Урок литературного чтения по теме Н. Абрамцева Волшебная сказка


Тема : Н Абрамцева «Волшебная сказка»
Радионова Н.А,
учитель начальных классов Песчанской СОШ №1
Цель:
Познакомить с творчеством Натальи Абрамцевой на примере чтения произведения «Волшебная сказка».
Развивать интерес к художественной книге.
Воспитывать лучшие нравственные качества: Доброту, милосердие, любовь к природе и внимательное отношение ко всему, что нас окружает.
Ход :1 Организационный момент.
2 Проверка д/з ( Г.Х. Андерсен. «Снежная Королева» )1) Слово учителя.
Прошло много лет, а люди до сих пор с удовольствием читают сказки Андерсена, любят его героев. На родине писателя ему установлен памятник с надписью «Воздвигнут датским народом», а 2 апреля – день его рождения – с 1967 года отмечается как международный день детской книги.
За выдающиеся заслуги детским писателям ежегодно вручается Международная премия Г.Х.Андерсена – золотая медаль с его профилем.
Андерсен писал: «Моя жизнь – это прекрасная сказка!» Хотя жизнь великого сказочника была полна невзгод и разочарований, его герои несут добро, свет, любовь к людям.
Удивительная, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходит от сказок Г.Х. Андерсена. А доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим» - писал К.Г. Паустовский.
Дома вы раскрасили розу и написали на ее лепестках слова- какими качествами обладали герои Г.Х Андерсена. Давайте прочитаем их.
2) Творческая работа детей. Защита работ. «Пятистишие»
Вам надо было составить Пятистишие к слову «Дружба». Кто готов поделиться своими стихотворениями?
3) Тест по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная Королева»
Вариант I
1. Кто создал зеркало, в котором все доброе уменьшалось, а все злое выпирало и делалось еще гаже?
а) Лапландка б) Тролль в) Снежная королева г) Колдунья
2. Кто не поверил Герде, когда та говорила, что Кай умер, и заставил ее саму усомниться в его смерти?
а) Солнце и ласточки б) Снег и ветер в) Дождь и лужи
3. Кто помог Герде попасть во дворец к принцу и принцессе?
а) Ворон и ворона б) Добрый охранник в) Бабочки
4. «Ишь какая славненькая, жирненькая! Орешками откормлена!» Кто так говорил о Герде?
а) Маленькая разбойница б) Снежная королева в) Старуха разбойница
5. На чем лапландка написала послание финке?
а) На пергаменте б) На сушеной рыбе в) На бересте
Вариант II
1. «Это роятся белые пчелки!» - говорила старая бабушка. Что она имела ввиду?
а) Пчел б) Снежинки в) Солнечные зайчики г) Цветы
2. На чью спину привязали санки, когда Снежная королева похитила Кая?
а) Белой собаки б) Белой лошади в) Белой курицы г) Белой кошки
3. Как звали оленя Маленькой разбойницы?
а) Кешка б) Бяшка в) Кудряшка
4. Что дала Маленькая разбойница Герде в Лапландию, чтобы та не замерзла?
а) Муфту б) Шапку в) Рукавицы в) Шарф
5. В чем сила Герды?
а) В башмачках б) В том, что с ней олень в) В ее сердце
3. Целеполагание
Сегодня мы познакомимся с еще одним удивительным человеком и с очень доброй сказкой.
4. Работа по теме.
1) Слово учителя об авторе.
В некотором царстве, в некотором государстве жила-была сказочница по имени Наташа. Рядом с нами и одна из нас. Под одним небом, под одним солнцем. На те же звезды смотрела, что и другие, только видела их по своему. Та же реальность окружала её, только жизнь рисовала ей свои картины. Жила - была сказочница...
Сегодня мы приглашаем вас совершить путешествие в мир детской мечты, в мир сказок замечательной писательницы-сказочницы Натальи Абрамцевой.
Первую половину своей жизни – до двадцати лет - она могла только сидеть, вторую – только лежать. И ещё писать. Писать сказки, рассказы, пьесы.
Звали её Наталья Абрамцева.

Родилась Наташа в семье учительницы русского языка и военного. В годик с небольшим девочке поставили страшный диагноз – спинальная амиатрофия Вердинга – Гоффмана.
