись слов в тетрадь
Кашка-каска
Саше дали кашку.
У пожарников железные каски.
Мишка-миска
Соне купили плюшевого мишку.
Дай собаке миску с супом.
Крыса-крыша
Надо менять старую крышу.
Мы видели большую страшную крысу.
Башня-басня
Мы видели Кремлёвскую башню.
На уроке мы читали басни Крылова.
Машка-маска
Я на празднике буду в маске.
Нашу кошку зовут Машка.
Ребенок слушает и выполняет
Ребенок исправляет
ошибки в стихотворении.
Ребенок составляет предложения и записывает слова в тетради. Контроль знаний и умений. Развитие мышления,
фонематического слуха.
8. Рефлексия. Итог занятия.
Вывод:
- какие звуки и буквы различали?
Оценивание учащимся своего настроения с помощью смайликов.
Ответы на вопросы по плану Ребенок показывает смайлика Подвести итог работы на занятии. Развивать долговременную память.
9. Оценка деятельности ребенка.
Оценивание.
Оценить деятельность ребенка. Оценивание работы учащегося на занятии.
10. Домашнее задание
Объяснение домашнего задания
Прочитай сказку «Петушок – золотой гребешок». Выпиши из сказки 6 слов с буквами С и Ш. Ребенок получает домашнее задание Закрепить знания и умения, полученные на занятии, дома.
Источники информации:
http://fonetica.philol.msu.ru/kons/n-5.htmhttp://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/library/animirovannyi-plakat-pismennye-bukvy