Конспект сказкотерапевтического занятия по сказке Абрамцева Тише, пожалуйста, тише.


Сказкотерапевтическое занятие по сказке
Н. Абрамцева « Тише, пожалуйста, тише »
Цель: создание условий для комплексного решения актуальных:  эмоциональных, личностных и коммуникативных  проблем у детей.
Задачи:
Развивать эмоциональную саморегуляцию установления положительных взаимоотношений с другими детьми и взрослыми.
Познакомить с приемами эффективного поведения в конфликтных ситуациях.
Способствовать снятию психо-эмоционального напряжения, снижению уровня агрессивности.
Корректировать и предупреждать поведенческие отклонения.
Воспитывать в детском сознании правильного восприятия окружающего мира, в соответствии с моральными правилами и нормами.
Необходимые атрибуты:
- пиктограммы
- картинки домов Добра и Зла
- космическая музыка, музыка реки, для релаксации
- волшебная палочка
-пульверизатор
- фигурки животных
- листы бумаги, краски, кисти
- картинки «правила совладения с отрицательными эмоциями»
- шарики «злинки»
Ход сказкотерапевтического занятия:
Здравствуйте ребята и родители. Я рада новой встрече с вами, рада вашим улыбкам, рада, видеть ваши симпатичные лица. И вновь хочу пригласить вас в мир загадок, чудес тайн, мудрости - в мир Сказки. С помощью различных сказочных персонажей мы будем учиться фантазировать, играть, учиться понимать друг друга и себя.
Однажды, много лет назад, когда я была таким же ребенком, как и вы, услышала от одной серьёзной женщины такие слова: «Нужно сохранять свое эмоциональное равновесие». «Ох и чудные же эти взрослые, всё время изъясняются каким-то непонятным языком»- подумала я. Недавно я вдруг вспомнила эту фраз и решила с вами посоветоваться, что же это такое «Своё эмоциональное равновесие (рассуждения детей). О каких эмоциях мы уже с вами говорили? (страх, злость радость, удивление...- демонстрация пиктограмм).
Итак, сохранять своё эмоциональное равновесие - это значит уметь управлять своими эмоциями, а значит своим поведением.
Мы уже с вами знаем, что у каждого человека есть Душа, как мы ещё е называли - Фея Душа, которая является хозяйкой нашего внутреннего дворика. Кто помнит, чьи дома ещё находятся в нашем внутреннем дворике? (дома феи Красоты волшебника Ума, феи Доброты и т.д.) И у всех людей эти дома разные. У некоторых самый высокий и крепкий дом - дом феи Доброты, а у других людей, к сожалению, дом феи Злючки (демонстрация картинок домов, которые дети рисовали на прошлых занятиях)
А давайте мы попробуем сравнить нашу Душу с солнышком.
Дыхательная гимнастика «Солнышко»
К сожалению, наше солнышко не всегда светит, греет и радует. Иногда его заслоняют грозные тучки, атакуют злые колючки, ранят страшилки, дразнилки.
Что же делать, если в нашем внутреннем дворике поселяются нежелательные гости? (размышления детей).
А давайте представим как будто мы с вами уже стали взрослыми. И попали мы немного-немало, в Государственную Думу. А там серьёзные тёти и дяди думу думают, да разные законы и правила составляют. Вот и мы с вами сейчас подумаем и вместе выработаем такие законы и правила, которые помогут нам легко преодолевать различные трудности.
А теперь поднимите руки те, кто отправится со мной в Сказочную Думу, те, кто не боится ни каких трудностей и готов самоотверженно сражаться с такими врагами нашей души, как Гнев, Зависть, Страх, Неприязнь, Досада.
Игра «Эмоция замри»
(участники свободно передвигаются по залу). По команде ведущего: раз, два, три, фигура радости замри. Все замирают с выражением радости. Аналогично с эмоциями зла, страха, удивления, грусти, стыда, гордости.
Сегодня я приглашаю вас в сказку; Н. Абрамцева «Тише, пожалуйста, тише» Слушайте внимательно, да помните о том, что сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам, да девицам урок.
Ритуал вхождения в сказку.
Медитация: Огонь волшебный и могучий, развей! над нами злые тучи, сердца ты наши обогрей, введи нас в сказку поскорей.
Чтение сказки
Николай Абрамцев «Тише, пожалуйста, тише».
1. Где то в лесу жила была речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Весь свой лес поила холодной водой. Каждому позволяла смотреться в себя, как в зеркало. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала, весёлая, добрая речка была.
2. Так было долго. Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. То ли сон грустный увидала, то ли ещё что случилось. Вздохнула речка печально.
3. Потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела вода. Заметило это солнце. Решило развеселить речку Пощекотало её своим длинным лучиком, да как то неудачно: сломался луч, уколол без того поцарапанную волну. Вскрикнула речка испуганно, «что за глупые шутки?» подумала она обиженно. А тут ещё неприятность: кто то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосёнок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришёл попить. Запутался в речной траве и упал в воду, да еле выбрался. Эта мелочь окончательно вывела речку из себя. Да. Расстроенная, испуганная обиженная речка рассердилась, разозлилась, фыркнула и вышла из себя.
4. Из берегов своих... Сначала осторожно, на прибрежную траву. Дальше - до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны дальше, дальше, дальше растекается речка... И понимает, что не то делает, вернуться не может, коряга не хотела царапаться, и солнечный луч нечаянно уколол, и лосёнок, конечно же, не нарочно упал в воду. Всё понимает бывшая речка, а теперь бесформенна мелкая лужа. Всё понимает, а вернуться, не может... Сорвалась... Вышла из себя. I вперёд бежать не может, сил больше нет.
5. Качается почти стоячая вода меж кустов и деревьев. Гниют ветки, листья, трава в стоячей воде. Никто не пьёт из бывшей речки, никто в неё не смотрится. Мутной грязной, вязкой трясиной стала чистая, светлая речная вода... Болото... Неровные кочки... Ползучие стебли... Страшные чёрные оконца... Опять болото, а была речка. Была...
Только вот из себя вышла... Выйти каждый может. Всегда может. Выйти легко. Очень... Слишком даже... и не надо кричать... и дверью хлопать не стоит... ногам топать... спокойно... тише, пожалуйста, тише...
Вот такая история приключилась с Речкой. У кого из вас без видимой причины портилось настроение, приходила Злость, Страх или просто все вокруг раздражал! или хотелось отомстить, сделать больно? - поднимите руку.
Можно сделать вывод, что Речка не одна такая, что и вы обладаете не только добрыми, позитивными чувствами, но и, возможно даже злыми.
Скажите мне на ушко, что портит вам настроение, что вас беспокоит?
Чтобы ответить на многие вопросы, я предлагаю вам поиграть в эту сказку погрузиться в неё, примерить на себя чувства Речки.
Повторение 1 отрывка (музыка реки)
Хотели бы вы, чтобы я вас превратила с помощью волшебной палочки в Речку? Те, до кого я коснусь, изображают мимикой, жестами, телодвижениями, голосом, речку из начала сказки. Тот, кто покажет самый удачный вариант, становится волшебником и превращает всех детей в одну Речку.
Теперь возьмитесь за руки и образуйте длинную-длинную реку и под музыку воды обойдем свои владения.
медленно и ровно текла река по равнине
сверкала под летним солнышком (взмахи руками)
радовалась тёплому дождичку (пульверизатор)
протекала под упавшим деревом (шаг с наклоном)
преодолевала крутые пороги (перепрыгивание через коробки, стулья ,здоровалась со всеми и поила животных и растения свежей водой (здороваются и «поят» из ладошек родителей).
Вот такая замечательная жизнь у нашей Речки была
Работа за столом ( рисование)
Разделите лист на 4 части и в левом верхнем углу нарисуйте образ Речки в виде какого-нибудь предмета, животного, человека, феи и т.д.) Повторение 2 отрывка
Теперь в правом верхнем углу нарисуйте, какие изменения произошли с Речкой момента нашего знакомства с ней в начале сказки.
Можно ли сказать, что она виновата в том, что она испытывает чувство печали начале сказки?
Повторение 3 отрывка
Как вы думаете, кто же виноват в том, что речка рассердилась, вышла из себя. Кто желал ей зла?
Игра «Согласие-несогласие» (с закрытыми глазами)
«ДА»- шаг вперед
«НЕТ»- шаг назад
Я думаю, что сейчас Речка:
безразличная
напряженная
гневная
счастливая
раздраженная
спокойная
прозрачная
тревожная
ласковая
красная
добродушная
Рисование 3 отрывка
А сейчас давайте представим себя маленькими экстрасенсами, закройте глаза прислонитесь ладошкой к 3 рисунку и попробуйте прочувствовать душевное состояние нарисованного вами образа (досада, раздражение, обида, злоба).
Повторение 4 отрывка
«... вышла из себя и сил уж больше нет...» А с вами бывало такое? Что вы при этом делали?
Давайте подумаем, что бы мы могли сказать Речке, как помочь ей совладать своим поведением? (размышления детей)
А если нам обратиться к таким верным подругам феи Души как фее Любви и с Доброте, фее Терпении? Как они могут помочь душе Речки?
Вот видите, мы с вами пришли к доказательству того, что добро и зло живут
одной душе.
Игра «Изобрази речку»
Какую речку вам легче изобразить?
Игра «Ладошки»
Приготовьте свои ладошки. Громко хлопните, если считаете, что пословица подходит к данной ситуации. Если нет, то сложите ладони в крепкий замок.
Гнев - плохой советчик.
Сделал дело - гуляй смело.
