Открытый урок по русской грамоте на тему:Мягкий знак в конце слова 1 класс













ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО РУССКОЙ ГРАМОТЕ НА ТЕМУ:

«Мягкий знак в конце слова»














Подготовила:
учитель начальных классов
Кононова В.Б.










г.Уральск

Русская грамота.
Тема: «Мягкий знак в конце слова»
Цель: Ознакомить учащихся с правописанием мягкого знака.
Задачи: 1. Способствовать развитию фонематического слуха, развивать умение
слышать мягкие согласные звуки и правильно означать мягкость согласного
звука на письме при помощи мягкого знака, не обозначающего звука.
2. Развивать умения писать слова с мягким знаком на конце, составлять
предложения, развивать речь, кругозор, навыки беглого выразительного
чтения, мышление, память, наблюдательность.
3. Воспитывать трудолюбие, взаимовыручку, интерес к предмету.
Оборудование: интерактивная доска, рисунки гномов, ромашка, рисунки зверей.
Тип: Интегрированный.
Методы: интерактивный, словесный, наглядный.

План:
1. Орг. момент. Психологический настрой
Прозвенел уже звонок
Начинается урок
В путешествие пойдём
В страну сказок попадём
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай
Глазки дружно закрывайте
Сказку в душу пропускайте.
Под звуки входит девочка в костюме Белоснежки.
За горами, за лесами,
За широкими морями,
В чудном домике своём
Живут гномы всемером.
С ними поселилась я.
Ну-ка, открывай глаза.
Белоснежка: – Я рада приветствовать Вас в сказочной стране.
Ребята, а как меня зовут?
- Из какой сказки я к вам пришла?
- Отгадали вы меня,
Вы правы, Белоснежка – это я
Живу у гномиков своих,
А кто мне скажет.
Сколько их? (7)
Учитель: - Да, правильно, но число семь считают магическим числом. Почему? (оно
часто употребляется в пословицах, поговорках, человек познаёт мир через
семь отверстий в голове)
- Какие пословицы и поговорки вы знаете с этим числом?
Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Лук от семи
недуг.
- Ребята, а что особенного в слове семь?
(В конце слова пишется Ь знак, смягчает звук м, букв две, а звук один)
- А сколько букв, звуков в слове семь?
- Почему букв больше, чем звуков?
- Значит мы с какой темой познакомимся?
Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Тема нашего урока «Мягкий знак в конце слова». И поговорим мы о том,
какую роль играет Ь знак в конце слова и потренируемся в написании слов
с мягким знаком на конце.

Белоснежка: Ребята, а вы хотите познакомиться с моими гномами? Тогда отправляемся
к первому гному Пиши-читай. Он предлагает вам своё первое задание.

Гномик Пиши-читай: Вот ромашка непростая,
А чудесная какая
Букву лишнюю найдите.
Всем нам чудо покажите.


·
·
Ребята: Лишняя буква мягкий знак
Учитель: Почему?
Ребята: Не обозначает звука, ни гласная, ни согласная
Учитель: А какое есть общее сходство у этих букв?
Ребята: Обозначают мягкость согласных звуков.
Учитель: Давайте ребята пропишем букву мягкий знак, но
·прежде вспомним из каких
элементов она состоит?
Ребята: Из наклонной палочки с нижним закруглением вправо.
Учитель: Вспомним правила посадки.
Ребята: Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.


Гномик «Игрун»
Вот сейчас я хочу поиграть с вами в игру «Волшебная буква». Давайте изменим
слова правого столбика, добавив в конце слов мягкий знак.

МЕЛ – МЕЛЬ
КОН – КОНЬ
УГОЛ – УГОЛЬ
ЕЛ – ЕЛЬ
- Какой мы можем сделать вывод?
Ребята: Ь знак не только показывает мягкость согласного звука, но и меняет смысл
слова.
Учитель: Откроем учебники на стр. 72. Давайте ознакомимся с правилом.
Ученики: Мягкий знак, мягкий знак
Не сказать его никак
Без него не написать
30, 20, 10, 5
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть получим ест,
Вот, что может получиться
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.

Гномик «Любознайка»
Я предлагаю вам ребята отгадать мои загадки.
1) Кто в лесу глухом живёт
Неуклюжий косолапый?
Летом ест малину, мёд
А зимой сосёт он лапу.
2) Словно царскую корону,
Носит он свои рога
Ест лишайник, мох зелёный
Любит снежные луга.
3) Зверь я горбатый
А нравлюсь ребятам.
4) Я копытами стучу, стучу
Я скачу, скачу
Грива вьётся на ветру
Кто это?

Ребята в тетради записывают отгадки.
Медведь, олень, верблюд, конь.

Учитель: Какое слово лишнее и почему?
Ребята: Верблюд, потому в написании слова нет Ь.
Учитель: А верблюд какое животное? Что вы о нём знаете?
Ребята: Верблюд – корабль пустыни. Даёт человеку мясо, шерсть, перевозит грузы на
большие расстояния. Верблюдица даёт ценный напиток – шубат. А как
называют детёныша верблюдицы?
Учитель: И сегодня мы познакомимся с таким верблюжонком по кличке Бюль-Бюль.
Что необычного в его кличке?

Гномик «Весельчак»: проводит физминутку.

Гномик «Весельчак» Вижу, сильно вы устали
Позову Весельчака
Проведёт он физкультминутку
Всем понравится она
Гномы шли-шли-шли,
Земляничку нашли
1, и 2, и 3, и 4, и 5
Мы начинаем искать опять.
Учитель: Давайте с вами прочитаем интересный рассказ «Верблюжонок Бюль-Бюль» Г.
Турежанова.
- О чём мечтал верблюжонок?
- В чём убедила его мать?
А давайте теперь прочитаем рассказ по ролям.

Гномик «Тихоня»

Белоснежка: Да, это Гномик Тихоня он никак не может вставить в предложение
подходящие слова. Давайте ему поможем. Нужно вспомнить Упр. №5 на
73.
Запись в тетрадь предложений:
Марат ел булочку. В лесу растёт ель.
Хорошо поёт хор. В лесу живёт хорь.
Зонтик поставили в угол.
В печке горит уголь.

Учитель: Чем различаются слова? Что показывает Ь знак?


Белоснежка: Вот наши путешествия подошли к концу.
Я вас всех благодарю. Мне очень понравилось, как вы работали, отвечали.
Вы справились со всеми заданиями, которые предложили вам гномы. Но
чтобы вернуться, надо ответить на следующие вопросы.
- С какой темой помогли ознакомиться гномы?
- Для чего нужен мягкий знак?

- Закрываем снова глазки,
Улетаем мы из сказки,
Раз, два, три, четыре, пять-
В класс вернёмся мы опять.
Учитель: Пора подвести итог урока.
Оцениваем учеников.














13PAGE 15










15