Методы и приемы технологии продуктивного чтения в 1 классе.


Конспект «мастер-класса».
Педагог : Пивоварова Наталья Дмитриевна.
Класс: 1-4 класс
Тема: «Методы и приемы технологии продуктивного чтения в 1 классе»
Участники мастер-класса: учителя начальных классов общеобразовательных учреждений городского округа город Михайловка
Дата проведения: 31.03.2017г.
Цель: познакомить с методами и приёмами работы технологии продуктивного чтения, способствующими формированию универсальных учебных действий, демонстрация системы работы по применению методов и приемов технологии продуктивного чтения.
Задачи:
- демонстрирование приемов и методов по формированию навыков работы с текстом;
- развитие интереса к данной теме в свете реализации требований ФГОС второго поколения;
- показать практическую значимость использования данной технологии по формированию УУД, целесообразность его использования в практической деятельности на уроке.
Планируемые результаты мастер – класса:
Предметные:
- знать этапы формирования навыков работы с текстом у младших школьников в свете требований ФГОС -2.
Метапредметные :- участвовать в постановке проблемы мастер –класса ;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- участвовать в диалоге и общей беседе.
Личностные:
- осознать необходимость работы над данной темой;
- проявлять инициативу в поисках путей решения проблемы;
- дипломатично выражать свое мнение.
Методы:
- словесные, наглядные, практические;
- метод формирования интереса;
- методы контроля и самоконтроля.
Формы работы:
- групповая работа;
- фронтальная;
- индивидуальная.
Оборудование: ноутбук, экран, тренажеры, раздаточный материал, презентация, буквари, рисунки, словарики настроений, кубик Блума.Мастер-класс
«Методы и приемы технологии продуктивного чтения в 1 классе».
Цель мастер-класса: познакомить с методами и приёмами работы технологии продуктивного чтения, способствующими формированию универсальных учебных действий.
Практическая значимость: ознакомление с методами и приёмами технологии продуктивного чтения в 1 классе.
Задачи:
раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с методами и приёмами работы по формированию навыков работы с текстом в 1 классе;
показать практическую значимость использования данной технологии по формированию УУД, целесообразность его использования в практической деятельности на уроках.
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, экран, презентация, памятки, буквари, карточки с текстом, рисунки, словарики настроений.Предполагаемый результат: участники мастер-класса познакомятся с опытом работы по формированию УУД посредством технологии продуктивного чтения на уроках в 1 классе и получат возможность использовать приобретенные знания и приемы в своей практике.
Ход мастер-класса:
1 часть – теоретическая.
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам определить тему мастер-класса по синквейну: (слайд1)
?
интересное, захватывающее
понимать, рассуждать, оценивать
Начинаем с 1 класса.
речевая деятельность
Спасибо! (слад 2)
чтение
интересное, захватывающее
понимать, рассуждать, оценивать
Начинаем с 1 класса.
речевая деятельность
Тема мастер - класса – чтение. Предлагаю вашему вниманию мастер – класс «Методы и приемы технологии продуктивного чтения в 1 классе» (слайд 3 - тема)
Какими методами и приемами можно воспользоваться для развития речевой деятельности младшего школьника, чтобы чтение для него стало интересным, захватывающим, чтобы научить ребенка понимать не только явное содержание, но и научить его читать между строк, понимать основную мысль автора, рассуждать, оценивать и выражать свое отношение к прочитанному.
Особенно это актуально в век новых технологий, когда важно не только уметь читать и ориентироваться в большом потоке информации, но и уметь анализировать её и использовать в жизни.
Чтение - это общеучебное умение, является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. (слайд 4 - УДД)
Результаты ВПР в прошлом году показали, что обучающиеся испытывают огромную трудность в работе с информацией, с текстом. Несмотря на усиленную подготовку, я бы сказала даже тренировку, в течении года, учащиеся допустили много ошибок из-за неточного прочтения текстов, заданий, особенно по окружающему миру, в заданиях по математике, в определении основной мысли текста. Работу с текстами активизировать необходимо уже с первого класса при работе с Букварем или Азбукой.
(слайд 5-6 о технологии: цель и задачи)
Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное понимание и восприятие текста.
