Открытый урок по литературному чтению 1 класс Е. Черушин Теремок. Русская народная сказка Рукавичка

Тема: Сказки. Загадки. Небылицы.
Сказки Е.Чарушин «Теремок» и «Рукавичка»
Цели деятельности педагога: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные и авторские сказки.
Тип урока: изучение новых знаний.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знакомство с понятием «авторская сказка»; умение выразительно читать целыми словами и по ролям, делить текст на части и пересказывать их, используя соответствующую лексику.
Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков.
Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.
Регулятивные: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.
Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими); иллюстрации к сказке «Теремок»; рисунки с изображением героев сказки; схема; карточки с загадками; рисунок теремка.














Ход урока
Организационный момент
Звучит музыка «В гостях у сказки»
- Дорогие ребята, поздоровайтесь с нашими гостями, а мы с Вами поздороваемся необычно локтями. Мальчики - руки за голову, а девочки – руки на пояс.
- Я вижу, что у вас сказочное настроение.
- Ребята, посмотрите в стороны. Там есть сказочные герои и у них есть для вас задачка. У каждого героя есть цифра и буква.
- Вам нужно сложить цифры в порядке возрастания, и вы прочитаете тайное слово.
- Тайны, действительно, мы будем сегодня с вами открывать.


Ответ: сказки.
Учитель:
- Нас приветствуют сказочные герои
Нас приглашают сегодня В сказках добрых побывать. Многое самим увидеть И себя там показать. Что за сказки ожидают И меня и вас – друзья? Эта тайна,  И без вас мне  Разгадать её нельзя! Слушайте внимательно,  Это обязательно!  На уроке мы сегодня Много что должны успеть: Почитать, повеселиться,  Поиграть и потрудиться.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
II . Актуализация знаний. Постановка цели урока.
- Посмотрите внимательно на иллюстрации, к одной ли сказке они?
- Покажите на пальчиках свой ответ?
- Может, вы догадались из каких они сказок?
- Ребята, наши сказочные герои приходили к нам и кое-что вам оставили. Загляните под свои парты и посмотрите что там?
- Покажите, что вы там нашли?
Дети говорят, домик из сказки «Теремок», а у других из сказки «Рукавичка»
- Распределите по вариантам героев сказок? Я даю вам минутку чтобы написать.
- А теперь поменяйтесь домиками и посмотрите все ли персонажи сказок попали к себе домой?
- Верните обратно.
- Но это еще не все, посмотрите под своими стульям герои вам оставили правильные ответы
- Посмотрите на героев и обведите, кого вы потеряли? Самопроверка.

