Семинар Виды государственной поддержки малого и среднего бизнеса


Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Выксунский металлургический колледж
имени Александра Александровича Козерадского»
СЕМИНАР
«ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
Выполнила: преподаватель
профессиональных дисциплин
Миронова С.Е
г. Выкса
2017 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Теоретические аспекты развития малого и среднего бизнеса в РФ……….3
1.1. Сущность малого и среднего предпринимательства и их роль в экономике страны…………………………………………………………………3
1.2. Системы и формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства……………………………………………………………..7
2. Развитие государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области………………………………9
2.1. Анализ состояния государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области………………………………9
2.2 Основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области………………………………………………………...14
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………20
Введение
Одной из важнейших задач в экономической жизни России является поддержка малого и среднего предпринимательства, которая осуществляется на государственном уровне. Серьёзная поддержка малого и среднего предпринимательства позволит не только решить экономические, но и социальные проблемы. Кроме того, так как малые предприятия могут более оперативно реагировать на изменения потребностей рынка, это позволит удовлетворить спрос потребителей.
Особое внимание государственные органы уделяют молодым предпринимателям, делающим первые шаги в малом бизнесе. Прежде всего, молодой предприниматель может получить консультации квалифицированных специалистов, которые помогут в регистрации компании, разработке бизнес плана или подборе кадров.
Во многих регионах Российской Федерации строятся бизнес-центры, которые ориентированы на предприятия малого бизнеса, где предприниматели смогут не только снять помещение по выгодной арендной ставке, но и получить все необходимые условия для успешной работы. Компактное размещение предприятий малого бизнеса позволит создать необходимую атмосферу для творчества, что немаловажно для работы многих предприятий, занимающихся разработкой инновационных технологий.
Поддержка малого и среднего предпринимательства является одной из важнейших задач, которая ставится правительством Российской Федерации в планах развития страны на 2017 год. По мнению политиков, именно поддержка предпринимательства, малого и среднего бизнеса позволит вывести страну из экономического кризиса.
Объектом семинара является малое и среднее предпринимательство.
Предметом семинара является государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (на примере Нижегородской области).
Целью семинара является анализ развития и реализации государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
– изучить сущность малого и среднего предпринимательства и их роль в экономике;
– охарактеризовать систему и основные формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
– проанализировать развитие малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области;
– выявить основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области;
– проанализировать реализацию областных и муниципальных программ развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области;
– изучить и проанализировать меры по улучшению условий развития малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области.
Методы исследования: анализ научной литературы и периодических изданий, сбор и обработка статистической информации, метод синтеза, метод анализа, обобщение, сравнение.
Гипотеза: я предполагаю, что успешное развитие малого предпринимательства зависит от уровня постановки его информационной инфраструктуры, мониторингового наблюдения, нормативно-правовой базы, на основе которой состоится деятельность, поддержки со стороны государства.
предпринимательство поддержка малый государственный
1. Теоретические аспекты развития малого и среднего бизнеса в Российской федерации
1.1 Сущность малого и среднего предпринимательства и их роль в экономике страны
В современном российском обществе к числу важнейших факторов, оказывающих определяющее воздействие практически на все стороны жизни и деятельности человека, относится переход от централизованной, административно управляемой экономики к рыночной и, как следствие, распространение влияния глобализации экономики по всей территории.
Глобализация стала важным реальным аспектом современной мировой системы, она затрагивает все области общественной жизни, включая экономику, политику, социальную сферу, безопасность и др. Мировое сообщество сегодня превращается в единую глобальную систему, ибо все государственные структуры оказались в ситуации всеобщей взаимосвязи. И поэтому положение и судьба любого конкретного общества во многом зависит от его места во всемирном разделении труда в мировой системе.
Глобализация содержит как позитивные, так и негативные аспекты. Её позитивное влияние связано с эффектом конкуренции, к которой она неизбежно ведет. В современных рыночных условиях резко возрастает роль конкуренции, как движущей силы, вынуждающей постоянно искать новые пути и инструменты повышения своей конкурентоспособности. Конкуренция между предприятиями, выпускающими одни и те же виды продукции и оказывающими одни и те же виды услуг населению, является важнейшим рычагом, влияющим на эффективность результатов рыночной экономики.
Микро-предприятия относятся к очень небольшому бизнесу. Они часто включают единоличного, редко двух собственников, а также сферу семейного бизнеса. Большинство микро-предприятий имеет незначительный капитал, обладают ограниченными техническими и бизнес-навыками. При этом большинство таких предприятий демонстрируют жизнеспособность малого предпринимательства.