Цель: формирование читательской компетенции школьника
Задачи:
развитие интереса к процессу чтения;
формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;
введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей;
развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
приобщение к литературе как  искусству слова.
Рассмотрим этапы технологии с используемыми методами и приемами:
(слайд 6 – этапы работы над текстом)
Этапы работы над текстом: (слайд 7 – этапы)
Работа с текстом до чтения – прогнозирующий, мотивационный этап.
Работа с текстом во время чтения – диалог с автором.
Работа с текстом после чтения.
(слайд 8– первый этап)
Первый этап работы с текстом – до чтения – просмотровое чтение:
1.Дети читают фамилия автора (краткие сведения об авторе, его книги, рассказы, что можно сказать об авторе по его фотографии);
2.Работа с заголовком: (слайд 9-10)
составить из букв заголовок,
прием «Ассоциация» ( с каким предметом похоже)
выбрать слоговую и звуковую схему к заглавию,
зашифровать заголовок цифрами (ключ – алфавит),
какие слова или части слов можно увидеть в этом слове (например, «Лошарик» Г. Сапгира), высказывание своих предположения о содержании рассказа по его заголовку,
по опорным словам, высказать свои предположения о содержании,
разъяснение трудных слов,
введение понятия жанра (без термина): это стихи или рассказ,
высказывание своих предположений о теме и содержании произведения, как будут развиваться действия.
3.Работа с иллюстрациями ( слайд 11)
высказывание своих предположений о героях, теме, содержании.
выражение своих симпатий к изображаемому,
определение героев произведения.
Результат 1 этапа: предвосхищение чтения, создание мотива для чтения (слайд12)
УДД до чтения:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
слушать и понимать речь других.
(слайд 13)
Второй этап работы с текстом – во время чтения. Изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). (слайд 14)

1.Текст читает учитель, учащимися или аудиозапись. Последний вариант полезен тем, что позволяет учителю увидеть, как дети могут следить за чтецом.
2.Чтение может быть с остановками, т.е. чтение по частям, с уточняющимися вопросами по поводу значения слов, по содержанию.
3.На данном этапе можно использовать прогнозирующий прием: «А что дальше?»
4.Во время чтения с остановками учитель обращается к детям с вопросами:
«Какие чувства испытывали во время чтения?»,
«Подтвердились ли первоначальные предположения о содержании текста?»
«Совпадают ли наши предположения с замыслом автора?».
Комментарии должны быть краткими и динамичными, не превращать диалог с автором в беседу.
5.Вопросы автору произведения: «Что вы бы хотели уточнить у автора?», «О чем бы вы хотели спросить автора?»
Этими вопросами можно переходить и третьему этапу.
Результат 2 этапа: ( слайд 15)
понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации.
УДД во время чтения:
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Третий этап работы с текстом – после чтения. (слайд 16)
Для третьего этапа для вас, коллеги, приготовила памятку, которую вы можете использовать при самостоятельной работе. Прокомментирую некоторые из них.
РАБОТА СО СЛОВОМ, ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ (слайд 17)
Подобрать заголовок к частям текста или ко всему тексту (если его нет).
Выяснение непонятных слов.
Расположить опорные слова текста в связи с последовательностью содержания.
Одним словом или несколькими словами выразите самое главное или выбрать из предложенных.
Учим формулировать вопросы, ответы на которые можно найти в тексте.
Выбрать пословицу к тексту и объяснить ее.
Проблемные вопросы к тексту.
Вопросы на личное восприятие прочитанного.
Восстановление деформированных предложений выражающих главную мысль автора.
Кроссворд. Отгадывание слов и нахождения их места в тексте.
Выборочное чтение с определенным заданием.
Найти слово в определенном по счету предложении и составить с ним предложение.
Найти ошибочные высказывания по тексту.
Дерево чувств.( словарик настроений).
Какие чувства вы испытывали при чтении этого рассказа? Какое настроение было до чтения и после чтения? Характеристика героев.
Определить, выбрать героев произведения из предложенных.
Кубик Блума – прием технологии критического мышления.
Список (презентация) книг или рассказов для дополнительного чтения.
СХЕМЫ, МОДЕЛИ, ТАБЛИЦЫ (слайд18)
Работа над содержанием по моделям «Цепочка событий» – пересказ текста.
