Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Хвала рукам, что пахнут хлебом








ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

по познавательному развитию в подготовительной к школе группе


« Хвала рукам ,
что пахнут хлебом «















Воспитатель МБДОУ
«Детский сад №7»
х.Протоцкие
Красноармейского района
Сергиенко И.В.

Программные задачи:

Учить уважать и ценить чужой и свой труд, знать цену хлебу. Пояснить сложность труда хлебороба: как много надо затратить труда, чтобы получить хлеб. Воспитывать гордость за малую Родину, уважительное отношение к хлебу и труду хлебороба.

Методы и приёмы:
Беседа, показ, пояснение, художественное слово.

Предварительная работа:
Беседа о труде хлебороба, наблюдение за посевом пшеницы, рассматривание иллюстраций «Уборка урожая», «Хлебобулочные изделия»,чтение и анализ сказки В. А. Жихарёва «Бобовое зёрнышко».

Словарная работа:
Тракторист, комбайнёр, мельник, хлебороб, пекарь, хлеб душистый, ароматный, воздушный, пшеница озимая, пшеница яровая, элеватор.

Материал и оборудование:
Иллюстрированный материал, колоски пшеницы.


Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне и давайте с вами поздороваемся.
Наступило утро! Я улыбнулась вам, вы улыбнулись мне,
улыбнитесь друг другу и гостям, как хорошо, что мы
сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы
и ласковы. Мы здоровы. Вдохните глубоко и с вдохом
забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Выдохните
из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных
лучей, чистоту рек и любовь к ближнему.

- Дети, послушайте внимательно отрывок из стихотворения:
« Путь его довольно долгий,
Вот он в булочной на полке.
Вот уже к тебе на стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём- здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нём- Земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки!
Вырастай богатырём!
-О чём это стихотворение?
Дети: О хлебе.
Воспитатель: Верно, это стихотворение о хлебе. Ребята, скажите, как
называется наш хутор, в котором мы живём?
Дети: хутора Протоцкие.
Воспитатель: Люди каких профессий живут в нашем хуторе?
Дети: В нашем хуторе живут учителя, врачи, продавцы.
Воспитатель: Люди , каких профессий работают на полях
нашего хутора? Кто выращивает хлеб?
Дети: Тракторист, комбайнёр, мельник, пекарь.
Воспитатель: Скажите, а как называются люди, выращивающих
хлеб?
Дети: Хлеборобы.
Воспитатель: Ребята, хлеб- это ценный пищевой продукт, без которого
люди не могут обходиться. Хлеб – наше богатство. В
природе ласково говорят – хлебушек. А как вы думаете,
а какой он, хлебушек?
Дети: Хлебушек румяный, свежий, душистый, мягкий, ароматный,
белый, горячий.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем прославлять с вами чудо земли
- хлеб. Ребята, а давайте с вами поиграем в игру, которая
называется « Узнай профессию» и ответим на вопросы.

Д / игра «Узнай профессию»
На тракторе работает- ( тракторист)
На комбайне ( комбайнёр)
Пашет землю ( пахарь, землепашец)
Работает на мельнице ( мельник )
Работает в пекарне ( пекарь)
Выращивает хлеб ( хлебороб)
( показ слайдов- картинок)
Вопросы:
Что делает тракторист? ( Пашет поле )
Что делает комбайнёр? (комбайнёр собирает урожай пшеницы).
Где храниться зерно? ( зерно хранится на элеваторе ).

Воспитатель: А сейчас мы с вами поговорим о том, что нужно сделать, чтобы вырастить зерно. Скажите, как подготавливают землю?
Дети: Вначале нужно землю , вспахать.
Воспитатель: Чем пашут землю?
Дети: Тракторами, сзади которых прицеплены плуги.
Воспитатель: Кто управляет тракторами?
Дети: Тракторист.
Воспитатель: В какое время сеют пшеницу?
Дети: Весной и осенью.
Воспитатель: Как называют пшеницу, которую засевают весной?
Дети: Яровой.
Воспитатель: Как называют пшеницу, которую засевают осенью?
Дети: Озимой.
Воспитатель: Подумайте, ребята, и скажите, как хлебороб , узнаёт,
что пора убирать урожай?
Дети: Когда поле станет жёлтым, колосья полны зёрен и они тугие и сухие.
Воспитатель: Ребята, когда не было таких машин, пшеницу
сеяли вручную: сеятель надевал большое лукошко с
поясом через плечо, чтобы легче было носить, насыпал
в лукошко зерно, шёл по вспаханному полю и вручную
разбрасывал зерно в стороны. Это была трудоёмкая,
медленная и тяжёлая работа.
( Показ слайдов)

ФИЗМИНУТКА « ТРАКТОРА»
Тара- тара-та- ра- ра ( шагают на месте, топающим шагом)
Выезжают трактора ( топающий шаг)
Будем землю пахать ( имитируют работу плуга)
Будем рожь засевать. ( делают движения руками, как будто сеют)
Будем рожь молотить, ( руки в кулачках, вращаем перед грудью)
Малых деток кормить. ( имитируют качание младенца).

