Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему Праздник народных игрушек

Конспект НОД по познавательному занятию в подготовительной группе
на тему «Народные игрушки»
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры. Познакомить детей с понятием – оберег и способом изготовления куклы- оберега. Расширить представления детей о народных игрушках и истории их возникновения.
Обогащать речь детей с помощью потешек и поговорок; расширять словарный запас: оберег, кукла-закрутка, потешная игрушка.
Воспитывать интерес к народным промыслам, уважение к труду народных умельцев. Развивать воображение, художественный вкус.
Ход занятия
Мастерица: (заходит в группу)
Ох, денёк уж больно долог,
Насчитала сорок ёлок.
Я, на лавке посидела,
Я в окошко поглядела.
Не позвать ли мне ребят,
Вдруг послушать захотят.
( обращается к детям)
Здравствуйте девчонки – веселушки,
Озорные хохотушки.
Здравствуйте ребята- молодцы.
Озорные удальцы!
Давайте знакомиться! Я – Девица-мастерица, приехала к вам в гости
Сегодня я расскажу и покажу, как создавалась первая игрушка – кукла, о том, какие чудесные игрушки умели делать в детстве ваши бабушки и дедушки.
За морями, за горами,
За дремучими лесами
На пригорке теремок,
На дверях висит замок.
А я ключик нашла,
В этот терем вошла,
И сундучок не нашла (Берет сундук ).

Я заметила, что тут сундучок стоит, да не простой, а волшебный... И указание есть как его открыть:
-Фу - ты, ну – ты, лапти гнуты,
Сундучок, сундучок,
Открывай свой бочок!
- Кто запомнил заветные слова?
- Скажите, а такие куклы у вас есть?
- Как вы думаете, из чего они сделаны?
Мастерица: (Достаёт сундука глиняную игрушку)
- Ребята, а из чего сделана эта игрушка? (Ответы детей). Правильно из глины.
Изготовление игрушки из глины было не основным
промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмёт
кусок глины, да и слепит что-нибудь эдакое, какую-нибудь безделицу
для своих детей. Изготовлением игрушек стали заниматься целые семьи, передавая секреты от поколения к поколению. Таких кукол НЕ ПОКУПАЛИ, родители сами мастерили своим детям из подручного материала:
тряпочек, соломы, бересты, глины, дерева и наряжали.
- Как вы думаете, что означает слово ПОДРУЧНЫЙ материал?
Правильно, который всегда под рукой.
Ребята посмотрите на эту красивую игрушку. Может, она кому-нибудь знакома? (Ответы детей).

Игрушки, сделанные мастерами, назывались «потешными», а как вы думаете почему? (Ответы детей).
Правильно, эти игрушки сделаны для потехи и забавы. (Показывает как играть в эту игрушку).
В Богородске – городке,
Все гуляют налегке.
На широких улицах
Никогда не хмурятся.
Там из липовой доски
Есть лекарство от тоски.
Потому что стар и млад
Все игрушки мастерят.
Даже бабушки старушки
Мастерят себе игрушки.
Мастерица: Достает дымковскую игрушку
Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?
Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ''Свистунья''. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки?
Мастерица достает филимоновскую игрушку
Мастерица: (достаёт из корзины матрёшку) Эта игрушка вам всем знакома.
Погляди скорее-
Щёчки розовеют,
Пёстренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки –
Как зовут? (Ответы детей - матрёшки).
Матрёшка – наш национальный сувенир. Появилась она в 90-е годы
19 века. Русский мастер Звёздочкин вырезал из дерева фигурку, а
художник Малютин придумал интересную роспись куклы: девушка в
русском платке с цветами, сарафане и переднике. Ни дать ни взять –
простая деревянная Матрёна. Так игрушка и получила имя столь
популярное в наши дни: матрешка.
Мастерица:
Наряд мой пестрый.
Колпак мой острый,
Мои шутки и смех
Веселят всех.
Как вы думаете, какую игрушку я сейчас достану из корзинки? (Ответы детей).
(Достаёт из сундука перчаточную куклу - Петрушку)
Я уверена, что многие из вас бывали на спектакле в кукольном театре.
Откуда взялся этот удивительный мир? Как зрелище театр кукол
зародился на площади в руках бродячих актеров и превратился в
настоящий народный театр.
Кукольный театр знали многие народы: римляне, египтяне, индийцы,
китайцы, узбеки и турки. У каждого народа свой кукольный театр. У
одних куклы деревянные, у других – мягкие, их надевают на руку как
перчатку. У каждого театра есть свой любимый герой.
В России таким героем является Петрушка. За едкие остроты и шутки
прозвали его Петром Ивановичем Уксусовым.
А ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста в круг, повторяйте за мной слова и движения:
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке
(сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками)
Они не пили и не ели (поднести ко рту чашку, другой - ложку)
На Маланью всё глядели, (держа руки  у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так (показать любое движение).