Система образов произведения в виде структурной схемы.
Это помогает увидеть все образы, разобраться в их связях и взаимоотношениях и вывести идею как главную мысль текста.
Сравнительный анализ героев произведения в виде таблицы.
РАБОТА С РИСУНКОМ, ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ (слайд 19)
Рисунок. Можно использовать при тексте описании, насколько читатель внимательно прочитал текст, или рисунок героя произведения: как его представляет читатель, с обязательной «защитой» своего рисунка. Работа с рисунком или иллюстрацией с определением точного изображения деталей авторского замысла – это может быть один из видов работы домашнего прочтения.
Иллюстрация.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ (слайд 20)
Придумать продолжение текста.
Подумать, как бы вы поступили в данной ситуации.
Чтение по ролям, инсценировка.
Рисунок, словесное рисование.
Рисунок – это средство формирования универсальных учебных действий: видение информации, умение добывать ее и работать с ней.
С помощью рисунка как методического приема развиваем воображение и речь ребят, можно выявить точность и глубину понимания учениками-читателями главной мысли и идейного смысла произведения.
Результат: интерпретация текста (слайд 21)
УДД после чтения:
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
ориентироваться в учебнике;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
выразительно читать и пересказывать текст;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
(слайд 22)
Формы работы на уроках: коллективные, фронтальная, индивидуальная, в группах, в парах, индивидуальные
2 часть «Имитационная игра» (слайд 23)
Напомню этапы работы с текстом. (слайд 24)
Предлагаю поработать два первых этапа технологии продуктивного чтения и поработать с текстом из Букваря часть 2 из УМК «Начальная школа 21 века».
1 этап - до чтения: (учебник не открываем!) (слайд 25 -26)
Сегодня мы познакомимся с новым произведением.
Составьте фамилию автора, произведения которого мы будем читать.
Прочитайте фамилию автора. Знакомы ли вы с его произведениями.
Н.Носов написал много рассказов и повестей для детей.
Составьте заголовок из букв. Прочитайте заголовок «Лестница» .(слайд 27)
Выберите звуковую и фонетическую схемы к заголовку.
Где можно встретить этот предмет «лестница»? (слайд 28)
(откроем учебник)
Мы сегодня будет читать рассказ Н. Носова «Лестница» (слайд 29)
(слайд 30)
Рассмотрите иллюстрацию. Что вы можете сказать о героях нашего рассказа.
Предположите о чем или о ком будет рассказ:
– самостоятельно,
- по опорным словам (слайд 31)
2 этап - во время чтения (слайд 32)
Чтение текста учителем и хорошо читающими детьми, чтение по цепочке с уточняющими вопросами:
«Подтвердились ли первоначальные предположения о содержании текста?»
«Совпадают ли наши предположения с замыслом автора?».
«А как вы думаете, что будет дальше?»
«О чем нам рассказал автор в своем рассказе?» и т.д.

(слайд 33)
3 часть – самостоятельная работа.
(работа в группах)
3 этап – после чтения.
Над третьим этапом данной технологии поработаем в группах. Перед вами памятки с методами и приемами работы. Выберите наш взгляд наиболее эффективные приемы и обоснуйте их.

РАБОТА СО СЛОВОМ, ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Расположить опорные слова текста в связи с последовательностью содержания.
(расставить )Одним словом или несколькими словами выразите самое главное или выбрать из предложенных о ком или о чем текст.
Петя научился считать!
Нужно всегда помогать друг другу!
Всегда доводи начатое дело до конца.
Не получается, не расстраивайся, получится в другой раз.
Мама всегда поможет!
Учим формулировать вопросы, ответы на которые можно найти в тексте.
Проблемные вопросы к тексту.
Восстановление деформированных предложений выражающих главную мысль автора.
Выборочное чтение с определенным заданием.
Найти слово в определенном по счету предложении и составить с ним предложение.
СХЕМЫ, МОДЕЛИ, ТАБЛИЦЫ
Работа над содержанием по моделям «Цепочка событий» – пересказ текста.
Система образов произведения в виде структурной схемы.
Сравнительный анализ героев произведения в виде таблицы.
РАБОТА С РИСУНКОМ, ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ
Иллюстрация.