Раздулся пузырь, да и лопнул.
Кто гнев одолевает, тот крепок бывает.
Топор своего дорубится.
До времени всё с рук сходит.
Душа согрешила, а тело в ответе.
Можно сказать, что её чувства накалены до предела?
Повторение 5 отрывка
Дети образуют круг из ленточки (болото) и выполняют движения, соответствен тексту.
А теперь закройте глаза, вспомните и скажите мне какой была Речка на цвет начале сказке,... а на вкус?
А какого цвета стала Речка после того, что с ней приключилось? А на вкус?
А теперь давайте потрогаем её рукой. Какая она? (жесткая, ядовитая, пачкающая..) Рисование 4 рисунка
В правом нижнем углу нарисуйте речку из конца сказки. Какие изменения с ней произошли?
Игра «Работа с чувствами»
Вытяните руки вперед. Если вы согласны с моим утверждением- распрямите пальцы, если нет- сожмите их в кулак.
Речка стала безразличной
усталой
шустрой
злой -тоскливой
здоровой
глупой
обиженной
одинокой
счастливой
А теперь рассмотрим наши рисунки. Мы видим 4 образа Речки. Какой образ вам больше нравится? А с каким вам никогда не хотелось бы встречаться, дружить?
Мы с вами пронаблюдали за теми изменениями, которые произошли с Речкой и еще раз убедились в том, что добро и зло могут одновременно жить в одной душе.
Что же делать Речке и всем тем, в чью душу проникает зло? Как его победить? Как сохранить наше внутреннее солнышко от злых тучек?
Давайте мы вместе выведем несколько волшебных правил
(все пункты правил сопровождаются рисунками).
Скажи себе «СТОП». Каждый раз, когда хочется ударить, толкнуть или обидеть словами, нужно дотронуться до кармашка, где лежит знак (всем детям раздаются знаки), глубоко вдохнуть и посчитать до 10.
Если очень хочется ударить, сильно сожмите кулаки и расслабьте их (знак «кулак»)
Если хочется плакать, то можно и поплакать (знак «подушка»)
Не терпите обиду, а поговорите с тем, кому доверяете, кто вас не осудит, выслушает (мама, животное, игрушка).
5. Можно доверить свои тайны дневнику, рисунку или подушке
6. Если мысли остаются злыми даже спустя время, а вы не знаете как помириться, то выпустите свои эмоции на волю, но не вымещайте их на других.
Как это сделать, я могу вас научить. Смотрите и повторяйте за мной.
Упражнение «Цветок и злинка»
Представьте себе, нераскрывшийся бутон цветка. Внутри этого цветка находится невидимое облачко аромата (запах). Так и внутри нас находится невидимая «злинка». Мы не должны держать наши «злинки» внутри себя, так же как и цветок не держит аромат внутри себя. Заглянем внутрь цветка как будто внутрь себя и выпустим наши «злинки» на просторы, так же как цветок выпускает аромат. А ещё мы простим нашу «злинку» за то, что она поселилась в нас без спроса и попросим у неё прощения, за то, что не отпустили её раньше. Говорим слова: «я отпускаю тебя «злинка», ты свободна».
Упражнение на релаксацию «Шарик»
Во время ссоры наше тело напряжено, от чего мы чувствуем себя плохо. Чтобы убедиться в этом, давайте проведём эксперимент.
Возьмите в руку маленький шарик-это наша злинка. Зажмите сильно шарик в кулаке и потрясите рукой. Шарик выпал? Нет! А теперь раскройте ладонь, расслабьте пальцы, положите шарик и потрясите рукой, шарик выпал, а значит мы сможем освободиться от плохих эмоций, расслабив тело. Попробуем этому научится.
Упражнение на релаксацию «Снежная баба»
Сейчас мы с вами будем катать по полу воображаемые комья снега. Теперь мы слепим снежную бабу. И так, получилась красивая снежная баба (дети изображают её). Есть у неё голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит она на прочном основании. Ночью подул холодный ветер и стала наша баба замерзать. С начало у неё замёрзла голова (дети напрягают мышцы лица и шеи), потом плечи, туловище, ноги. А ветер дует всё сильнее, хочет разрушить снежную бабу. Уперлась она своим основанием (дети сильно напрягают и расставляют ноги). Не удалось ветру разрушить её, а утром выглянуло солнышко. Увидело оно снежную бабу и решило её отогреть. Стало солнышко припекать, а баба наша таять. Сначала растаяла голова (дети отпускают голову), потом плечи (расслабляют и отпускают плечи), потом руки (аналогично), потом туловище (дети, как бы оседая, склоняются вперёд), а потом и ноги (сгибают ноги в коленях, затем садятся, а потом ложатся на пол). Солнышко греет, снежная баба тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле.
А наше занятие подошло к концу. Берегите себя и свое душевное равновесие!