Формирование УУД средствами технологии продуктивного чтения .Мастер-класс.


(слайд) Мастер класс « Формирование УУД средствами технологии продуктивного чтения».
1.Добрый день уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас в стенах нашей школы. Надеюсь, что наша встреча будет для вас полезной. Ведь школу делает школой учитель. И поэтому прежде всего он сам должен совершенствоваться, для того чтобы смогли это делать его ученики.
(слайд) (Ув. коллеги, то , что вы сейчас услышали, это один из этапов урока по ФГОС, называется он «Рефлексия»
Рефлексия - от латинского reflexio – обращение назад;
- размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (словарь иностранных слов);
- самоанализ (толковый словарь русского языка);
- в педагогике: самоанализ деятельности и её результатов.
2. Ув. коллеги, что вы ждете от сегодняшнего занятия ?
(Если возникнут затруднения, обратиться к теме на слайде)
(слайд) Это был следующий этап урока по ФГОС , целеполагание)
Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах
В новых стандартах : учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания.
3. Давайте проанализируем каждое слово из темы нашего заняти.
Скажите пожалуйста, что вы знаете про такое понятие ,как УУД.
(Слайд) Что же включает в себя понятие «универсальные учебные действия»?  В широком значении термин УУД означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении термин УУД можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самого процесса.
(слайд) В чём заключаются функции универсальных учебных действий?
  Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному  образованию;
  Обеспечению успешного усвоения знаний, формированию умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
(Слайд)Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирования изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,  распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
4.Что вы знаете о технологии продуктивного чтения?
(слайд) Продуктивное чтение – учим самостоятельно понимать текст. До чтения ученики прогнозируют содержание текста, во время чтения ведем диалог с автором, После чтения беседуем и уточняем позицию автора.
(слайд) Что такое ПОЛНОЕ понимание текста?
Это вычитывание трех видов текстовой информации:
фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)
подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)
(слайд) Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке
Прочитайте текст, выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию
Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы, возможно специальное продуктивное задание к тексту)
Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.)
Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа)
Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту)
5.Только, что мы с вами применили еще одну современную технологию – создание проблемной ситуации или проблемный диалог.
(слайд) Проблемно-диалогическая технология. Так мы незаметно подвели детей к теме урока
Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
6. А сейчас, давайте посмотрим как работает технология продуктивного чтения на практике.
Формулировка темы урока
Учитель. Посмотрите на выставку книг, которую мы оформили к сегодняшнему уроку. Кто автор всех этих произведений. (Крылов)
(Слайд 1. -4)
“Люблю, где случай есть, пороки пощипать…” И.А.Крылов.
Учитель. Посмотрите на портрет писателя, каким он вам представляется по характеру. (Добрый, умный и т.д.)
Давайте прочитаем текст  на слайде. Что нового узнали о баснописце?
Каким он был человеком? (Трудолюбивым, любил учиться)
Что удивило вас в этом сообщении? (Начал учить греческий язык в пятьдесят лет и за два года овладел им в совершенстве)
Постановка цели урока
Учитель. Что такое басня? (Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей – хитрость, жадность, глупость, лень и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей и их пороки. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, в котором объясняется смысл басни) (слайд 5)
Учитель. На какой жанр литературы похожа басня? (На сказку)
Что у них общего, чем отличаются?
Учитель. Прочитайте, что написано на слайде, только справа налево, так как подписывал свои басни И.А.Крылов.(тренировка произвольного внимания) (слайд6)
КАР И АКУЩ, ЬДЕБЕЛ
Ответы детей.
Учитель. Правильно, сегодня мы прочитаем басню И.А.Крылова “Лебедь, Щука и Рак”. Будем учиться находить в басне мораль-поучение.
Изучение нового материала.
1. Актуализация знаний.
(Слайд 8.)
Учитель. Посмотрите на слайды. Что общего у всех этих животных? (Их жизнь связана  с  водой)
2. Чтение басни учителем
3. Первичная проверка понимания прочитанного.
Учитель. Понравилась ли вам басня?
Что заставило вас улыбнуться? (Герои не смогли сдвинуть воз)
Каким был ваш смех? (Добрым, не злым)
Что узнали из басни? Какое событие описывает Крылов?
Есть ли незнакомые слова в басне? Объясните их значение.
(Лад, поклажа, воз, впряглись, ныне).
(Слайд 9.)
Лад – действовать совместно, не расходясь.
Мука – сильное физическое или нравственное страдание.
Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.
Воз – повозка или сани с кладью.
Ныне – теперь, в настоящее время.
Объясните выражение
«Из кожи лезут вон» – усердствовать, стараться изо всех сил.
– Оправдались ли наши предположения?
Почему же «воз и ныне там»?
4. Выявление жанра произведения.
Что же я прочитала: стихотворение, сказку или что-то другое?
Назовите признаки стихотворения (рифма)
Докажите, что события, о которых вы узнали, могли произойти в сказке (герои – животные)
Это не стихотворение и не сказка, а как назвать? (вывешиваю слово БАСНЯ)
Попробуйте объяснить, что такое басня.
Сравните свои мысли с объяснением в учебнике “Литературное чтение”, стр. 49.
Итак (на доске таблица):
Басня – краткоеиносказательноестихотворение.
Прочитайте первые три строчки басни и попробуйте их объяснить.
Подумайте, похожи ли они на пословицу? Чем? (похожи, как и пословица содержат поучительный смысл)
Эти слова учат, наставляют. Это МОРАЛЬ басни или поучение. Она может быть в начале или в конце басни, значит,
Басня – поучительное краткое иносказательное стихотворение.
5. Составление модели.