Какая лестница нам подходит? Почему?
А почему рассказ назван «Лестница?»
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Подумать, как бы вы поступили в данной ситуации. (слайды 34-42)
4 часть – результативность опыта. (слайд 43)
Таким образом,  продуманная и целенаправленная  работа с текстом позволяет  добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Данная технология помогает мотивировать желание читать, стать активным читателем и собеседником.
применима самостоятельно вне урока;
возрастно-сообразна и доступна;
ориентирована на развитие личности читателя;
развивает умение прогнозировать результаты чтения;
способствует достижению понимания на уровне смысла.
Результаты применения технологии продуктивного чтения:
Какие образовательные результаты обеспечивает технология продуктивного чтения?
Коммуникативные: формулировать свою позицию, понимать автора произведения, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Познавательные: извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию, выразительно читать и пересказывать текст.
Личностные: высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Регулятивные: умение работать по алгоритму, определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; ориентироваться в учебнике.
Технология продуктивного чтения универсальна. Она эффективна как на уроках литературного чтения, так и на других уроках. Освоив эту технологию на примерах художественных произведений, дети научатся понимать любые тексты.
5 часть – рефлексия (слайд 44)
Уважаемые коллеги!
Прошу Вас, уважаемые коллеги, высказать свое мнение о проведенном мастер-классе помощью кубика Блума – одного из приемов технологии критического мышления.
На гранях кубика написано начало предложений:
Назови…
Почему…
Объясни…
Предложи…
Придумай…
Поделись…
(слайд 45)
Выпавшая грань укажет: какого типа нужно задать вопрос и с этого слова должен начинаться вопрос, адресованный мне или всем коллегам.
Назови – воспроизведение полученных знаний.
Почему - позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  
Объясни – уточняющие вопросы. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Предложи - свое видение проблемы, свои идеи, которые позволяют применить то или иное правило.
Придумай - это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Поделись - вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Свой вариант ответов для данного мастер-класса:
Назовите значимые для вас приемы работы.
Почему технология критического мышления мотивирует желание читать?
Объясните прием составления системы образов произведения в виде структурной схемы.
Предложите из своего опыта интересный прием работы с текстом.
Придумайте, как можно использовать этот прием на уроке окружающего мира.
Поделитесь, какие приемы работы с текстом вызывают у вас больший интерес.
Спасибо за работу! (слайд 46)
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ
Первый этап работы с текстом –
до чтения –
прогнозирующий, мотивационный этап:
1.Дети читают фамилия автора (краткие сведения об авторе, его книги, рассказы, что можно сказать об авторе по его фотографии);
2.Работа с заголовком:
составить из букв заголовок,
прием «Ассоциация» ( с каким предметом похоже)
выбрать слоговую и звуковую схему к заглавию,
зашифровать заголовок цифрами (ключ – алфавит),
какие слова или части слов можно увидеть в этом слове (например, «Лошарик» Г. Сапгира), высказывание своих предположения о содержании рассказа по его заголовку,
по опорным словам, высказать свои предположения о содержании,
разъяснение трудных слов,
введение понятия жанра (без термина): это стихи или рассказ,
высказывание своих предположений о теме и содержании произведения, как будут развиваться действия.
3.Работа с иллюстрациями:
высказывание своих предположений о героях, теме, содержании.
выражение своих симпатий к изображаемому,
определение героев произведения.
Второй этап работы с текстом –
во время чтения
(диалог с автором).
Изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста).

Текст читает учитель, учащимися или аудиозапись. Последний вариант полезен тем, что позволяет учителю увидеть, как дети могут следить за чтецом.
Чтение может быть с остановками, т.е. чтение по частям, с уточняющимися вопросами по поводу значения слов.
На данном этапе можно использовать прогнозирующий прием: «А что дальше?»
Во время чтения с остановками учитель обращается к детям с вопросами:
«Какие чувства испытывали во время чтения?»,
«Подтвердились ли первоначальные предположения о содержании текста?»
«Совпадают ли наши предположения с замыслом автора?».
Комментарии должны быть краткими и динамичными, не превращать диалог с автором в беседу.
Вопросы автору произведения: «Что вы бы хотели уточнить у автора?», «О чем бы вы хотели спросить автора?