Средние предприятия проходят по границе малых и крупных фирм. Как правило, под средним понимают предприятие, которое управляется менеджером, находящимся под контролем собственников-акционеров и подпадает под верхнюю границу предельных значений, установленных для малого предпринимательства.
Деятельность большей части малых предприятий несет социальную нагрузку и объединяет социально-незащищенные группы населения. Поэтому роль малых предприятий на современном этапе состоит в поддержке усилий слабозащищенных групп населения по выживанию. Малые и средние предприятия являются традиционной и важной частью экономики практически всех стран, в том числе и индустриально развитых. Естественно, что развитие малых предприятий в различных странах имеет свои особенности, вытекающие из исторических традиций, а также сложившейся роли и места небольших предприятий в экономике страны. И, как правило, зависит от достигнутого уровня концентрации и индустриализации экономики, а также от целей, стоящих перед сферой малого и среднего предпринимательства в новых социально-экономических условиях.
Малое и среднее предпринимательство – это не только источник средств существования, но и средство раскрытия творческих и интеллектуальных возможностей людей.
Малое и среднее предпринимательство имеет ряд преимуществ, являющихся объективными предпосылками важной роли субъектов малого бизнеса в системе воспроизводства. Это высокая гибкость и оперативность в принятии решений, восприимчивость к нововведениям, быстрая адаптация к внешним воздействиям, быстрая оборачиваемость средств, высокий уровень специализации производства и труда.
Предпринимательство представляет собой один из ключевых элементов экономической жизни всякого обществ, а не только рыночного образца.
Начало возрождения частного предпринимательства было положено принятием в 1987 г. закона «Об индивидуальной трудовой деятельности», который сформулировал новую институциональную задачу для частного бизнеса, а также основы формирования предпринимательства.
В последнее время в прессе и по телевидению люди встречаются со словами бизнес и предпринимательство, раскроем сущность этих понятий.
Предпринимательство создаёт предпосылки для появления и функционирования бизнеса и, внедряя инновации в функционирующий рынок, взрывает его структуру, тем самым провоцирует появления разветвлённой сети сильного бизнеса.
Процесс становления предпринимательства в России носит сложный характер. Тем не менее, предпринимательство в складывающихся рыночных условиях постепенно становиться заметным экономическим явлением, а сами предприниматели утверждаются в качестве нового для российского общества типа хозяйствующего субъекта.
Системы и формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
Для того, чтобы бизнес развивался, необходимо, чтобы государство оказывала ему содействие. Государственное регулирование крупного бизнеса как особого типа бизнеса направлено на снижение рисков, связанных с его функционированием. Так как наибольшие риски для общества создает способность крупных фирм к монополизации производств и отраслей, государственное регулирование крупного бизнеса в основном ограничено проблемами монополизации, направленное на ограничение слияния крупных фирм, манипулирование ценами, различными формами дискриминации небольших фирм, не использование патентов.
Государственная поддержка малого бизнеса направлена на снижение рискованности малого бизнеса. Ресурсная необеспеченность заставляет государство поддерживать малый и средний бизнес по следующим основным направлениям:
Финансовая поддержка (формирование государственных программ обеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговых и амортизационных льгот и так далее).
Материально-техническая поддержка (различные формы предоставления технологии и оборудования в аренду малого бизнеса, создание технопарков и так далее).
Консультативная и информационная поддержка (обеспечение доступа к техническим библиотекам, базам данных, оказание консультативных и правовых услуг, особенно по проблемам создания, управления, налогообложения и так далее).
Создание рыночной инфраструктуры (локальных ярмарок, рынков оборудования и технологий для малых фирм, рынков сбыта и так далее).
Во многом благодаря государственной поддержке малого бизнеса в современных развитых рыночных странах активно развивается наиболее эффективный тип малого бизнеса – быстрорастущее предприятие. Многочисленные малые предприятия превращаются дополнением к традиционным научно-исследовательским комплексам промышленных корпораций, университетов, бесприбыльным исследовательским организация, государственным лабораториям и целевым структурам
Большую роль в реализации государственных программ играют формы самоподдержки малого бизнеса. Ощутимую помощь по совершенствованию менеджмента в малых организационных формах оказывают торгово-промышленные палаты.
