Рабочая программа по русскому языку 7класс Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7классе под редакцией М.Т Баранова,Т.А.Ладыженской и др..

МКОУ ТЕРНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№2



«Рассмотрено и принято» Согласовано: Утверждено:
на заседании зам.директора по УВР Директор МОУ Терновской
Педагогического совета СухоруковаМ.А. СОШ №2 Деев А.А.

«___»_________2013 г.
Пр. №___ от «___»_______2013г. 
«____» ______ 2013г




Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

учебного предмета «русский язык» 7 класс
базовый уровень


Разработана:
Мерзликиной О.А.
учителем русского языка и литературы
I квалификационной категории






Терновка 2013 год



Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе примерных программ по русскому языку для общеобразовательных школ, составленных на основе государственного стандарта общего среднего образования, авторской программы 5- 9 кл.: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский; М. «Просвещение» 2010. Базисным учебным планом МКОУ Терновская СОШ №2 на предмет «Русский язык» в 7 классе отведено 4 часа (140 часов в год), а государственная программа «Русский язык 5-9 классы» рассчитана на 5 часов (170 часов в год), возникла необходимость составления модифицированной программы. Сокращены часы на повторение пройденного в V-VI классах-3часа, причастие-2часа, деепричастие-1час, наречие-8часов, предлог-2часа, союз-3часа,частица-7часов, междометие-2часа, повторение и систематизация пройденного в 7классе-1час.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Изучение русского языка в основной школе предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в данной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, данная рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре данной рабочей программы. Программа состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Цели обучения.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно - коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Период обучения охватывает практически все этапы становления языковой личности. В связи с этим приоритетной задачей обучения в основной школе (5- 9 классы) является развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании. Именно поэтому содержание обучения на этом этапе составляет освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета. Именно на этом этапе происходит интенсивное обогащение словарного запаса школьников и расширение круга используемых ими грамматических средств.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 7 КЛАССА
Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.






Расписание учебного времени


Распределение учебного
Общее
В том числе


времени
количество часов
Развитие речи
Контрольные работы

1.
Всего часов по учебному плану
140
21
8

2.
Количество часов в неделю
4



3.
Запланировано на 1 четверть
36
6
1

4.
Запланировано на 2 четверть
28
3
3

5.
Запланировано на 3 четверть
40
8
1

6.
Запланировано на 4 четверть
36
4
3




Учебно-тематический план.

Содержание
Государственная программа
Модифицированная программа
В том числе кол-во контрольных
Развитие речи
Краткое содержание

Русский язык как развивающееся явление.
1
1




Повторение пройденного в V-VI классах.
14
11
1
2
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

Морфология. Орфография. Культура речи.


Причастие.
31
29
1
5
Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление ).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принeceны), правильно употреблять причсастия с суффиксом -СЯ, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.


Деепричастие.
12
10
1
1
Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.
Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
Рассказ по картине.


Наречие.
34

26

1

4
Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях.
Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния.
6
6
1
2
Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы

Служебные части речи.
1
1




Предлог.
13
11

2
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки. Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз
18
15
1
2
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом И сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица
22
15
1
2
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц' в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
Рассказ по данному сюжету.

Междометие.
4
2


Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Умение выразительно читать предложения с междометиями.

Повторение и систематизация пройденного в 7классе.
14
13
1
1
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тем


ИТОГО
170
140
8
21
































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс


№№
п/п
Тема урока.
Тип урока.
К-во
часов
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки
учащихся
Вид контроля
Дата по плану
Дата
факт.


1.
1 четверть
Русский язык как развивающееся явление.
Вводный урок.

1
Развитие, совершенствование, изменение языка
Обобщить знания о языке
Работа с текстами
3.09


Повторение пройденного в V-VI классах (11 часов).

2.
Повторение пройденного в V-VI классах.
Синтаксис. Синтаксический разбор.
Повторительно-обобщающий урок.
1


Словосочетание, грамматическая основа предложения, виды предложений
Повторить сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация», закрепить умения ставить знаки препинания в ПП и СП.
Синтаксическая работа. Работа со схемами предложений.
4.09


3.
Пунктуация. Пунктуационный разбор.
Повторительно-обобщающий урок.
1
Пунктуация, Пунктуационный разбор предложений.
Уметь выделять грамматические основы, объяснять постановку знаков препинания в простои и сложном предложениях
Конструирование сложных предложений
6.09


4.
Лексика и фразеология.
Повторительно-обобщающий урок.
1
Лексика. Лексическое значение слова, фразеологизмы
Уметь работать с понятиями раздела «Лексика», употреблять в речи слова синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Работа с текстом, лексическая работа
7.09


5
Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.
Повторительно-обобщающий урок.
1
Фонетика, фонетический разбор слова
Уметь производить фонетический разбор слова
Работа по карточкам
10.09


6-7
Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова.
Повторительно-обобщающий урок.
1
Морфема – наименьшая значимая часть слова.
Части слова, основа, окончание, нулевое окончание
Уметь выделять части слова, производить морфемный и словообразовательный разбор
Словообразовательный разбор
11.09
13.09


8
Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.
Повторительно-обобщающий урок.
1
Самостоятельные и служебные части речи, морфологические признаки самостоятельных частей речи
Знать морфологичес-
кий разбор частей речи.
Работа с карточками
14.09


9.
РР Сочинение по картине И.И.Бродского «Летний сад осенью»
1
Написание сочинения в форме письма
Уметь создавать текст в форме письма, использовать в тексте обращения
Создание текста
17.09


10.
Повторение раздела.
Повторительно-обобщающий урок.
1
Обобщение изученного в V-VI классах
Повторить ранее изученные орфограммы
Диктант с комментированием
18.09


11.
Контрольный диктант.

Урок контроля.
1
Диктант
Знать орфограммы, уметь производить синтаксический разбор предложений.
диктант
20.09


12.
РР. Текст.
Стили литературного языка.
1
Средства связи слов в тексте, абзац.
Речь письменная и устная. Стили речи.
Знать средства связи предложений в тексте.
Уметь определять стили речи различных текстов, их отличия
Разбор текста, выделение абзацев.
Работа с текстами
21.09


Морфология. Орфография. Культура речи.

Причастие (29 часов)


13.

Причастие как часть речи.
Урок усвоения нового.

1
Понятие о причастии. Признаки глагола и прилагательного у причастий.