Мастерица:
А ещё я вам расскажу про тряпичные куклы. Их дети начинали вертеть с пяти лет. В
иной избе таких кукол было до сотни штук!
(Достает куклу тряпочную).
ДАВНЫМ давно на Руси была такая присказка:
В каждом доме, в каждой хате,
на крылечке, на полатях
кукла сидит во все стороны глядит.
И действительно в крестьянских семьях таких самодельных кукол было много. Их не бросали, не ломали, а берегли, хранили в сундуках. А в крестьянских семьях было иногда очень много. Почему их было много, я вам расскажу. Сейчас родители покупают детям 1-2 для игры, а раньше мастерили не только игровые куклы, но и куклы обереги. Мы с вами знаем, что все тряпичные куклы делались без лица. Вот и обережные куклы наряжали, но лицо не рисовали никогда, так как по народным поверьям через глаза в нее мог вселиться злой дух и навредить ребёнку. Такая безликая кукла была защитницей от всех бед и несчастий. Её так и называли «берегиня» - от слова ОБЕРЕГАТЬ.
Тряпочная кукла игрушка не простая, а заветная, это оберег. Ребята, а вы знаете, что такое оберег? Оберег - это предмет, который оберегает человека от несчастья, защищает от болезни, охраняет дом.
Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спориться, потому-то народ говорит «Одной рукой узла не завяжешь», значит, для того чтобы сделать куклу, надо друг другу помогать. - Как называли такую куклу?
- Почему у куклы не было лица?
-Ребята, сейчас я вам расскажу о нескольких обережных куклах.
ДЕНЬ – НОЧЬ оберегала жилище, была двуликая, то есть имела
два лица. Рано утром поворачивали светлой
стороной на «день», а вечером – тёмной «на
ночь», приговаривали: «День прошёл спокойно, слава
богу ,пусть ночь так же пройдёт»
ТРАВНИЦА – мешочек из разных лечебных трав. Ребёнок играл,
такая кукла излечивала от болезней.
ЗЕРНУШКА – наполняли куклу зерном свежего урожая и хранили до
нового посева. Считалось, что такая игрушка сберегает
силы МАТУШКИ ЗЕМЛИ.
- Посмотрите какая интересная куколка, свёрнутая в маленький кулёчек. Это кукла ПЕЛЕНАШКА. В старину считалось, что бы сбить злых духов с толку такую подкладывали младенцу в колыбель, чтобы она принимала на себя все напасти.
( делают куклу)

. Как вы думаете, почему мы должны беречь куклу? Потому что она похожа на каждого из нас. Как мы назовем нашу куклу? (Дети дают имя кукле). Эту куклу вы можете оставить у себя в группе, пусть она каждый день приносит вам радость и хорошее настроение, но это еще не все подарки, я привезла вам вот такие маленькие куколки. (Дарит детям маленькие куклу - закрутки).
Ребята, вам понравились подарки? (Ответы детей). А что вы узнали сегодня нового? (Ответы детей).Чему научились? (Ответы детей). Что вы сегодня расскажите дома о нашей встречи? (Ответы детей). На этом наше знакомство с куклами закончено.
На прощанье в этот час
Поблагодарить хочу я вас.
Всем спасибо за терпенье,
За улыбки, за веселье.














13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315



15