Технология продуктивного чтения как средство формирования умений анализировать, интерпретировать и оценивать информацию текста


Технология продуктивного чтения как средство формирования умений анализировать, интерпретировать и оценивать информацию текста
учитель начальных классов 1 категории,
Винницкая Тамара Григорьевна.
Над этой темой я работаю второй год. В моем классе дети разного уровня развития.
Актуальность выбранной темы связана с тем, что в классе наблюдается снижение уровня читательской культуры детей.
Сегодня компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать.
Отношение человека к книге формируется уже в младшем школьном возрасте.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.
Современное литературоведение рассматривает художественное произведение как сложное системное единство, познать которое можно лишь с помощью целостного анализа. Умение анализировать художественное произведение следует рассматривать как сложное умение, представляющее собой систему частных умений, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения как частей художественного целого.
Решение данной проблемы определило цель моего исследования. Изучив немало литературы, я пришла к выводу, что технология продуктивного чтения поможет мне решить многие проблемы.
Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. Задачи:1.     Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;2.     Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;3.     Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;4.      Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.   
Этапы работы с текстом. Как научить ребенка работать с текстом?
I этап. Работа с текстом до чтения. Цель: прогнозирование будущего чтения.Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по:
- Названию
- Имени автора
- Иллюстрациям (перед текстом)
-Выделенным словам (просмотровое чтение)
- Нахождение и проговаривание трудных и длинных слов, их значение
- Привлекая предшествующий читательский опыт
Самое главное на данном этапе – вызвать у детей желание, мотивацию прочитать то или иное произведение
1) До чтения ученики сами прогнозируют содержание нового произведения:
Например, предположите, о чём этот текст по его названию.
2) Выявление темы занятия при использовании пословиц и поговорок.  Например, догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах)
1) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а.2) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы.(1) Доброе слово лечит, а злое калечит. 2) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.)
- Чему учат эти слова? Какова тема занятия? (Добро и зло)  Например, Виктор Петрович Астафьев «Стрижонок Скрип» в разделе «Природа и мы»
1. чтение стихотворений (на экране)
Снова птицы летят издалека
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет. (А. Фет)
Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной. (И. Бунин)
- о каком времени года говорится в каждом стихотворении?
-Как узнали? По каким признакам?
- Сегодня познакомимся с рассказом, из которого узнаем много интересного из жизни стрижей.
А написал его замечательный писатель Виктор Петрович Астафьев.
Результат — мотивирование чтения. Используется на уроках литературы, окружающего мира.II этап. Работа с текстом во время чтения. Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.Для восприятия текста применяю беседу, фиксацию первичных и последующих впечатлений. Для этого читаем и ведём диалог с автором: задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Применяю такие приёмы, как:
- чтение-слежение за учителем или аудиозаписью; комбинированное чтение (учитель-ученик, ученик-учитель);
- самостоятельное чтение цепочкой по предложению;
- чтение вполголоса;
- чтение и нахождение отрывка к рисунку;
- чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено;
- чтение по ролям; чтение по ролям диалога, исключая слова автора;
- чтение -пометка непонятных слов, объяснение и уточнение значений слов выявление совпадений – первоначальных предположений, учащихся с содержанием;
-деление текста на смысловые части;
- составление плана;
- выразительное (осмысленное) чтение.
Во время чтения текста формируется умение включаться в диалог с автором и с учителем, умение аргументировать свою точку зрения, проявляется внимание к суждениям одноклассников и желание «разгадать» авторские подсказки в тексте.
Для чтения произведения использовала аудиоприложение, дети следят за чтением, выделяют сложные для понимания слова.
Например, БЕСЦЕРЕМОННО – беззастенчиво и развязно, выходя за границы вежливости.
ЗАПОЛОШНО – суматошно, неспокойно, взбалмошно.
- Как вы понимаете выражение «у них серьезная и строгая мама», «становиться на крыло».
III этап. Работа с текстом после чтения. Цель:  корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.Использую беседу, уточняем позицию автора. На этом этапе организую коллективную деятельность так, чтобы получилась дискуссия с выдвижением гипотез, способствующих корректировке точек зрения в соответствии с авторским смыслом, подведение учащихся к коллективному решению, формулирование основной идеи текста. Задача учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Использую следующие виды работы:
1.Организация беседы о личности писателя; Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.2. Постановка концептуального вопроса к тексту (лучше проблемного);
нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос;
чтение самого «важного» места в рассказе или в стихотворении;
нахождение отрывка, который можно было бы прочитать презрительно, с насмешкой, радостью, строго, с мольбой, досадой, возмущенно, весело, печально
3. Осмысление содержания (рассказ о герое, событии, выборочный или краткий пересказ, составление плана).
4. Стилизация, наблюдение над языком.
5. Эмоциональная сфера (выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства).
6. Творческие задания в группах, парах: творческий пересказ, иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов, чтение по ролям.
7. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? И т.д.
8. Составь задание соседу, задай вопрос классу  например, «Скрип» Астафьева: повторное чтение и деление на части (микротемы); пересказ по составленному плану, а дома можно задать – пересказ от имени Скрипа.
На данном этапе мне помогают задания из рабочей тетради.
В технологии продуктивного чтения самая сложная работа у учителя, она заключается в подготовке к подходящим отрывкам текста, иллюстрации, вопросов к ним.Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке:
Прочитайте текст, выделите в нем главных героев, их поступки.
Определите роль данного текста на уроке.
Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.).
Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа).
Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту).
Таким образом, технология продуктивного чтения помогает вычитывать информацию из текстов разных видов, этот навык необходим при изучении различных учебных предметов, будь то литература или окружающий мир, в старшем звене – история, биология, география.
Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных действий:
- умений строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами,
- умения понимать собеседника (автора);
- умение слушать и понимать других,
- умение работать в группе.
Также формируются и познавательные универсальные действия:
- умение извлекать информацию из текстов, иллюстраций, схем;
- умение на основе анализа текста делать выводы;
- умение находить ответы на вопросы;
- умение обобщать и классифицировать по признакам.
Уроки литературного чтения с учётом формирования УУД требуют от учителя не только знания технологии, но и любви к литературе и чтению. На таких уроках  обязательно идёт формирование  личностных универсальных действий, как: умение выражать эмоции и высказывать своё отношение к героям ; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Формируется мотивация к обучению.
Список литературы:
Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М: Просвещение, 2010.
Бондаренко С.М., Граник Г.Г., Концева Л.А. «Как учить работать с книгой», М.,1995.
Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 20100»: [Монография]/ Чиндилова О.В. – М.: Баласс, 2010 – 208с.