Конспект урока во 2 классе по литературному чтению Заяц — хваста


МКОУ Рассветинская СОШ
Открытый урок
литературного чтения во 2 классе
УМК «Гармония»
26.02.2013
(в рамках внутришколного контроля)
Подготовила и провела
Худикова Н.Ю., учитель
начальных классов
Тема урока: Русская народная сказка «Заяц – хваста»
Познавательная задача урока: Анализ художественного произведения; выявить отношение автора к своему герою
Цели урока:
Образовательные: познакомить с русской народной сказкой «Заяц – хваста», её содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизировать «вдумчивое» чтение, продолжить обучение выразительному чтению произведений; открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; развитие памяти; развивать умение анализировать, обобщать.
Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, работать дружно при работе в паре.
Оборудование:
Учебник по литературному чтению для 2-го класса «Любимые страницы» О.В. Кубасова часть 2;
Карточки индивидуальные и для работы в парах;
Рисунки, пословицы, поговорки, загадки.
Презентация;
Звукозапись сказки.
Ход урока
Организация детей на занятие.
Артикуляционная гимнастика. Вдох – выдох 5 раз
Проверка домашнего задания. Чтение наизусть стихотворения Н.Рубцова «Про зайца».
- Кого бы хотели послушать? (слушается 2 обучающихся)
4. Работа с текстом.
а) Подготовка к восприятию сказки. - С каким произведением мы познакомимся сегодня? Найдите сказку «Заяц – хваста» (слайд 1) в содержании учебника. В каком разделе она находится? (Автор и его герои)
- Какую же задачу мы перед собой поставим? (Выявить отношение автора к зайцу) А кто автор у этой сказки? (Народ)
- Как только по названию сказки мы можем определить, о чем пойдет речь в произведении? ( О зайце, который любил похвастать)
- Помните, мы говорили о том, что автор — это волшебник слова? (слайд 2) Как вы понимаете это высказывание? Хотите доказать эту мысль?
- Представь себе, как много разных слов в языке. Автор пользуется любыми из них для чего, с какой целью? (Чтобы выполнить нелёгкую задачу: создать интересное произведение.) Например, как в нашей сказке, хочет он высмеять кого? (хвастунов). Какие слова ему понадобятся? (самые «хвастливые» слова и выражения) А ещё герой, который будет их произносить. ( заяц)
- А почему зайца выбрали героем этой сказки? Давайте посмотрим, что в народе говорят о нем? (пословицы, поговорки, загадки, которые приготовили дети)
- Автор как бы доверяет эти слова выдуманному герою. Вот тут-то и происходят волшебные превращения. Что делает герой? (Герой хвалится, хвастается.) А что делают слушатели? (Другие же слушают его и посмеиваются). Они понимают, что хвастаться неприлично.
- Посмотрите, сколько много мы узнали только из названия сказки.
- Как вы предлагаете построить работу по изучению данного произведения? (познакомиться с тестом – прочитать, выявить незнакомые слова, работа в ТПО, ответить на вопросы учебника, радиотеатр или чтение по ролям, работа с иллюстрацией и т.д.)
- Вы сказали о незнакомых словах, которые могут встретиться в сказке? Проговорим, чтобы иметь представление. (кокорина, гумно, крестьянин)
(Даны слова: гумно, крестьянин, кокорина. Они записаны на карточках. Учащимся необходимо подобрать правильное объяснение значения этих слов из двух столбиков). (Слайд 3)
б) Первичное знакомство с текстом в исполнении актера (звукозапись)
(слайд 4) и работа после первичного прослушивания.
- Подтвердились наши предположения о сюжете сказки?
- Понравилась сказка? Что понравилось? Что запомнилось?
- Было смешно? Когда?
- Почему плохо хвастаться?
- Зачем в сказке несколько раз повторяются слова похвалы, которые произносит
заяц? Как они произносятся первый раз? Найдите, прочитайте. Как второй?
Найдите, прочитайте.
- Как и за что ворона в конце сказки похвалила зайца?
- Что осуждается и что поощряется в сказке?
(обучающиеся отвечают на вопросы)
в) Перечитывание и работа с текстом после прослушивания.
- Как менялся тон, интонация актера? (Сначала хвастливый тон, затем – поучительный, и последний – уважительный.)
- Читаем сказку до первой ошибки. Старайтесь читать с той же интонацией, что актер.
- Сколько частей вы могли бы определить? (три)
- Какие? (1 часть – Заяц хвастается зайцам на гумне; 2 часть – Зайцы все рассказали тетке Вороне; 3 часть – Заяц спасает Ворону)
г) Работа с иллюстрациями. Слайды
- Выберите те иллюстрации, которые можно отнести к первой части сказки. Найдите строки в тексте. Слайды 5 – 6
- Выберите те иллюстрации, которые можно отнести ко второй части сказки. Найдите строки в тексте. Какую работу можно выполнить к этой части? Попробуйте прочитать по ролям. Слайд 7
- Выберите те иллюстрации, которые можно отнести к третьей части сказки. Найдите строки в тексте. Все ли иллюстрации можно найти? А каким видом работы можно изобразить эту часть сказки? (словесное рисование) Слайды 8 - 11
- В какое время года происходит события в сказке?
- Что нарисуем на переднем плане?
- Где находится забор?
- Кого нарисуем около забора?
- Где нарисуем зайца?
- Закройте глаза, представьте себе эту цветную картинку и посчитайте до трех (учитель вешает на доску цветную картинку) Слайд 9
- Такую картинку представили себе? Молодцы!
- Что главное в этой части? Озаглавьте третью часть. («Заяц выручает ворону» или «Заяц помогает вороне».)
- Как вы думаете, с каким чувством ворона говорила эти слова? Почему?
- Прочитайте слова вороны выразительно. (с чувством благодарности и уважения)
д) Работа в ТПО
е) Подготовка к пересказу по картинкам
5. Обобщение. Слайд 12
- На уроках литературного чтения мы прочитали три произведения о зайцах. Определите, цель какого произведения – вызвать добрые чувства к зайцу?
( Стихотворение Н. Рубцова «Про зайца»)
- Автор какого текста стремится передать нам знания о зайцах? (Л.Н. Толстой в рассказе «Зайцы»)
- Какое произведение – «добрым молодцам урок» - учит нас верному поведению? (Русская народная сказка «Заяц – хваста».)
- Вернемся к пословицам и поговоркам. (Слайд 13)
6. Итог урока. Рефлексия
- С каким литературным произведением мы познакомились сегодня?
- Чему учит сказка?
- Что вы можете сказать о герое этой сказки?
- Как к нему относится автор?
- Что вы для себя возьмёте из этой сказки?
Подведём итог нашей работы. Мы с вами творчески поработали? Все хорошо трудились, правильно и выразительно читали? Все внимательно слушали мои вопросы? Все смогли правильно оценить свою работу?
А теперь давайте помолчим, и каждый подумает, все ли честно отвечали сейчас на мои вопросы или хвастали как заяц – хваста? Подумайте и решите для себя, над чем вам надо серьёзно задуматься и поработать над собой.
- Определите свое настроение на уроке. ( на карточке три зайца: веселый, скучный, безразличный)
- Дайте общую оценку урока.
7. Домашнее задание (по выбору)
а) пересказ – от лица зайца (какими словами можно начать), от лица вороны ( какими словами можно начать); от лица автора;
б) подготовить рисунок понравившегося отрывка и пересказ этого отрывка;
в) выразительное чтение сказки;
г) чтение по ролям