Рабочая карта к уроку литературы на тему Авторская сказка. Н.Абрамцева Самая хорошая вазочка


Прочитай сказку и выполни задания.
Наталья Абрамцева. Самая хорошая вазочка.
Жил-был маленький чайничек для заварного чая. На одном его боку был нарисован маленький зеленый листочек. И все. Больше никаких украшений не подарили художники чайнику. Но он не унывал и верой и правдой служил хозяйке дома. Поначалу. А потом такая большая семья получилась, что как ни старался маленький чайничек, никак не мог на всех напастись заварного чая. И тогда старенькая уже хозяйка хорошенько вымыла чайничек с зеленым листиком на боку, высушила его, поставила на краешек одной из кухонных полок и купила...
Купила хозяйка новый замечательный большой заварной чайник. Он был ярко-красный, весь в золотых веточках. А на одной веточке сидела необыкновенно важная, вероятно заморская, птица. Поселился новый чайник с важной птицей на главной кухонной полке. Там же жили хрустальная вазочка на высокой ножке — это была вазочка для варенья — и старинная сухарница, украшенная разными металлическими веточками и цветами. Очень скоро они нашли общий язык и даже стали друзьями.
А о маленьком чайничке все забыли. Даже хозяйка. Чайничек не обижался, понимал все: «Что поделаешь?»
Но вот однажды весной кто-то принес в дом цветы. Очень нежные крошечные лиловые головки-лепестки на тонких розоватых стебель-как — это первые лесные фиалки. И забеспокоились все, и зашумели: «Ах, скорее воды! Скорее несите вазочку! Фиалки задыхаются без воды!»
Но вот беда: одна вазочка оказалась слишком высока для маленьких цветов, другая — чересчур широка для тонких стебельков, третья вазочка была очень темной — темно-лиловые фиалки терялись на ее фоне.
— Ах, как быть? Ах, что делать?— волновалась хозяйка.— Нет подходящей вазочки для фиалок.
И тут хозяйка случайно увидела старый заварной чайничек. «Конечно, не бывает вазочек с носиком,— подумала она,— но зато чайничек низенький и горлышко у него неширокое — фиалки не будут рассыпаться, да и цвет белый подходит».
Не долго думая хозяйка взяла чайничек и поставила в него лесные цветы. И получилось очень даже неплохо: чудесные темно-лиловые фиалки в маленьком белом с зеленым листиком на боку чайничке.
Чайничек так обрадовался, так заволновался, что его листочек задрожал и чуть не улетел. Но все обошлось.
Вечером вся семья собралась за большим круглым столом пить чай. На столе стояла вазочка на высокой ножке, полная клубничного варенья, рядом — красивая сухарница с рассыпчатым печеньем, рядом — заварной чайник с заморской птицей. Все трое важные и нарядные.
А в центре стола хозяйка поставила маленький чайничек с фиалками. Ах, какое удивление, какое недоумение, какое, представьте, возмущение закружилось вокруг маленького чайничка. Почему? Вот послушай, о чем говорили на столе.
— Ой, ой, ой,— зазвенела вазочка,— вы только взгляните, взгляните, взгляните! Разве это не дерз-з-зость?
— Да уж, да уж,— строго сказала старинная сухарница,— действительно возмутительно: такой маленький, ненарядный... э... э... предмет считает, что достоин цветов. Да уж, да уж...
А красный заварной чайник вообще ничего не сказал. Только сердито звякнул крышечкой и фыркнул.
Заморская птица тоже промолчала, повернула голову и свысока взглянула на маленький чайничек. Было ясно, что и она его очень осуждает.
Как удивился маленький чайничек! Как расстроился! Как горько стало ему. Так горько, так горько, что цветы в нем... завяли. В одну секунду завяли, на глазах у всех.
Так бывает: если плохо тебе, обязательно плохо кому-то еще, рядом... Но чайничек этого не знал и решил, что правы были вазочка для варенья, красивая сухарница и большой чайник с яркой птицей: да, действительно, он должен был отказаться от цветов, потому что, наверное, он очень, очень плохой, и цветам не могло быть в нем хорошо.
Вот какая грустная и несправедливая вышла история.
Целый год маленький чайничек с зеленым листиком на боку грустил на своей полке. Целый год! А через год в дом снова принесли первые лесные фиалки. И снова...
Не знаю этого наверняка, но почти уверена...
Хозяйка поставила цветы в старый маленький чайничек. Вероятно, снова не нашлось подходящей вазочки. И тогда...
Не знаю точно, но так бы хотелось верить...
Чайничек понял: он необходим, ну, совершенно необходим фиалкам.
Радость чайничка с зеленым листиком росла, росла и стала такой большущей, что и фиалкам хватило. И фиалки...— представьте!— не вянут до сих пор. Уже почти год.
Я, правда не видела ни чайничка, ни фиалок, но мне кто-то о них рассказывал.
Вот только не помню кто. Но это неважно.
Вариант №1
При выполнении заданий В1 – В6 дай ответы на вопросы в виде сочетания слов.
В 1. Какой особенностью отличался главный герой произведения – чайничек?
Ответ:………………………………………………………………………………………………………………………
В 2. Почему о маленьком чайничке все забыли?
Ответ:………………………………………………………………………………………………………………………
В 3. Что испытывал чайничек, когда все позабыли о нём?
Ответ:………………………………………………………………………………………………………………………
В 4. Какое событие подтолкнуло всех, чтобы вспомнить о чайничке?
Ответ:………………………………………………………………………………………………………………………
В 5. Почему же именно чайничек хозяйка выбрала для того, чтобы поставить в него цветы?
Ответ:………………………………………………………………………………………………………………………
В 6. Как отнёсся чайничек к тому, что он вновь пригодился людям?
Ответ:………………………………………………………………………………………………………………………
При выполнении задания В7 дай развёрнутый ответ на вопрос.
В 7. Как ты думаешь, в каком жанре написано это произведение? Докажи свою точку зрения.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

При выполнении задания С1 обоснуй свой выбор в небольшом сочинении-рассуждении.
С 1. Какая пословица выражает основной смысл этой сказки?
1) Доброта без души пуста.
2) Доброта что солнце.
3) Счастье заключается в простоте.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Вариант №2
При выполнении заданий В1 – В6 дай ответы на вопросы в виде сочетания слов.
В1.Почему вазочка, сухарница и большой чайник были возмущены, когда все вечером сели пить чай?
Ответ:……………………………………………………………………………………………………………………………
В2.По какой причине, по мнению старой сухарницы, чайничек не достоин цветов?
Ответ:……………………………………………………………………………………………………………………………………
В3.Изменилось ли настроение маленького чайничка после того, как он услышал обидные слова? Ответ:……………………………………………………………………………………………………………………………………
В4. Что понял чайничек, когда завяли цветы? Ответ:……………………………………………………………………………………………………………………………………
В5. Какой момент является в сказке переломным? Когда главный герой вновь обретает веру в то, что он необходим? Ответ:……………………………………………………………………………………………………………………………………
В6. Какие слова автора являются важными для понимания замысла произведения ? Ответ:……………………………………………………………………………………………………………………………………
При выполнении задания В7 дай развёрнутый ответ на вопрос.
В7. Что такое литературная сказка? Запиши своё определение. Назови авторов литературных сказок, которых ты знаешь.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Выполняя задание С1, обоснуй свой выбор в небольшом сочинении-рассуждении.
С1. Какая пословица выражает основной смысл этой литературной сказки?
От добра добра не ищут.
Доброта что солнце.
Чего мало, то и дорого.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________