Сценарий выступления на РМО по проблеме Интерактивные методы обучения как основной механизм формирования личности школьника


Слайд 1 фото
Слайд 2 Интерактивные методы обучения как основной механизм формирования личности школьника.
Учитель МБОУ СОШ №1г. Шахтёрска Гризодуб Н.Л.

Слайд 3 Страшная это опасность
(Не читать )Страшная это опасность - безделие за партой. Это развращает человека, морально калечит и ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли (В.А. Сухомлинский)
Чтение Смена социально-экономической формации, потеря ценностных ориентиров, пропаганда легкого образа жизни привели к тому, что современное подрастающее поколение потеряло истинные жизненные ориентиры и гуманистические ценности, дети стали безынициативными. Ни для кого не секрет тот факт, что современные дети и подростки очень мало читают, имеют низкий познавательный интерес, у них слабая мотивация обучения.

Слайд 4 Модели обучения
Чтение В педагогике существуют несколько моделей обучения:
1) пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)
2) активная - ученик выступает как «субъект» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)
3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Процесс обучения осуществляется в условиях активного взаимодействия всех учащихся и учителя.

Чтение (обращение к залу):
Желая изменить сложившуюся ситуацию, привлечь детей к самостоятельному поиску информации, к чтению, к творческому подходу при выполнении заданий, надо включать в учебно-воспитательный процесс активные и интерактивные методы обучения.
Инновационный опыт известных педагогов Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова, Ш.А Амонашвили, И. П. Волкова и наш собственный опыт работы подтверждает, что только подлинное сотрудничество учителей и учащихся обеспечивает на уроке активную учебную деятельность ученика и всего класса
В своей работе на уроках биологии на протяжении 2х лет я вместе с другими методами преподавания я использую интерактивные методы
Слайд 5 Задачи
Использование интерактивных методов позволяет решать следующие задачи:
Привитие интереса к изучаемому предмету
Усвоение учебного материала через его осознание, понимания.
Освоение учащимися навыков социального взаимодействия, профессиональных возможностей работы в группе.
Осознание учащимися своих личностных особенностей, реальных ценностей

Слайд 6 Преимущества интерактивного метода. (см. приложение1)
Слайд 7
Атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
пауза

Чтение (Обращение к залу) При этом педагог не дает готовых знаний, правил, норм поведения, а побуждает детей к самостоятельному поиску решений. Задачей учителя становится создание условий для инициативы школьников, взаимодействия с учителем и друг с другом.
Слайд 8 Формы интерактивного обучения
1)Работа в парах.
2)Ротационные (сменные) тройки.
3)Карусель.
4)Работа в малых группах.
5)Аквариум.
6)Незаконченное предложение.
7)Мозговой штурм.
8)Броуновское движение.
9)Дерево решений.
10)Суд от своего имени.
11)Гражданские слушания.
12)Ролевая (деловая) игра.
13)Метод пресс.
14)Займи позицию.
15)Дискуссия.
16)Дебаты.
Слайд9 Учебные дискуссии и дебаты,
Слайд10 Работа в малых группах,
Слайд11 Имитационные и ролевые игры особенно эффективны при выполнении заданий, предусматривающих обсуждение проблем, которые не имеют однозначного решения, а предполагают обсуждение различных точек зрения, оценку альтернатив.
Длит пауза до конца игры
Чтение залу
Интерактивное взаимодействие, являясь запланированным для педагога, для учащихся представляется неожиданным, что существенно повышает интерес к таким упражнениям. Это могут быть упражнения направленные на усвоение новых знаний, так и на повторение и закрепление материала.
На своих уроках биологии я использую интерактивные игры, направленные на повторение материала и на усвоение новых знаний, которые очень нравятся детям. Разнообразные игры представлены в приложении, предложенных Вашему вниманию, которые можно использовать в практической работе (см. приложение2)
Предлагаю Вам поиграть в одно из таких упражнений, которое называется «Лемминги». В данном случае взята тема «Пищевые связи в природе», само упражнение, которое моделирует устойчивость экосистем.
Чтение: В заключении хочется отметить, что и педагогу, и ученикам необходимо привыкнуть к ним и получить определённый опыт их использования. Лучше тщательно подготовить несколько интерактивных занятий в учебном году, чем часто проводить наспех подготовленные "игры". Использование интерактивных методов – не самоцель. Это лишь средство к достижению той атмосферы в классе, которая лучше всего способствует пониманию духа права и гражданского общества как духа сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
И, подводя итоги выступления, хочется сказать, что методы обучения являются составной частью концепции современного обучения и воспитания, т.к. формируют критичность мышления, толерантность, способствуют развитию приоритетных ценностей, таких как самостоятельность и положительная активная жизненная позиция.
Спасибо за внимание!
Приложение 1
Преимущества интерактивного метода обучения
Метод
Критерий
Пассивный
Активный
Интерактивный

