Конспект открытого занятия по дополнительному образованию творческого объединения Золотая игла


МБОУ ДОД «Берёзовский Дом школьников»творческое объединение «Золотая игла»
Конспект открытого занятия
Место проведения: Центр культур и народного творчества народов СевераЗанятие проводится в стационарном, типовом учебном кабинете.Педагог дополнительного образования Супрун Калерия Акрамовна
Возраст детей: 8-13 летГруппа № 1 Год обучения – 1Количество обучающихся – 6 человек
пгт Берёзово
2015 год

Тема занятия: Подведение итогов при изготовлении традиционной игольницы.Ведущей идеей занятия является проверка знаний, полученных за 2014 – 2015 учебный год обучения; воспитание, развитие детей, проявляющих интерес к конкретному направлению творческой деятельности.
Задача: Применение и закрепление полученных знаний учащихся при раскрое и шитье традиционной игольницы, направленность системы дополнительного образования на сохранение традиций, культуры и быта народов Севера.
Цели:
I. Образовательная – закрепить полученные знания, умения, навыки раскроя и шитья традиционной игольницы.
1) Последовательность выполнения задания.
2) Умение правильно располагать лекала на ткани.
3) Выкраивать детали.
4) Закрепить ранее изученные швы «вперёд иголку», «назад иголку», «потайной шов»
II. Воспитательная – воспитание трудовых навыков, аккуратности, усидчивости.III. Развивающая – развить мелкую моторику рук, зрительное внимание, зрительную память, мотивацию и творческое отношение к заинтересованности обучающихся делу: познание своего внутреннего мира через изделие, сделанное своими руками.
IV. Здоровьесберегающая – снять усталость.Ожидаемый результат занятия:Обучающиеся должны знать:1. Дополнительные знания о традициях народов Севера;
2.Применение знаний учащихся на практике;
3.Принципы кроя и шитья деталей игольницы и орнамента;
4.Творческий подход к выполнению данного задания;
5.Изготовление деталей игольницы;
6.Подготовка готового изделия к выставке.
Принципы обучения и воспитания:1.Творчество – развитие образного мышления, уверенности в своих силах.
2.Природосообразности – развитие природных склонностей ребёнка и его способностей.
3.Индивидуально- личностный подход – учёт индивидуальных способностей и поощрение творческого подхода к выполнению работы.
Методы обучения:Наглядные – знакомство с иллюстративным материалом, образцом выполняемого изделия.
Словесные – рассказ.
Практические – закрепление теоретических знаний. Показ выполнения определённых операций и их последовательность.
Аналитические – наблюдение, сравнение, самоанализ.
Средства:1. Иллюстрации.
2. Пособия – технологические карты, литература.
3. Образцы – игольница в традициях народов Севера.
Оборудование и материалы:1. Иголки, ножницы, нитки.
2. Ткань
3. Бумага, 6 карандашей.
4. Мел.
5. Технологические карты.
7. Готовые образцы игольницы.
8. Иллюстрации игольницы.
Занятие № (40 минут)Этапы занятия:I. Организационный момент:1) Проверка посещения обучающихся на занятии.
Заполнение журнала учёта рабочего времени.2) Подготовка рабочего места.
ПДО - Чтоб работа закипела,Приготовим всё для дела,Будем мы кроить и шить,Всё должно в порядке быть.
Назовите инструменты, которые необходимы нам при шитье изделий?А поможет нам волшебная шкатулка.Какие правила ТБ нам необходимо знать?
Обучающиеся по очереди в стихотворной форме называют инструменты.ВедущийКак в нашей шкатулочкеЕсть и дома, и улочки.Постучимся в дверцу.Кто за ней? Проверь-ка!НапёрстокЯ напёрсток стальной,Молодец удалой.Злые без меня иголкиЖалят пальцы у девчонки.А с напёрстком, никогдаНе уколется она!ИголкиЧто он болтает и нас задевает?Разве без дела иголки сидят?Шьют они куклам красивый наряд.Кто чинит им платья, чулки зашивает?Это иголки. И всякий нас знает.ПДО - Что надо знать и не забыть при использовании иголочки?