В школу она проходила совсем немного. « У неё был такой корсетик, - вспоминает мама, - но всё равно, сидела она не очень устойчиво. И вот учительница ставила мальчишек дежурить около Наташки, чтобы кто-нибудь её не толкнул случайно. Они были, конечно, очень этим горды…
Но всё-таки сидеть долго было для неё очень тяжело, и писать она не успевала за ребятами… Писать ей было физически нелегко, и когда, уже будучи взрослой, она начала писать сказки, то писала фломастерами…А читала она всегда очень много, читать начала с трёх лет…И всё-таки учиться ей пришлось дома. У неё была очень хорошая учительница, и одноклассники всё время приходили. Иногда по нескольку человек, иногда целым классом… Некоторые из них до сих пор мне звонят. Я работала учителем в той же школе, у меня всегда были очень хорошие отношения с ребятами, они шли к нам домой легко, и с Наташей общались легко. Она всё время была и с детьми, и со взрослыми – у нас часто бывали и наши друзья. Так что в одиночестве она не была никогда…»
После школы окончила курсы переводчиков, переводила с английского и испанского, знала эти языки в совершенстве; примерно с середины 70-х годов начала писать сказки и рассказы, которые звучали по радио в передаче «Вечерняя сказка», а затем стали регулярно печататься в газетах «Вечерняя Москва» и «Сударушка».
Самые любимые свои сказки собрала Наташа в книге "СКАЗКИ ДЛЯ ДОБРЫХ СЕРДЕЦ", над которой работала до последнего дня.
У Натальи Абрамцевой был случай, одно издательство предложило напечатать 12 сказок в календаре. Как известно, календари не залеживаются. Они раскупаются все! И вот в "Календаре для женщин " на 1992 год были напечатаны 12 сказок по числу месяцев. Её герои - те, кто постоянно нас окружают. В сказках оживают ваза, дом, пень, окно, и даже Закон Природы. В них нет волшебников и Баб Ёг. Но в них есть чудо. Её цветы в вазе могут вздрогнуть от холодной воды, а разговаривают в её сказках все, даже старые тапочки. Малюсенького мотылька на картине никто никогда не замечал, но вот он улетел ненадолго - и картина стала пустой.
Н. Абрамцева была способна в любой вещи увидеть большее, чем просто вещь. Здесь предметы, цветы, животные - образы человеческих отношений. Эти сказки не просто чисты и нравственны, хотя и это сейчас - выдающееся качество в литературе, в том числе в детской. Они полны образами, рождёнными чистым, любящим и страдающим сердцем.
- Сегодня мы познакомимся с одной ее сказкой, которая проникнута любовью и заботой, вниманием и добрым отношением.
-Хотите послушать эту сказку?
Но сначала, я хочу, чтобы вы на несколько минут стали сказочниками. Сами придумали сказку по ключевым словам.
2) Работа по ключевым словам. (работа в группах)
праздничный вечер, волшебная единственная новогодняя ночь, праздничный вечер, роза заболела, расстроенная семья , кошка, лекарство, поправилась, лунный мешочек с сияющими новогодними снежинками, она больше не чихала.
3) Слушание сказки ( аудио)
4) Работа над содержанием.
5) Словарная работа: Восхищаться – значение слова, подобрать слова –синонимы: восторгаться, радоваться.
- понравилась ли вам сказка? чем? что же вылечило розу?
Новогодняя ночь? Волшебное лекарство? А может быть то, что кошке так хотелось ей помочь? Давайте дадим характеристику кошке и розе.
6) «Слова –магниты»
1 группа – выбрать слова, характеризующие кошку.
2 группа - выбрать слова, характеризующие розу.
3 группа – какие слова, объединяют и кошку, и розу.
Добрая, ласковая, хитрая, нежная, мягкая, заботливая, пушистая, злая, красивая, милосердная, грубая, жалостливая, больная, впечатлительная,Что мы можем сказать о кошке и розе?
Можно предположить, что кошка стала другом розе? Почему?
7) Работа в паре. «Собери пословицы» ( Соедини стрелками)
Худо тому, кто добра век проживет
Добрый человек в добре не делает никому
Доброму человеку и добрые дела
Жизнь дана на чужая болезнь к сердцу
Худо тому, кто добра не делает никому.
Добрый человек в добре век проживет.
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Жизнь дана на добрые дела.
- В какой из пословиц выражена основная мысль сказки ?5. Рефлексия.
Вывод урока: нужна ли в мире доброта ?6. Итог
7. д/з : Чтение сказки. Эссе «Нужна ли в мире доброта?»
Павлодарская область,
Качирский район,
село Песчаное.