Создание кооперативов преследует сразу несколько целей: предотвращение конкуренции, координацию стратегии в закупке товаров у оптовиков, взаимопомощь в периоды финансовых затруднений. К тому же, объединившись, мелкие и средние фирмы получают неплохую возможность выхода на внешние рынки, занимая там ниши, на которые не претендуют гиганты.В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства Советом Министров – Правительством Российской Федерации принят ряд специальных постановлений и законов. Они определили приоритетные направления развития малого бизнеса и предусматривают помощь в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовке кадров, а также установление налоговых льгот для субъектов малого бизнеса. Федеральный закон «О государственной поддержке малого бизнеса» направлен на координацию деятельности органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Но, к сожалению, программа поддержки носит во многом декларативный характер.
2. Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области
2.1. Анализ состояния государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области
Сложившаяся ситуация в малом секторе экономики требует совершенствования государственной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства.
Преодоление существующих препятствий и дальнейшее поступательное развитие малого предпринимательства в Нижегородской области возможно только на основе целенаправленной работы на местах по созданию благоприятных условий для развития бизнеса путем оказания комплексной и адресной поддержки субъектам малого предпринимательства в различных направлениях - информационном, обучающем, консультационном, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном, оказания целого спектра деловых услуг, налаживания деловых контактов и кооперации, а также в других аспектах, коллективная потребность в которых может возникнуть у предпринимателей.
Основываясь на стратегии развития Нижегородской области до 2020 года "Стратегические приоритеты Правительства Нижегородской области", можно выделить следующие основные направления государственной политики Правительства Нижегородской области в сфере малого предпринимательства:
создание политических, правовых, экономических и социальных условий для свободного развития МСП, обеспечивающих не менее 50% валового регионального продукта за счет МСП;
повышение уровня производительности труда и экономической эффективности деятельности субъектов МСП за счет трансферта успешных технологий и схем ведения бизнеса;
увеличение доли МСП в формировании всех составляющих внутреннего регионального продукта (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги), расширение сфер деятельности МСП в соответствии с отраслевыми приоритетами в территориальных зонах;
увеличение количества предпринимателей и производимой ими продукции на депрессивных территориях или территориях, не имеющих четко выраженных перспектив развития;
повышение качества уже работающего бизнеса, МСП на социально-экономически развитых территориях в соответствии с отраслевыми приоритетами и территориальными зонами;
создание территориально-отраслевых кластеров, связывающих крупный, средний и малый бизнес в соответствии с территориальным зонированием;
формирование развитого научно-производственного комплекса с высоким инновационным потенциалом;
повышение социальной эффективности деятельности субъектов МСП - рост численности занятых в секторе МСП, средних доходов и уровня социальной защищенности работников МСП;
увеличения конкурентоспособности региона и увеличение объемов экспорта продукции МСП;
повышение качества жизни в регионе за счет развития МСП в сферах оказания услуг, культуры и отдыха, здравоохранения, защиты окружающей среды;
конкурентоспособность области за счет способности формировать, развивать и удерживать на территории высококвалифицированные кадры;
увеличение налогооблагаемой базы в экономике области и снижение дотационной нагрузки на областной бюджет, увеличение денежных средств, направляемых на реализацию областных целевых программ, способствующих развитию МСП в Нижегородской области;
стабилизацию и устойчивость темпов развития МСП как стратегического фактора социально-экономического развития области.
На сегодняшний день в Нижегородской области уже сложилась и действует определенная система государственной поддержки малого предпринимательства. Это система представляет собой деятельность государственной власти, внегосударственных структур и самих предпринимателей по формированию соответствующей среды, обеспечивающей нормальные условия для начала и развития бизнеса. Она включает в себя также совокупность норм и методов указанной поддержки, реализующихся через соответствующие институты малого предпринимательства и их инфраструктуру.
В Нижегородской области к основным структурам, занимающимися вопросами государственной поддержки и развития предпринимательства относятся:
Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области, основными задачами которого являются:
· реализация социально-экономической политики Правительства Нижегородской области в сфере развития предпринимательства и обеспечения населения Нижегородской области потребительскими товарами и отдельными видами услуг;
· осуществление на территории Нижегородской области политики в сфере сохранения и развития народных художественных промыслов, развития туризма;
· содействие созданию и развитию предпринимательских структур в приоритетных направлениях социально-экономического развития Нижегородской области;
· разработка и обеспечение реализации системы мер по поддержке местных производителей товаров потребительского спроса, сохранению и развитию народных художественных промыслов, развитию туризма на территории Нижегородской области;
· разработка предложений по устранению правовых, административных, экономических и организационных препятствий в создании и развитии субъектов предпринимательства; совершенствованию системы и механизма финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства;
· обеспечение эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на поддержку развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг в Нижегородской области;
2.2 Основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области
К числу основных проблем государственной поддержки малого предпринимательства можно отнести следующие.