Учитель моделирует на доске
По жанру – басня, тема – животные.
Кого подразумевает автор под образами животных?
Какие пороки высмеивает автор?
Чтение басни учениками, работа над конкретным содержанием.
Есть ли в басне слово, которое подсказывает, что воз они могли бы сдвинуть с места и свезти? (Товарищи)
Чего же им не хватило? (Согласия)
А как вы понимаете слово ЛАД.(Карточка с этим словом вывешивается на доску)
О каком же событии рассказал Крылов? (“Однажды Лебедь, Рак и Щука везти с поклажей воз взялись”)
Как вы понимаете слово ПОКЛАЖА? (Карточка с этим словом вывешивается на доску)
Назовите героев басни
Прочитайте слово, которое помогает увидеть образ лебедя в басне (“Лебедь рвётся в облака.” Он стремительный, упрямый)
А рак? (“Рак пятится назад”. Он неторопливый, видит только свою дорогу)
Найдите и прочитайте слово, которое помогает увидеть образ щуки. (“Щука тянет в воду”. Она тоже делает своё дело)
Найдите и прочитайте слова, которые помогают увидеть усердие животных. (“Из кожи лезут вон”)
Как вы понимаете эти слова? (Значит прикладывают много усилий)
А есть ли результат? (Нет)
А как об этом сказал Крылов? (“А воз и ныне там”)
Это выражение из басни мы часто используем в своей речи, даже не задумываясь о его значении. Такие выражения называются КРЫЛАТЫМИ. ( на доске) А воз и ныне там – значит работа не двигается с места.
Какие же недостатки высмеивал Крылов? (Несогласованность действий)
Чтение басни вслух учениками (1-2 ученика) 
Закрепление изученного.
1. Выборочное чтение.
Учитель. Прочитайте басню. Ответьте на вопросы словами из басни.
(Слайд 9 ).
Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак? (Однажды Лебедь, Рак да Щука вести с поклажей воз взялись.)
Как они старались выполнить работу? (Из кожи лезут вон)
Получилась ли их затея? (А возу всё нет ходу)
Найдите слова, которые помогают увидеть образ каждого героя. (“Лебедь рвется в облака” – он стремительный, упрямый, быстрый; “Рак пятится назад” – он неповоротливый, нерасторопный, идет назад; “Щука тянет в воду” – настойчиво выполняет свое дело).
Есть ли в басне слова, которые подсказывают, что воз можно было бы свезти? (Товарищи, поклажа легка)
(Слайд 10.)
Учитель. Посмотрите на следующий слайд и подумайте:
Что главного не сделали герои басни: не спели вместе; не договорились, как они будут действовать; не пригласили на помощь кого-то более сильного?
2. Словарная работа.
Учитель. Замените своими словами выражения из басни:
(Слайд 11)
“Из кожи лезут вон” – очень стараются.
“А воз и ныне там” – воз стоит на прежнем месте.
“А возу все нет ходу” – герои не сдвинули воз с места.
3. Выразительное чтение басни.
Учитель. Давайте прочитаем басню выразительно.
С каким настроением вы будете читать басню?
Какое чувство вызывают у вас герои этой басни? (Сожаление, что друзья должны были договориться, как вместе свезти воз).
Как автор относится к своим героям? (Он сожалеет, что в товарищах нет согласья)
Для чего и зачем И.А.Крылов написал эту басню? (Баснописец подсказывает нам, как нужно поступить в этой ситуации; учит видеть недостатки, учиться на чужих ошибках)
 Работа над моралью басни.
Учитель. Давайте найдем мораль – поучение, т.е. главную мысль басни. (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет)
(Слайд 12.)
Учитель. Посмотрите на слайд, скажите, какое выражение из басни стало крылатым?
Да только воз и ныне там.
Учитель. Когда так говорят? (Ответы детей)
4. Анализ произведения
Чтение за учителем.
– Случайно ли подобрал И.А. Крылов именно этих героев?
(Нет, у всех у них жизнь связана с водой, поэтому должны быть друзьями)
– Какие слова помогают увидеть образ каждого героя?
«Лебедь рвётся в облака» – он стремительный, упрямый, быстрый
«Рак пятится назад» – неповоротливый, нерасторопный, идёт назад
«Щука тянет в воду» – упрямая, только своё дело знает
Чтение по рядам:
1ряд – 1-3 строчки
2 ряд – 4-7 строчки
3 ряд – 8-13 строчки.
– Возможно, ли было им сдвинуть воз с места? Прочитайте в тексте слова, которые подсказывают, что воз, можно было свезти. («Поклажа бы для них казалась и легка…»)
– Почему же «воз и ныне там»?
– Найдите главную часть басни – мораль. (Первые три строчки)
5. Практическая часть.
Работа с пословицей. Работа в группах (пословицы даются с дифференцированным подходом)
Задание группе: собрать из слов пословицу и определить соответствует ли она басне.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Много захочешь последнее потеряешь.
Дружно негрузно, а врозь – хоть брось.
Учитель. Приведите примеры из жизни, которые соответствуют данным выражениям.
7. Итог урока.
Учитель. С каким произведением великого баснописца мы сегодня познакомились?
Что такое басня?
Для чего и зачем нужно изучать басни? (чтобы избавляться от своих пороков)
(Слайд 13)
Так какие же пороки любил “пощипать” И.А.Крылов? (глупость, лень и т.д.)
Как вы оцениваете свою работу на уроке? (рефлексия своих действий, дети показывают изображение “веселого” или “грустного” человечка)
8. Домашнее задание.
Самостоятельно прочитать басню , найти мораль басни.
Подготовиться к выразительному чтению басни.