1. Мотивация
Внешняя
(оценки, влияние родителей)
Внешняя и внутренняя
Внутренняя (интерес самого учащегося)

2. Роль учащегося
Пассивная, активность очень низкая
Высокая активность, отсутствие взаимодействия между членами ученического коллектива
Высокая активность, постоянное сотрудничество, развитие коммуникативности

3. Роль личности учителя
Учитель – источник знаний, особенности которого не раскрываются
Учитель-собеседник, личные качества + профессиональное мастерство учителя
Учитель – равноправный партнер, организатор, консультант познавательной деятельности

4. Степень усвоения материала
Невысокий
5-10%
Высокий
50%
Высокий
70-90%

5. Уровни познания
Знание, понимание, воспроизведение
Широкий спектр, дифференциация обучения
Знания, анализ, синтез, творческое применение информации

6. Контроль
Учитель контролирует объем информации, обратная связь, непостоянные результаты, результаты предсказуемы
Сотрудничество учителя с учеником, постоянная обратная связь, предусмотренные результаты
Контроль опосредованный, непрерывная рефлексия, понимание способов достижения цели, результаты работы менее предусмотрены


Приложение 2
Упражнение « Лемминги».
Количество участников: 15-20 чел.
Время выполнения:10-15 минут
Участники встают в плотный круг, лицом внутрь, взявшись со своими соседями под руки. Ведущий поясняет, что лемминги живут в тундре, на них охотятся совы, на тех охотятся песцы, а на песцов охотится человек. Из числа участников выбираются: один человек, 2-3 песца, 3-5 сов, остальные выполняют роль леммингов.
Ведущий произносит название какой-либо группы (песцы, совы или человек), и соответствующие участники «исчезают», т.е. поджимают ноги, оставаясь висеть на руках соседей. Задача остальных участников поддерживать целостность экосистемы, удерживая своих исчезнувших соседей.
После 1-2 тренировок ведущий называет последовательно: человек, песцы, совы. При этом экосистеме удается сохранить свою целостность. По команде «Лемминги» большая часть участников падает, и экосистема разрушается.
Следующее упражнение можно проводить на обобщающих уроках, на факультативных занятиях. (Это упражнение дает образное представление теоретических понятий).
Упражнение «Слова и образы».
Количество участников: 25-30.
Время выполнения: 20-25 минут
Ведущий записывает на полосках бумаги различные биологические высказывания такие как « Зеленые легкие планеты», «Человек-- царь природы», «Рекиголубые вены планеты», «Кожа – зеркало здоровья», «Митохондрии – энергетические станции клетки» и т.п.
Участникам предлагается выбрать по одному высказыванию и, общаясь друг с другом в течение 5-10 минут фломастерами на листе бумаги отобразить содержание полученного ими высказывания.
По окончанию работы проводится итоговая презентация работ: 1-2 представителя от каждой группы демонстрируют свой рисунок и кратко поясняют его.

Упражнение «Понятия новые и старые»
Тема «Строение клетки». Целью этого упражнения является закрепление терминов, изученных на предыдущем уроке и изучение новых понятий. Кроме того, дети самостоятельно выбирают форму поведения в группе, учатся общаться друг с другом. Без работы каждого отдельного ученика невозможно выполнить всю работу целиком. Наблюдая за работой учеников можно выявить личности детей, проследить формирование лидерских качеств. Учащиеся сами проявляют инициативу, самостоятельно ищут решение проблемы.
На первом этапе детям предлагается к предложенному термину подобрать соответствующее определение. Затем вставить найденное определение в общий кроссворд. Для выполнения этой работы учащимся предлагается инструктивная карточка.
Инструкция для выполнения работы.
1. Работа с терминологией. Каждый участник группы самостоятельно подбирает определение для своего понятия.
2. Решение кроссворда. Все понятия нужно вставить в общий кроссворд. Слова располагаются только вертикально. Горизонтальное слово, выделенное желтым цветомключевое. Если у вас получится новый термин, значит кроссворд решен правильно.
3. Работа с ключевым словом. Изучите статью учебника на стр. 159-161. Устно найдите ответы на вопросы 4-9 на стр. 164. Распределите новые термины и понятия между участниками группы, приготовьтесь рассказать о них классу
Терминологическая карточка.

Термины
Определения



Включенияэто
а) Энергетические станции клетки, на поверхности внутренней мембраны которых упорядоченно расположены ферменты энергетического обмена
б) Постоянно присутствующие в цитоплазме строго специализированные структуры.
в) Органоиды, в которых осуществляется фотосинтез.
г) Непостоянно присутствующие в цитоплазме структуры, являющиеся продуктами жизнедеятельности клетки и часто выполняющие роль запаса питательных веществ.
д) Важнейшая составная часть клетки, содержит ДНК.
е) Небольшие овальные тельца, участвуют во внутриклеточном переваривании пищевых веществ.
ж) Очень маленькие цилиндрические тельца, расположенные под прямым углом друг к другу, участвуют в клеточном делении.
з) Органоиды движения, характерные как для одноклеточных организмов, так и для некоторых клеток многоклеточных организмов.




