Конспект занятия «Изготовление народной куклы-оберега «Столбушка» для кружка Кудесницы


Министерство образования Нижегородской области
Государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Городецкий Губернский колледж»
Конспект занятия
«Изготовление народной куклы-оберега «Столбушка»

Автор: Кузнецова Валентина Вячеславовна, педагог дополнительного образования
г.Городец, 2017
Целью занятия является ознакомление и приобщение студентов к народной культуре
Задачи:
— приобщить студентов к народной культуре и традициям;
— заинтересовать студентов в изготовлении кукол;
— обучить студентов практическим навыкам работы с материалами;
— научить студентов последовательности изготовления куклы »Столбушка»
— ознакомить и расширить представление студентов об истории русской народной куклы.
Организационный момент – 5мин;
Вводная беседа – 10мин;
Инструктаж по технике безопастности-5 мин;
Практическая работа – 90 мин;
Подведение итогов, рефлексия -10 мин.
Оборудование и материалы:
Образец куклы »Столбушка» (изготовленной педагогом ранее);
Журнал или плотная бумага;
Комплект тканей;
Нитки;
Шерстяная или хлопчатобумажная пряжа;
Материалы для украшения (бусы, тесьма, лента и пр.) (по желанию);
Ножницы.
Ход занятия
Организационный момент:
Организация начала занятия. Создание психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания.
2.Вводная беседа: 
Наиболее распространенной игрушкой в России еще в первые десятилетия ХХ века была тряпичная кукла.Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нитей и ткани, даже из дерева. Кукла была предметом, полным внутреннего значения и смысла. В ней человек видел, прежде всего, образ языческой веры. По своему назначению куклы делятся на три большие группы:
— обрядовые;
— куклы-обереги;
— игровые.
Кукла была неотъемлемой частью праздников русской деревни: сева, жатвы, уборки урожая, многочисленных ритуалов и обрядов.
О куклах сочиняли сказки, в которых они представлялись волшебными помощницами. Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству, ими любовались, носили с собой, ими играли. Верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами обращались плохо – неприятностей не миновать. В некоторых избах обитало не меньше сотни кукол. Маленьким девочкам кукол делали мамы, бабушки или старшие сестры. А когда малышке исполнялось пять лет, она должна была мастерить кукол сама. По тому, как девочка её делала, определяли её мастерство в шитье и вышивке. Такая кукла могла быть советчицей и утешительницей в тяжкое время.
«Столбушка» — самый распространённый вид народной куклы. Но в каждой местности у неё были свои особенности и разные предназначения.
В старину в домах их насчитывали десятками. Считалось, что они приносят удачу и богатство, сулят богатый урожай и являются символами продолжения рода. Куклы передавались от матери к дочке, а далее — внучке и правнучке.
Такая кукла могла быть оберегом для новорожденного ребенка, игровой – для детей постарше. Кукла-оберег как бы отвлекала на себя злые силы, оберегая малыша. Ребенок рос, и всегда с ним рядом была кукла-оберег. А, чтобы оберег действовал, куклу нужно было кормить. Кормили своими разговорами с ней. И горести, и радости делились с куклой. Это помогало ребенку проговорить, проиграть свои проблемы. Кукле можно было рассказать о любой своей обиде, горе, радости. Она, молча, слушала, и ребенок принимался такой, какой он есть.
В русской избе обязательно жили разные куклы-обереги, у каждой из которых было свое назначение.
В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому неудивительно, что по-разному делали и тряпичных кукол. Традиционных русских тряпичных кукол можно подразделить: по назначению – на игровые, обереги и обрядовые; по образу – на куклу-крестьянку и куклу-барыню; по способу изготовления – на сшивную и не сшивную.
Кукла как символ – становилась участницей многих ритуальных обрядов и праздников.
Традиционно кукле »Столбушка» лица не рисовали, — они были «безликими». Считалось, что имея выражение лица, кукла теряла свою магичность, таинственность, теряла обережные свойства. В неё могла вселиться злая душа, которая могла навредить новорожденному и другим домочадцам.
Кукла — «Закрутка» — это почти тоже самое, что и «Столбушка». В основе такой куклы лежит плотно закрученная берестяная трубочка или плотная бумага. Главная особенность такой куклы в том, что делают её без иголки, как и многих других кукол. Сворачивая и завязывая бумагу, мы не делаем ни одного шва и укола иглой: ведь это наша подружка и берегиня, и колоть её тело иголкой негоже.
Кусочки ткани нужного размера тоже можно отрывать руками, без помощи ножниц.
Куклу — «Закрутку» можно смастерить только с помощью кусочков ткани и ниток.
3. Инструктаж по технике безопасности.
Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвие ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
Следить, чтобы ножницы не падали на пол, т.к. при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.
Передавать ножницы кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.
Не обрывать нитки руками.
4. Практическая работа. Поэтапное изготовление куклы »Столбушка».
1. Для того, чтобы сделать основание куклы, необходимо свернуть в трубочку журнал или плотную бумагу.
2. Затем заготовку накрыть сверху квадратом белой ткани, убрать остатки ткани в противоположное отверстие заготовки.
3. Волосы и косы можно сделать из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, отмерив нужную длину и количество нитей. Необходимо завязать их «снопиком» и закрепить на голове. Завязанный конец нужно заправить в верхнее отверстие.
4. В среднем куске ткани сделать круглое отверстие размером с диаметр заготовки или чуть меньше, одеть его на заготовку. Чтобы получить ручки-рукава, нитками нужно перетянуть противоположные углы квадрата ткани. При этом лучше вначале подогнуть наизнанку край угла ткани, а потом туго перевязать ниткой, — получится кисть руки или манжета пышного рукава. Рукам можно придать любое направление.
5. Оставшиеся два угла квадрата ткани надо расправить и подвязать ниткой на талии, получится кофточка.
6. Нарядить куклу можно по-разному, в юбочку или сарафан. Сделать юбку можно, не используя швейную иглу. Для этого надо вырезать ткань в виде круга с отверстием посередине, получится юбка-солнце. Юбку также можно сделать запашной, заложив в складочки полоски ткани и затянув ниткой на талии. В обоих случаях верх юбки нужно покрыть широким поясом (тесьмой, лентой и пр.).
7. Дополнить костюм можно передником, платком, бусами – всем, что подскажет фантазия. Подобную куклу можно одеть в народный костюм своей местности – это придаст ей особую красочность и нарядность!
5. Подведение итогов ,рефлексия.
Мини-выставка готовых кукол. Обучающиеся анализируют и оценивают все работы, учитывая творчество, аккуратность, эстетичность, правильность подбора тканей.
Закончи предложения:
Теперь я могу…
Я научилась…
Было трудно…
У меня не получилось…
Мне захотелось…