Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству Изготовление оберега


Конспект занятия ДО «Затейники»
Дата: 1.12.2015г.
Третий год обучения.
Коляскина Елена Вячеславовна - педагог Дополнительного Образования, высшей квалификационной категории.
Тема: «Особенности изготовления народных игрушек-оберегов».
Цель: Приобщение обучающихся к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельность.
Обучающая цель: Познакомить учащихся с различными видами оберегов. Расширить представление учащихся об истории возникновения русской народной игрушки-оберега. Познакомить детей с материалом и инструментом для выполнения оберега
Воспитательная цель: Воспитывать аккуратность, экономичность, трудолюбие, работать коллективно, помогать друг другу.
Методы обучения: беседа, показ, самостоятельная работа по конструктивным картам.
Формы обучения: работа по группам и индивидуально.
Тип занятия: комбинированное.
Оборудование и основные источники информации: лыко, льняной шпагат, кусок мешковины, лён чесанный, глаза пластмассовые, заготовки из ткани, тесьма, семена и злаки, ножницы, клей, цветы искусственные, монеты, синтепон, лента атласная. Журнал «Коллекция идей», книга «Обереги своими руками», Интернет сайт «Самоделки».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Приветствие. Готовность к работе.
3. Сообщение цели и задач занятия.
4. Вступительная беседа педагога.
«Многовековая история культуры наших предков неразрывно связана с народными поверьями и приметами Они пришли к нам из глубины веков как память о наших предках, первые попытки понять окружающий мир, оградить себя от неблагоприятных событий.
Сейчас я предлагаю вам отгадать кроссворд, главное слово которого и станет сегодня темой нашего занятия.
(Учащиеся разгадывают кроссворд)
Понятие – оберег пришло к нам в современную лексику с давних времен, когда наши далекие предки всецело зависели от природы. В те времена люди старались на нее воздействовать с помощью обрядов. Их целью было заклинать плодородие земли, хороший приплод домашнего скота, семейное изобилие и благополучие. Особенно стойко сохранились традиции, пришедшие из далеких времен, когда огромное значение придавалось всевозможным оберегам. Они применялись всюду – и при постройке жилища, при изготовлении предметов домашней утвари, орудий труда, одежды и даже детских игр.
В словаре Ожегова С.И. слово «Оберег» означает предмет оберегающий, охраняющий от чего-либо. То есть «оберег» - это символ защиты. По представлению предков делали вещь непроницаемой для злых духов.
5. Сообщение учащегося:
«При строительстве дома предки глубоко продумывали систему защиты от 2вездесущих злых духов». Делался определенный орнамент на все проемы, все отверстия, через которые «Злыдни» могли проникнуть к человеку. Особенно тщательно выбиралось место для строительства. В начале строительства под углы первого венца клали клочок шерсти, горсть зерна, ладан, воск – это имело магическое значение.
Предметы мебели, бытовая утварь внутри дома имели форму, оформление и назначение оберегов. Ковши имели форму утки, лебедя, ладьи, коня – символы движения светила.
Оберегами в одежде считалась вышивка, в которой по традиции на строго определенных местах располагались соответствующие знаки. Ворот, рукава, подол являлись входом к человеку. Поэтому именно эти места особенно тщательно защищали системой знаков от злых духов. Таким образом, рассматривая образ жизни наших предков, мы видим не просто желание украсить окружающие его предметы, а стремление придать им особую значимость, призванную помогать человеку, притягивая защитные силы добра, отгоняя все темное, враждебное, злое».
6. Педагог:
«Ребята, несмотря на то, что традиция украшения оберегами своих домов зародилась в глубокой древности в наше время композиции – обереги стали прекрасными украшениями семейного очага и замечательным подарком к любому празднику.
У вас на столе есть рисунки с различными образцами оберегов. Посмотрите, какие материалы используются для изготовления оберегов?
Сегодня на занятии мы будем изготавливать игрушку-оберег.
Работать вы будете по конструктивным картам, которые есть у каждого из вас. Вначале подготовим все необходимые материалы и инструменты. И далее работаем самостоятельно.
7. Самостоятельная работа учащихся.