КатушкиЧто там иглы раскричались,Расшумелись, распищались?Мы, катушки, всех важнее,Наши нитки всех нужнее!Ты с иголкой не шути,С ней по классу не броди,Где попало не бросай,Всегда в игольницу втыкай.Ведь без нитки нипочёмНичего мы не сошьём.Нитка кончилась – тогдаЭто вовсе не беда.Пустая катушка –Для ребят игрушка.ИгольницаИ иголки, и булавкиЗдесь сидят, словно на травкеВ швейной сказочной странеИм удобно быть во мне.Коль мне в спинку их втыкать,Будет их удобно брать.Я игольница, как ёж, -Без напёрсточка не трожь.МелВы в гостях у многих были,Только про меня забыли.Я мелок. Рисую ловко,Будет куколка с обновкой.Расчерчу любую тканьВсем на диво, только глянь!НожницыМы острые ножницы!Щёлк, щёлк, щёлк, щёлк.Не строим мы рожицы –Мы любим толк.Да, мы работяги,Чик, чик, чик, чикТот полон отваги,К труду кто привык.ПДО - Как правильно надо пользоваться ножницами?ОбучающиесяС ножницами не шути,Зря в руках их не крути,И, держа за острый край,Другу их передавай.Лишь окончена работа –Ножницам нужна заботаНе забудь их закрытьИ на место положить.Итог организационной части – готовность рабочего места и оборудования для занятия.II. Практическая часть.ПДО – Чтобы узнать какая сегодняшняя тема занятия нужно отгадать загадку:
Я иголочки храню,
Им теряться не даю. (Игольница)
Ребята, существует закон традиционных промыслов и ремёсел, если потерять традиционную культуру, то исчезнет этнос. Ханты и манси, коренные народы сибирского Севера в мире единственные, кто ещё сохраняет свою культуру, европейцы уже потеряли это достояние. Традиционное искусство – это традиции, это века. Мы сегодня будем шить игольницу, исполненную в традициях народов Севера, в узоре должны соблюдаться цвета, в изделии должны соблюдаться пропорции, узор должен соответствовать размерам игольницы. В процессе работы я вам расскажу, что такое сакральное, и о сакральном игольницы. Традиционное искусство надо изучать. Традиционные вещи всегда гармоничные: в изделии должно быть два цвета, если третий цвет, то совсем незначительный. Должно быть понимание у начинающих мастериц самое главное в тканях – это выбор цвета, соотношения цветов, а потом композиция, соотношение фона и узора. Любой орнамент любит фон. Ничего не надо выдумывать, веками уже всё выдумано, вся выдумка становится фальшью, надо осваивать все традиционные тонкости. У каждой вещи масса тонкостей. Самая простая вещь – это самое сложное.
Хотя магазины предлагают широкий ассортимент товаров, но изделие, созданное своими руками, гораздо уникальней и ценней покупных, потому что держит тепло ваших рук. Разберёмся с последовательностью этапов работы. Ребята, у вас на столах разложены технологические карты, они вам помогут при изготовлении игольницы. По мере необходимости я буду вам рассказывать и помогать.
Основа игольницы: ткань двух цветов. Берем, уже заранее, заготовленную ткань для орнамента другого цвета. По шаблонам чертим на ткани орнамент, вырезаем и пришиваем к основе. По краю изделия обшиваем бейкой. Шов должен быть мелкий и аккуратный.
III. Физминутка. Гимнастика для глаз.
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками.IV. Повторение опорных знаний. ПДО – Что мы делали на прошлом занятии?Устный опрос обучающихся.Задания:1) Перечислите основные виды швов, используемых при шитье.(ответ: «вперёд иголку», «назад иголку»)
Шов вперед иголку является самым простым швом (рис. 1). Его можно назвать пунктирным швом. Равномерный пунктир — размер стежка равен размеру пропуска.
Изнаночная и лицевая стороны одинаковы. Используется при выполнении декоративных швов.Ручным швом "назад иголку", который так назван потому, что иголка "шагнув" вперёд, возвращается ещё и назад, попадая в последнее отверстие предыдущего стежка, вполне можно сшить вещь, т. к. этот шов отличается, скажем, повышенной плотностью. Если, конечно, не делать стежки длиной более 3-х мм. Основная цель потайного шва – скрепление при отсутствии стежков на лицевой части изделия. Это довольно кропотливая работа, требующая внимания, терпения и напряжения глаз, так как загнутая часть пришивается всего к одной ниточке основной детали.ПДО – 2) В чём отличие перечисленных швов?3) Вспомните последовательность раскроя сложных деталей(обучающие отвечают на вопросы педагога)4) Вспомните поговорки – что необходимо соблюдать и не забывать при любой работе.(«Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Где аккуратность, там и опрятность»,«Дело делай, а переделок не оставляй, «Делано наспех, а сделано на смех»)
V. Индивидуальная работа педагога с обучающимися.
VI. Завершение работы.
VII. Самоанализ творческой работы.
ПДО – Ребята, как получилось наше изделие? Многое вы узнали про традиции Народов Севера?
VI. Подведение итогов занятия. Сравнение качества выполненных работ.
ПДО заканчивает учебное занятие.Вот закончился урок,Все убрать нам нужно в срок,Мусор быстро уберём,Всё в шкатулку соберём! Поощрения. Спасибо всем за внимание!
Анализ занятия.
Данное занятие проходило 20. 05.15 года в здании Центра культуры народного творчества народов Севера. На занятии присутствовало 6 человек. Проводила педагог дополнительного образования Супрун Калерия Акрамовна. Девочки и мальчики занимались изготовлением традиционной игольницы. Ребята узнали о традициях народов Севера, о сакральном игольницы, об орнаментах народов Севера, что они означают. Показали своё умение шить, и какими швами они научились шить за 2014 – 2015 учебный год. На занятии использовались наглядные пособия (технологическая карта, готовые изделия), угадывали загадки и отвечали на вопросы викторины. Все цели были реализованы. Дети остались довольны своими поделками.