Задания для кроссворда.

Энергетические станции клетки, на поверхности внутренней мембраны которых упорядоченно расположены ферменты энергетического обмена
Постоянно присутствующие в цитоплазме строго специализированные структуры.
Важнейшая составная часть клетки, содержит ДНК.
Небольшие овальные тельца, участвуют во внутриклеточном переваривании пищевых веществ.
Органоиды, в которых осуществляется фотосинтез.
Очень маленькие цилиндрические тельца, расположенные под прямым углом друг к другу, участвуют в клеточном делении.
Органоиды движения, характерные как для одноклеточных организмов, так и для некоторых клеток многоклеточных организмов.
Непостоянно присутствующие в цитоплазме структуры, являющиеся продуктами жизнедеятельности клетки и часто исполняющие роль запасов питательных веществ.
Метод «Карусель»,
как и многие интерактивные технологии, позаимствована из психологических тренингов. Детям такой вид работы обычно очень нравится. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо это сидящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно.
Описание упражнения.
Участники делятся на две равные подгруппы (если количество участников нечетное, то к одной из подгрупп присоединяется ведущий). Те, кто попал в первую подгруппу, садятся во внутренний круг лицом вовне; те, кто во вторую, занимают места во внешнем круге, лицом к ним. Таким образом все оказываются разбиты на пары. Потом ведущий дает тему для обсуждения и распределяет роли: например, те, кто сидит во внутреннем круге, принимают пассивную роль (слушают, задают уточняющие вопросы), а те, кто во внешнем, активную (рассказывают, отвечают на поставленные вопросы). Через 1,5–2 мин по команде ведущего внешний круг сдвигается относительно внутреннего на одного человека вправо или влево (т. е. меняется состав пар) и меняется распределение ролей: те, кто слушал, теперь рассказывают, а кто рассказывал слушают. Потом внешний круг опять сдвигается относительно внутреннего, меняются активная и пассивная роли и задается новая тема для обсуждения. Таким способом обсуждаются 2–3 темы, например:
Разновидности метода «Карусель».«Идейная карусель».
Реализация приема «идейная карусель» предполагает следующий алгоритм работы:
1. Каждому члену микрогруппы (по 4-5 человек) раздается чистый лист бумаги и всем задается один и тот же вопрос. Без словесного обмена мнениями все участники записывают на своих листках бумаги спонтанные формулировки ответов на него.
2. Листки с записями в режиме дефицита времени передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе. При получении листка с записями каждый участник должен сделать новую запись, не повторяя имеющиеся. Работа заканчивается, когда каждому вернется его листок. На этом этапе записи не анализируются и не оцениваются. 3. В микрогруппах происходит обсуждение сформулированных участниками ответов, предложений и выделение в итоговый список наиболее важных, актуальных из них.
4. Обмен результатами наработок микрогрупп. Все микрогруппы предлагают по очереди свои формулировки из итогового списка. Если формулировка не встречает возражений других групп, она включается в окончательный общий список

«Мозговой штурм методом карусели»
В этом методе класс разбивается на малые группы и каждой группе выдается большой лист бумаги с проблемными вопросами вверху листа.
В течение короткого периода времени каждая группа набрасывает по своей теме максимальное число идей. Затем группы обмениваются листами и продолжают работать над следующими темами, и так продолжается, пока каждая группа не внесет свой вклад в разработку всех тем. В конце мозгового штурма все листы предъявляются классу, и ученики могут посмотреть на результаты общей работы. В продолжение обсуждения каждая группа может получить обратно лист, с которого они начинали работу, с просьбой осмыслить все предложения, выдвинутые по данной теме.
Метод «Дерево решений».
Близким по форме к разновидностям «Карусели» является метод «Дерево решений»
При использовании метода «Дерево решений» класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (большой лист бумаги), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи, не критикуя и не исправляя уже имеющиеся на листе. Можно смену групп провести по кругу, можно остановиться на определенном количестве «советников». Группа-хозяин перерабатывает дополнения, предлагает свое конечное решение по данному вопросу, проводим дискуссию, иногда перерастающую в прения сторон (особенно при обсуждении каких-то спорных или противоречивых вопросов). Дерево решений можно использовать, обсуждая плюсы (одна группа) и минусы (вторая группа) какого-то вопроса.
 «Творческие задания»
Эти задания способствуют воплощению теоретических знаний детей в практику, к сожалению, сейчас находят небольшое место в обучении биологии. Это и немного забытые летние практические задания, они позволяют ученикам проявить свою инициативу в выборе задания, свой подход к его выполнению и фантазийному оформлению работы. Изучая тему «Человеческие расы» предлагаю детям написать сочинение, в котором нужно привести примеры расизма и высказать свое отношение к данному событию.










Заголовок 215