1 реб. За лесами, за лугами
Раздаётся в поле гром-
Это трактора плугами
Пашут лёгкий чернозём.
2 реб. На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в раскрытое окно-
Сеют сеялки зерно.
3 реб. Сколько в это зёрнышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер и вода.
4 реб. Посеяли хлеб
Хлеборобы весною,
Созрел он и встал
Золотистой стеною.
И слышит страна:
За уборку пора,
Для хлеба комбайны
нужны трактора.
5 реб. Каждому знакомы
Мудрые слова:
Хлеб- хозяин дома,
Всему он голова!
6 реб. Крепкою державой
Его звали встарь,
Хлебушек по праву
В государстве- царь!
Воспитатель: Видите, сколько труда нужно затратить, чтобы к нам на
стол пожаловал хлеб с хрустящей корочкой. Как мы
должны относиться к хлебу?
Дети: Бережно, с уважением.
Воспитатель: « Мы будем беречь хлеб сегодня, завтра и всегда!» В
нашей группе эта фраза стала девизом. Надо брать
столько хлеба, сколько сможешь съесть. А если после обеда
остались крошки хлеба, как следует поступить?
Дети: Его можно отдать кошке, птичкам, а можно посушить в духовке и
получатся вкусные сухарики.
Воспитатель: У всех народов хлеб пользуется особым уважением, его
почитали с древних времён и складывали о нём мудрые
изречения. Сейчас мы их вспомним.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Был бы пирог, найдётся и едок.
Без теста пирога не испечёшь.
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Хлеб- всему голова.
Блин не клин, брюха не расколет.
Горька работа...да хлеб сладок.
В землю не положишь...с земли не возьмёшь.
Не ленись с лужком - будешь с пирожком.
Пот на спине так и хлеб на столе.
Воспитатель: Хлеб- одно из величайших творений рук человеческих,
результат труда земледельца, взрастившего золотой
колос с драгоценным зерном.


Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
Взором радостным объемлю
Даль бескрайнюю полей.
Слава тем, кто любит землю,
Тем, кто трудится на ней.
В. Данько.

Воспитатель: Ребята, а как в нашем хуторе поощряют труд хлебороба.
Дети: Награждают медалями ,грамотами, подарками, премиями.
Воспитатель: Чаще всего это происходит после уборки урожая, в День
работников сельского хозяйства.
-А кто из ваших родственников, знакомых трудятся на
полях нашего хутора?
- Что они рассказывают о своём труде?
( ответы детей)
Воспитатель: Сегодня я убедилась, что вы многое знаете о хлебе, о том, как сложно его вырастить. Расскажите, как из зерна получают хлеб.
Дети: Зерно измельчают в муку на мельнице, затем везут на хлебозаводы
и пекарни, где выпекают хлеб, булки, калачи, а мы их покупаем в
магазине.
Воспитатель: А как называют людей, выращивающих хлеб?
Дети: Хлеборобы.
Воспитатель: Труд земледельца, тракториста, комбайнёра нелёгок, но
почётен. Я думаю, что когда вы вырастите, кто- то из
вас тоже станет земледельцем. Берегите хлеб, старайтесь
всегда уважать труд других людей.

Вы запомните дети,
Золотые слова:
Хлеб- всему голова!
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.

Ребёнок: Взрослым и детям-
Хлеб и мир.
Пусть начинается дружный пир.
Крикнуть нам сейчас пора
Хлебу - дружное УРА!
Воспитатель: Хлебом- солью встречали на Руси жениха и невесту на
пороге дома, новорожденного, дорогих и уважаемых гостей.
Это символ благополучия и гостеприимства. Я хочу угостить
вас и гостей вкусным караваем, испечённым из нашей кубан-
ской пшеницы. Попробуйте, какой каравай получился вкусным,
румяным , душистым, мягким, белым, воздушным.

(Дети и гости угощаются караваем. Звучит песня « Ой , ты, рожь!»
муз. А.Долуханяна, сл.А. Пришельца.)







15