Урок по литературному чтению В.Ф.Одоевский Мороз Иванович


Урок литературного чтения на тему В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович», 3 класс
Цель: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф.Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»; развивать читательское умение сравнивать произведения, близкие по жанру, совершенствовать умение выборочно читать и пересказывать текст для доказательства своих мыслей; способствовать раскрытию нравственного смысла сказки.
Ожидаемые предметные результаты: научаться называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков.
УУД:
-познавательные: осознавать сущность и значение литературных сказок как части русской национальной культуры;
-регулятивные: выбирать в паре форму оценивания результатов, вырабатывать совместно критерии оценки результатов; анализировать причины успеха или неудачи с помощью оценочных шкал и знаковой системы;
-коммуникативные: осознавать цель своего высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы
Ход урока.
1.Организационный момент
Солнце красное проснулось,
В гости к нам пришло с утра,
Всем ребятам улыбнулось:
-Начинать урок пора!
Друг другу улыбнитесь, пожелайте удачи.
II этап. Работа с текстом до чтения.
1.Антипация предстоящего чтения.
Прочитайте пословицы и поговорки и отгадайте о чем речь.
Два друга – он да вьюга.
Он и железо рвет, и на лету птицу бьет.
Он ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
(Мороз)
Какие прочитанные произведения о морозе вы помните?
Владимир Федорович Одоевский «Мороз Иванович». Предположите:
- На какую тему произведение?
- Герои произведения?
-К какому жанру относится данное произведение?
2. Постановка целей урока.
Предлагаю прочитать текст, выяснить, правы вы или нет и объяснить, почему так названо произведение.
III этап. Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение текста.
а) Комбинированное чтение;
б) Выявление первичного восприятия:
- Назовите героев.
- Как звали девочек?
- Почему автор их так назвал?
ФизминуткаПеречитывание текста.
а) Медленное «вдумчивое» повторное чтение отдельных фрагментов:
- Когда мы говорим «считать мух»?
- В прямом или переносном смысле употребил его автор? Прочитайте.
- Какая беда случилась с Рукодельницей? Прочитайте.
- Кто ее встретил в волшебном колодце и о чем ее попросил? Прочитайте.
- Легко ли было девочке взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему?
- Сколько вопросов задала девочка старику?
- Как отблагодарил Мороз Иванович Рукодельницу?
- Как вела себя Ленивица у Мороза Ивановича?
б) Необходимый комментарий текста
- какие слова непонятны?
в) Литературная пропедевтика:
- Определите жанр (докажите, перечитайте отрывки).
- Найдите выразительные средства языка (олицетворение, эпитет, синонимы, антонимы).
Беседа по содержанию в целом.
а) Обобщение прочитанного:
- О чем прочитали?
б) Выявление совпадений первоначальных предположений обучающихся с окончательными выводами по тексту:
- На какую тему произведение?
- Герои.
- Жанр.
в) Какие вопросы можно задать к тексту? Работа в парах.
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Кто…
Что…
Когда…
Может…
Как звали…
Верно ли что…
Мог ли…
Было ли…
Объясните, почему…
Дайте объяснение, почему..Почему вы считаете, что…
Предположите, что будет, если…
Почему вы думаете…
IV этап. Работа с текстом после чтения.
Концептуальная беседа по тексту.
а) Коллективное обсуждение прочитанного:
- Кто из героев понравился больше всего? Почему? Докажите.
- Сравните двух главных героинь сказки.
б) Формулирование основной мысли текста.
Знакомство с писателем.
Работа с заглавием, иллюстрациями:
а) Обсуждение смысла заглавия:
- Почему автор так назвал произведение?
б) Обращение обучающихся к готовым иллюстрациям.
Творческие задания:
- Пересказ от имени Рукодельницы – 1 вариант,
от имени Ленивицы – 2 вариант.
- Рабочая тетрадь стр. 49.
Vэтап. Домашнее задание.
Учебник стр. 208,вопрос 7,8.