Конспект урока по музыке на тему: В каждой интонации спрятан человек


Урок музыки в 3 классе.
«В каждой интонации спрятан человек.»Учитель музыки МБОУ СОШ № 20
Романенко Е.Б.
Цели:
Воспитательная: сравнение музыкальных образов и оценивание характеров, формирование эмоционального отношения к музыке, понимание музыки, развитие культуры речи.
Развивающая: восприятие музыкальных образов, умение различать музыкальные фрагменты, образное мышление, способность сопоставлять факты, анализировать и высказывать свою точку зрения.
Обучающая: углубить знания о средствах музыкальной выразительности – динамические оттенки, штрихи, тембр, интонация. Умение использовать их при составлении музыкального портрета.
Задачи урока: 
- дать понятие о выразительных и изобразительных интонациях; познакомить со средствами музыкальной выразительности (тембром, динамикой, штрихами), их ролью в создании характера, образа; воспитывать в детях положительные черты характера, формировать культуру слушателя.
Оборудование:
ТАВСО
Музыкальные инструменты: свирель, бубен, ложки, синтезатор.
Методы обучения, используемые на уроке:
Музыкальные:
Метод эмоциональной драматургии;
Метод наблюдения за музыкой;
Метод сопереживания;
Метод музыкального обобщения;
Метод размышления о музыке;
Метод моделирования художественно-творческого процесса.
Общепедагогические:
По источнику знаний – практический, наглядно-слуховой, словесный.
По характеру познавательной деятельности – объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский, игровой.
По дидактическим целям – методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.
Ход урока:
Организационный момент: 
Музыкальное приветствие ( «Болтунья» С.С. Прокофьева) – эмоциональный настрой на урок.
Учитель: Сегодня нас ждёт очень интересный урок. Мы будем учиться слушать, понимать и чувствовать.
Как вы думаете, музыка может только выражать чувства или она может еще и изображать?
Ученики: Музыка может изображать.
Учитель: А какие картины музыка может нам нарисовать?
Ученики: Музыка может изображать картины природы, настроение, может нарисовать образы животных и людей.
Учитель: Молодцы. В изобразительном искусстве картины природы называют – пейзаж, а картины, где изображен образ человека, как называется?
Ученики: Портрет.
Учитель: Правильно. Вот мы и подошли к теме нашего урока. И поговорим мы сегодня о музыке, которая может изображать характер человека.
Так как мы находимся на уроке музыки, то будем рисовать музыкальные портреты. И целью нашего урока будет: узнать, какими музыкальными красками можно нарисовать портрет. Художник, чтобы нарисовать картину может пользоваться красками: масляные, акварельные, гуашь. Так же и композитор может пользоваться красками,  но только музыкальными.
А теперь вспомните наше музыкальное приветствие. Мелодию вы слышали впервые или она уже вам знакома? (Если не вспомнили, то напеть или наиграть).
Конечно. Это «Болтунья». Откройте учебники на странице 26-27, и найдите, кто автор этого стихотворения и кто композитор?
Ученики: Автор стихотворения – Агния Барто, композитор – С.С.Прокофьев.
Учитель: Молодцы. Со стихами А.Барто мы встречаемся с самого детства, это и «Зайку бросила хозяйка», «Идет бычок качается» и многие другие. И с музыкой Прокофьева мы уже встречались. А сейчас еще раз внимательно послушаем это произведение и подумаем, какой же образ нарисовала нам музыка? (Слушание).
Учитель: Молодцы. Все внимательно слушали, а теперь попробуем ответить на поставленный вопрос.
Ученики: Музыка нам нарисовала образ девочки Лиды, которая все время болтала.
Учитель: Прочитайте, пожалуйста, 2-е четверостишие, с выражением. Что общего здесь между музыкальной и разговорной речью?
Ученики: Скороговорка и убедительная размеренная речь – чередование.
Учитель: Композитору удалось передать настроение стихотворения? Как звучала музыка?
Ученики: Музыка звучала легко, весело, шутливо, быстро.
Учитель: Хорошо, вот мы и нарисовали первый портрет, и в этом помогла нам музыка С.С.Прокофьева.
А сейчас вы сами будете исполнителями, но для этого нам нужно подготовить свой голосовой аппарат к работе.
Дыхательная гимнастика:
1. «Цветочек».
2. «Свеча».
3. «Шарик».