Сказка  «Теремок»
Мышка Лягушка Заяц Лисичка Волк Медведь

Сказка  «Рукавичка»
Дед Мышка Лягушка
Зайка Лисичка Волк
Кабан Медведь

Физкультминутка
- Герои сказок нас приглашают на веселую зарядку.
Нам лениться не годится, помните ребята, (руки вверх, в стороны)
Даже звери с теремочка делают зарядку. (наклоны в стороны)
Выходите на зарядку: (маршируют на месте)
Зайцы скачут – скок, скок, да на беленький снежок, (прыжки на месте, как зайчики)
Приседают, слушают – не идёт ли волк, (приседают, слушают)
Серый волк бежит по лесу, а за ним бежит лиса, (бег на месте)
Поднялись у них трубою два пушистеньких хвоста, (руки через стороны вверх)
А ещё забыли мышку, мышку – серую малышку. (присели, встали)
Молодцы же вы ребята все садитесь на места.
III. Изучение нового материала
Вступительная беседа.
– Я вижу, что вы знаете эту сказки. Это хорошо. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел, который называется так: (на доске): Сказки. Загадки. Небылицы. Чарушин сказка «Теремок», Русская народная сказка «Теремок».
- Посмотрите, может кто-нибудь увидел, чем они отличаются?
– Почему одни сказки мы называем народными, а другие – авторскими?
- Если есть автор сказки, то это - сказка авторская. - А если у сказки нет автора, то как такая сказка называется? (народная)
Разыгрывается  проблемный  диалог
1 лисичка:  - Привет!
2 лисичка: - Привет! Как тебя зовут?
1 лисичка:- Меня  зовут Лисичка-сестричка. А тебя как?
2 лисичка (удивлённо)  - Как?!  И меня зовут Лисичка-сестричка!
1 лисичка  ( с возмущением):  - Удивительно! А где ты  живёшь?
2 лисичка:  - Я  живу в сказке   Евгения  Чарушина «Теремок». А ты где?
1 лисичка: - А  я живу  в  сказке  «Рукавичка»!
2  лисичка:   (удивлённо) - Ничего  не  понимаю!  Что же получается? Мы с тобой  одинаковые   героини  разных  сказок?!!!  Тогда  зачем эти сказки  создатели  учебника  напечатали  для  первоклассников? 
- Дорогие лисички, оставайтесь с нами.
- Сейчас я ребята, хочу вам предложить посмотреть отрывок мультфильма «Теремок»
- Обратите внимание на то, что характерно для зайчика, лисички в сказке. Каким голосом читает автор, какая интонация.
– А теперь давайте дочитаем отрывок сказки, используя интонацию, услышанную как в мультфильме.
– Теперь тихонько читаем в пол голоса .
– Я внимательно слушаю (одеваю шапочки).
– Стоп! Посмотрите, 6 учеников превратились в героев какой сказки? (теремок)
– Проверим, смогут ли ребята выразительно прочитать, а может им кто-нибудь поможет. (дети читают по ролям)
– Понравилось? Чему учит сказка? (дружбе, доброте)
- Ребята, эта сказка хорошо знакома вам с детства. В подарок за работу загадки для вас. Для этого я предлагаю вам поиграть в игру “Найди меня ”. Я читаю вам загадки, а вы глазками будете находите картинку-отгадку.
- Напомню вам ребята, что мы играем молча.

Зимой - беленький,  Летом - серенький. 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Хвост пушистый,  Мех золотистый.  В лесу живет,  Кур крадет.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Кто зимой холодной  Ходит злой, голодный? 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Летом в болоте  Вы ее найдете.  Зеленая квакушка.  Кто это?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Летом бродит без дороги  Между сосен и берез,  А зимой он спит в берлоге,  От мороза пряча нос.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Хвост крючком,  Нос пятачком.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



- Молодцы ребята! А теперь, я предлагаю вам прослушать отрывок аудиозаписи к русской народной сказке «Рукавичка»
Прослушивание аудиосказки «Рукавичка»
- Обратите внимание на то, что характерно для зайчика, лисички в сказке. Каким голосом читает автор, интонация. И внимательно следите сказку по учебнику!
- Теперь поиграем в игру «Поймай меня» - нужно продолжить чтение.
- По очереди читают дети и учитель!
- В каком доме вам хотелось бы жить? Почему?
– Знаете ли вы, чем закончится сказка?
- Скажите мне ребята, как в сказке «Рукавичка» и в сказке «Теремок» жили зверидружно. Эти сказки очень похожи.
ІV. Подведение итогов
– Как называются сказки, с которыми мы сегодня познакомились? («теремок» и «рукавичка»)
– Чему она нас учит? (Дружбе, доброте )
– У меня огонек. Это непростой огонёк. Это огонёк человеческой души. У кого в сердце горит такой огонёк, тот настоящий человек, настоящий друг. Я хочу, чтобы вы всегда чувствовали плечо друг друга, поддерживали в сложных ситуациях. У каждого из вас на парте лежит “язычок пламени” (вырезанный из цветной бумаги). Я попрошу вас взять его и подойти ко мне. Давайте встанем поближе друг к другу и сделаем большой костёр дружбы. Как эти лучики, будьте всегда дружны!
- А теперь, уважаемые гости разрешите нам подарить «Язычки пламени» в знак нашего уважения к Вам.






8 сентября - Международный день грамотностиЛычковская Леокадия Антоновна, учитель начальных классов гимназии г.Фаниполя
Урок-победитель в республиканском конкурсе «Открытый урок» в номинации «Урок в начальной школе» (тема урока « Птицы –дети воздуха»)
15