8.Организация контроля. 1. Что мы узнали сегодня нового?
2. Как вы будете использовать изготовленный оберег
3. Как бы вы хотели назвать своих игрушек-оберегов?
9.Подведение итогов занятия.
Педагог: Ребята, давайте в заключение коротко проведем защиту ваших оберегов. При защите можно использовать различные пословицы, которые есть у вас на столе. 2-3 выступления учащихся.
Инструкционная карта
Порядок выполнения композиции «Игрушка - оберег»
Определите смысловое содержание композиции. (Используйте буклет «Значение предметов в обереге»). Приготовьте необходимые материалы и инструменты: лыко, льняной шпагат, кусочек мешковины, лён чёсанный, пара глаз, заготовки из ткани, тесьма, семена и злаки, ножницы, клей, цветок искусственный, монетки, синтепон, лента атласная. Поместите кусок синтепона в мешковину и завяжите концы шпагатом - у вас получится голова. Завяжите оба конца короткого куска лыка, полученную заготовку оберните длинным куском лыка и завяжите, из кончиков сформируйте ножки и завяжите их шпагатом. Из отрезка чесаного льна сформируем бородку и брови.
На готовую фигурку при помощи клея приклеиваем одежду и украшаем тесьмой и семенами наш оберег. На готовую головку приклеиваем бородку, глаза, и бровки, приклеиваем на голову цветок и с обратной стороны атласную ленту-петельку. Когда готовы и туловище и головка обращаемся к педагогу, который помогает прикрепить голову к туловищу.
Значение предметов в обереге
Бобовые — символ достатка, сытности, физической силы.
Горох, фасоль — мир и дружба;
Гречка, рис — достаток в доме;
Злаки, бобовые - символ достатка, сытой жизни, благоприятной в материальном аспекте.
Злаковые — символ материального достатка.
Красный горький перец - символ мужского здоровья.
Крупа– мир, лад в доме, желая этого, молодых осыпали крупой
Кукуруза — взаимопонимание; символ здоровья детей.
Лыко — здоровье ног.
Мешковина — достаток в доме.
Мешок - символ богатства.
Монетка — копейка рубль бережет, успех в делах.
Орех — символ умственной силы, мудрости, долголетия.
Перец — от ссор в семье и символ женской красоты и молодости.
Подсолнухи, семечки — энергия солнца и здоровья.
Полотно — счастье в доме;
Семена подсолнуха - здоровье детей в доме.
Семена тыквы - символ плодородия, женское начало.
Семя- зарождение новой жизни.
Солнце, цветок подсолнуха - главный славянский оберег, славяне - дети солнца.
Цветы— комфорт, уют.
Чеснок, лук, мак — защищает и отгоняет нечистую силу
Шишка- символ трудолюбия и достижения успеха, крепость семьи
Ягоды шиповника, лекарственные травы - символы крепкого здоровья.
Ягоды, дары природы – символ урожая в хозяйстве
1.
2. 3. 4. 5. 6. Главный компонент для приготовления солёного теста.
Про него обычно говорят «……… всему голова!»
Ею разрезают тесто.
Её придают тесту при изготовлении поделки.
В ней пекут хлеб.
Его подводят в конце проделанной работы.
«Россыпи народной мудрости»
(пословицы о труде и учёбе)
Что твёрдо выучишь, долго помнится.
Не говори: учился, а говори, что узнал.
Учиться всегда пригодится.
Легко забыть то, чего не знаешь.
Больше узнаешь - сильнее станешь.
Догадка хороша, а знание лучше.
Ученье без уменья не польза, а беда.
Была бы охота, а выучиться можно.
Знает не тот, кто много жил, а тот, кто знания нажил.
Наука даром не даётся - наука трудом берётся.
Без хорошего труда нет плода.
Терпенье и труд все перетрут.
Была б лишь охота - наладится каждая работа.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Глаза страшатся, а руки делают.
Дело мастера боится.
Всякое уменье трудом дается.
Любовь к труду - у людей на виду.
Ленивые руки - не родня умной голове.
Кто ленится, тот не ценится.
Золотые руки на серебро не купишь.
За труд не бьют, а награды дают.