Ф.И.Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья»

"Ф.И.Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья»"
Задачи урока: 1. Обучающие: познакомить учащихся со стихотворением Ф. Тютчева «Листья», обучать правильному чтению стихов, развивать умение читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, отличать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за ролью слов в художественном тексте. 2. Развивающие: способствовать развитию речи, мыслительных процессов, внимания, памяти, творческих способностей. 3. Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, прививать интерес к урокам литературного чтения, воспитывать любовь к природе. 4. Универсальные учебные действия: развивать умение контролировать и оценивать работу товарища и ее результат, развивать умение сотрудничать друг с другом, выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока I. Организационный момент
II. Актуализация знаний - Сегодня у нас ребята необычный урок. Что вы видите перед собой? (деревья, кустарники, листья желтые и т.д.)
- А какое домашнее задание у вас было? (подобрать и выучить стихи о природе, об осени любого автора)
- Желает кто- нибудь рассказать стихотворение?
- Почему именно это стихотворение ты выбрал? Чем оно тебе понравилось?
Обсуждение выбранных стихотворений
III. Вступительная беседа. Сообщение темы, цели урока.
– Сегодня мы прочитаем еще одно стихотворение Ф. И. Тютчева, которое поэт назвал «Листья».
– Вам, конечно, не раз приходилось наблюдать за тем, как в пору листопада облетают с деревьев листья.
– Что вам напоминает их полет?
– А вот какой разговор листьев «услышал» Федор Иванович. Хотите и вы послушать его?
IV. Первичное восприятие текста.
Учитель  выразительно наизусть читает  стихотворение  Ф.  И.  Тютчева «Листья».
V. Анализ произведения.
1. Беседа по прочитанному.
- От чего имени написано это стихотворение?
– Какими вам показались листья?
– О чем они мечтают?
– Почему они хотят улететь вместе с ветрами?
– Какие слова помогают лучше представить характер листьев?
- Найдите строчки, в которых подтверждается, что листья выполняют функцию живого существа.
(Мы ж, лёгкое племя, мы были в красе, мы ждать не хотим, мы с вами летим.)
- Какое настроение у автора?(Радостное и грустное.)
- Какие строчки передают настроение радости?
( Мы цветём и блестим, играли с лучами, купались в росе.)
- Какие строчки передают настроение грусти?
(Но птички отпели, цветы отцвели, лучи побледнели, зефиры ушли.)
- Какие деревья любил Тютчев? (Лиственные.)
- К какой группе деревьев относятся сосна и ель? (Хвойные.)
- Как поэт описывал хвойные деревья?
(Всю зиму торчат, их тощая зелень, как иглы ежа, ввек не желтеет, но век не свежа.)
- К чему призывают листья буйный ветер? (Скорей нас сорвите с докучных ветвей.)
- Какую мелодию вы слышите в стихотворении?
(Спокойную, негромкую, распевную.)
Далее следует упражнение в чтении стихотворения, учащиеся отмечают паузы, выделяют слова, на которые следует ставить логическое ударение.
Примечание: следует объяснить детям слово «зефиры». Зефир (устар. поэт.) – легкий теплый ветерок.
2. Послушайте отрывок из одной песни
Листья жёлтые Над городом кружатся С тихим шорохом Нам под ноги ложатся И от осени не спрятаться Не скрыться Листья жёлтые Скажите, что вам снится?
- О каком времени года поётся в песне? ( Об осени.)
- Кто главный герой песни? ( Осенние листья.)
- Сегодня одна из наших групп приготовила сочинение – миниатюры на тему «О чем рассказал нам осенний листок»
- Вы готовы их послушать?
VI. Подведение итога урока.
- Какова тема стихотворения? ( Показать осенние листья.)
- Какие чувства, настроение выразил поэт? ( Любование картинами осени.)
- Познакомившись со стихотворением, что вы можете сказать о Ф.Тютчеве как о человеке?
( Он любил всё живое, понимал красоту природы, чувствовал её,)
-Мог ли написать такие красивые строки человек, который редко бывает наедине с природой?
( Чтобы написать такие красивые стихи, мало просто любить природу, надо быть ещё и очень наблюдательными, иметь развитое воображение.)
-: Какие размышления, чувства возникли у вас после знакомства со стихотворением Ф.Тютчева? И как бы вы это передали в своих рисунках?
VII. Подведение итогов.
- Вам понравился наш урок?
- Где вам больше нравится проводить уроки? Почему?
Домашнее задание.
Нарисовать иллюстрацию к любому стихотворению Ф. Тютчева. Приготовить выразительное чтение стихотворения
15