Этими вопросами можно переходить и третьему этапу.
Третий этап работы с текстом –
после чтения.
РАБОТА СО СЛОВОМ, ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Подобрать заголовок к частям текста или ко всему тексту (если его нет).
Выяснение непонятных слов.
Расположить опорные слова текста в связи с последовательностью содержания.
Одним словом или несколькими словами выразите самое главное или выбрать из предложенных.
Учим формулировать вопросы, ответы на которые можно найти в тексте.
Выбрать пословицу к тексту и объяснить ее.
Проблемные вопросы к тексту.
Вопросы на личное восприятие прочитанного.
Восстановление деформированных предложений выражающих главную мысль автора.
Кроссворд. Отгадывание слов и нахождения их места в тексте.
Выборочное чтение с определенным заданием.
Найти слово в определенном по счету предложении и составить с ним предложение.
Найти ошибочные высказывания по тексту.
Дерево чувств.( словарик настроений).
Какие чувства вы испытывали при чтении этого рассказа?
Какое настроение было до чтения и после чтения?
Характеристика героев.
Определить героев произведения из предложенных.
Кубик Блума – прием технологии критического мышления.
Список (презентация) книг или рассказов для дополнительного чтения.
СХЕМЫ, МОДЕЛИ, ТАБЛИЦЫ
Работа над содержанием по моделям «Цепочка событий» – пересказ текста.
Система образов произведения в виде структурной схемы.
Сравнительный анализ героев произведения в виде таблицы.
РАБОТА С РИСУНКОМ, ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ
Рисунок. Можно использовать при тексте описании, насколько читатель внимательно прочитал текст, или рисунок героя произведения: как его представляет читатель, с обязательной «защитой» своего рисунка. Работа с рисунком или иллюстрацией с определением точного изображения деталей авторского замысла – это может быть один из видов работы домашнего прочтения.
Иллюстрация в учебнике.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Придумать продолжение текста.
Подумать, как бы вы поступили в данной ситуации.
Чтение по ролям, инсценировка.
Рисунок, словесное рисование.
Кубик Блума: методика использования
1. Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
Назови.
Почему.
Объясни.
Предложи.
Придумай.
Поделись.
2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.
3. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.
Классификация вопросов
Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.
Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.
Например, "Назовите главных героев поэмы А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Или "Назовите три признака подобия треугольников", "Что такое определенный интеграл?"
Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме. Например, используя Кубик Блума на уроках английского языка, в блок "Назови" можно включать задания на знание текста.
Пример: Предложите ученикам прочитать текст и заполнить таблицу "Да-Нет" по тексту.
Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  
Например: Почему Петр Первый был прозван Великим? Почему ты относишь Печорина к "лишним людям"? Почему математику называют "царицей наук"? Почему вымерли динозавры? И т.д.
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:
Ты действительно думаешь, что…
Ты уверен, что…
Например: Ты действительно думаешь, что реформы Петра I были необходимы? Ты уверен, что во всех случаях после буквы "Ц" пишется буква "И"? 
Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
Например: Предложи, где и как можно использовать таблицу Д.И. Менделеева? Для чего тебе может понадобиться знание правил рифмы?
Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Например: Придумай, что будет, если на Земле исчезнут все источники пресной воды. Придумай рифмы к этому слову (на уроках английского, русского языка или литературы). Придумай, как использовался бы этот закон в наши дни?
Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Например, Поделись, что ты чувствуешь, когда слышишь музыку Моцарта? Или Почему ты выбрал именно эту тему?
Варианты использования "Кубика Блума" на уроках
Прием критического мышления "Кубик Блума" универсален. Его может использовать не только любой учитель-предметник, но и преподаватели ВУЗов, психологи, социологи.
Возможны два варианта:
Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.
Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.
В старших классах кубик Блума можно представить в виде таблицы. Учащимся предлагают заполнить таблицу вопросами соответствующего типа. Затем на занятии они обмениваются составленными таблицами и анализируют ответы одноклассников.
Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.
Кубик Блума в начальных классах
Например, в начальных классах вместо стандартных вопросов можно использовать следующие:
Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.
Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление?
Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и пр.
Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.
Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".
Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится ученикам, они быстро осваивают технику его использования. А учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения учащихся.