4. А,О,У – Работа над исполнением штрихов - legato, staccato, nonlegato.
Учитель: Хорошо, наш голосовой аппарат готов к работе.
Сейчас я вам исполню на пианино 3 музыкальных фрагмента. У вас на партах лежат файлы, достаньте жёлтый лист. Обратите внимание, на них написаны три четверостишия, ваша задача – внимательно прослушать фрагменты и правильно подобрать, к каждому свой стих. (Приложение № 1)
Слушание.
Учитель: А теперь мы разобьемся на группы?: 1,2,3.
Еще раз играю фрагмент, а вы попробуйте подобрать название нашей будущей песенке – (читают, называют)
Тоже проделываем с другими фрагментами.
Молодцы, а теперь обратите внимание на доску, это наша музыкальная палитра – здесь Музыкальные краски, которые помогут нам точнее передать все 3 образа.
Берем первую краску:
ИНТОНАЦИЯ – это музыкальное зерно, из которого рождается музыкальное произведение. Давайте подберем к каждому фрагменту свои интонации (повторяем – какими бывают интонации - подбираем).
Следующая краска – динамика – Что это?
Ученики: Сила звука.
Учитель: Какие динамические оттенки вы знаете?
Ученики: Громко, тихо, не очень громко, не очень тихо. (подбираем)
Учитель: Следующая краска – штрихи – они помогают ярче представить характер звучания. Какие штрихи вы знаете, мы с ними сегодня уже встречались, когда готовили свой голосовой аппарат к работе.
Ученики: Легато – плавно, Стаккато – отрывисто, нон- легато – подчеркивая. (подбираем).
Учитель: А теперь, используя все краски, которые мы подобрали к каждому фрагменту, исполним их (поем хором и соло).
Аплодисменты нашим солистам.
Вот мы с вами и нарисовали 3 образа, какие музыкальные краски мы использовали на уроке?
Ученики: Штрихи, динамические оттенки, интонацию.
Учитель: Музыка может рисовать не только портреты людей – взрослых и детей. Она может рисовать еще и образы животных и птиц.
А чей образ мы будем сейчас рисовать -  вам расскажет музыка. Закрываем глаза, кладем голову на руки и внимательно слушаем.
Ученики: Музыка нарисовала нам образ Черепашек.
Учитель: Возьмите музыкальную палитру и опишите образ Черепашек (дети описывают)
Молодцы, а теперь настало время физ.минутки.
Исполнение физ.минутки «Черепашки».
Сегодня очень плодотворный урок, мы уже нарисовали несколько портретов. Перечислите их.
Ученики: Болтунья, Плакса, Злюка, Резвушка, Черепашки.
Учитель: Молодцы. Сейчас я вам предлагаю прослушать новую песню, которая называется «Зачем мы ходим в школу».
Ваша задача – внимательно прослушать и подумать: какие характеры учеников нам изображает эта песня?. (Разучивание припева).
Учитель: Подведение итога урока, оценивание учащихся, Д/З.
Приложение 1:
фрагмента.
1. «На скакалке я скачу,
Прыгаю и хохочу,
Я люблю играть, резвиться
И с друзьями веселиться».
2.«Брошу на пол куклу я,
Уходите все друзья.
Не хочу я веселиться,
Буду только злиться, злиться».
3. «Плачет дождик за окном,
Плачет Таня за столом,
Не хочу идти гулять,
Буду слезы проливать».
Приложение 2:
1. Зачем мы ходим в школу? Да каждый за своим.Вот Димка для прикола, а Васька вслед за ним.А Рита для того чтоб наряды показать.А Оля для того чтоб все новости узнать.
Припев:А ты, а я. Скажи, зачем ты ходишь в школу?А вы скажите мне друзья для вас, что значит школа?2. Сережа вот, к примеру, не учится совсем,Зато он в школе первый задира и спортсмен.А Валя по предметам по всем имеет пять,Зато из-за оценок ей некогда гулять.3. Мне Таня говорила, что школа просто класс!Особенно когда не спрашивают нас!С уроками морока, но в этом весь прикол!Ведь если нет уроков, то и не будет школ!Припев:А ты, а я. Скажи, зачем ты ходишь в школу?А вы скажите мне друзья для вас, что значит школа?А я, а я, хожу я в школу, чтоб учиться!И знаю я, и знаю я- мне это в жизни пригодится!