За последние годы медленно растет как число малых предприятий, так и численность занятых на них работников. Часть зарегистрированных малых предприятий так и не приступает к хозяйственной деятельности. Как показывают обследования, это объясняется трудностями старта и отсутствием начального капитала, серьезными административными барьерами.
Другими препятствиями в становлении малых предприятий являются: несовершенство законодательной базы; жесткий налоговый прессинг и усложненность налогообложения; затруднения со сбытом продукции; недостаточность собственных оборотных средств; сложности с получением банковских кредитов; ограниченные возможности использования лизинговых услуг; затруднения с получением помещений и крайне высокая арендная плата; давление криминальных структур. Целевой программы по защите малого предпринимательства от давления криминальных структур не существует.
Актуальной остается задача создания благоприятного "предпринимательского климата", в первую очередь - правового. Принятие и разработка законодательно-нормативных актов решили часть проблем малого предпринимательства: по расширению доступа их к финансовым ресурсам, сохранению налоговых льгот, обеспечению финансовыми средствами мероприятий Федеральной программы, созданию условий для привлечения доступа малых предприятий к госзаказам и т.д.
Кроме того, малое предпринимательство испытывает сложности в получении кредитов и инвестиций. Отсутствие достаточных финансовых средств лишает возможности расширение малого предпринимательства в различные виды деятельности
Малые предприятия в этих условиях особенно в период освоения нового производства несут существенно более высокие затраты, а следовательно, являются менее конкурентоспособными. Ограниченный доступ новых производителей к сырьевым источника, новым технологиям, заемному капиталу создает для них неравные стартовые условия. Предпринимательство ограничено и в использовании значительной часть ресурсов (объекты недвижимости, природные ресурсы, земля), необходимых для начала и развития предпринимательской деятельности. Усложненный порядок предоставления этих ресурсов, необоснованно длительные сроки в принятии решений государственными и муниципальными органами, степень доступности этих ресурсов для предпринимателей становится серьезным тормозом в развития малого бизнеса.
Другая проблема, создающая неоправданные сложности для малого предпринимательства - бессистемный контроль различных ревизионных органов. Различные контрольные органы требуют предоставления одних и тех же документов, вместо того чтобы организовать обмен информацией между собой. Это дезорганизует работу предпринимателей, ведет к непроизводительным затратам труда, снижению активности малых предприятий. Предприниматели в большинстве случаев не имеют достоверной и достаточной информации о правах и полномочиях контролирующих органов и не могут отстоять свои интересы.
Особенно остро для малых предприятий стоит проблема квалификационного уровня персонала предприятий. В целом уровень профессиональной квалификации людей, создающих свой бизнес достаточно высок. В основном это инженеры, квалифицированные рабочие, отставные офицеры. Однако их трудовые навыки как предпринимателей и в особенности их управленческая квалификация остаются по-прежнему на низком уровне. Большинство из тех, кто начинает свое дело, не имеют не только необходимого специального образования (управленческого, юридического, экономического) но даже элементарно представления об основах ведения бизнеса.
Очевидно, что для развития малого предпринимательства в Нижегородской области необходимо проводить сбалансированную политику, направленную на их законодательную, инфраструктурную, ресурсную, информационную и кадровую поддержку.
Таким образом, основными проблемами государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Нижегородской области являются:
Региональные программы государственной поддержки малого предпринимательства в Нижегородской области из года в год не финансируются, в результате субъектам малого предпринимательства не оказываются основные формы государственной поддержки, в том числе финансово-имущественная. Высокоэффективные бизнес - проекты в сфере предпринимательства остаются не реализованными, отсутствует система микрокредитования предпринимателей, не сформирован Гарантийный фонд по предоставлению государственных гарантий субъектам малого предпринимательства для получения ими кредитных средств в коммерческих структурах. Не задействованы лизинговые механизмы обеспечения малых предприятий республики оборудованием, помещениями. Не определено участие субъектов малого предпринимательства в выполнении государственного заказа.
В условиях рынка первостепенной проблемой становятся информационное обеспечение предпринимательства, создание системы повышения конкурентоспособности производимых субъектами малого предпринимательства товаров и услуг на региональных, межрегиональных, международных рынках. В свою очередь указанная система не может быть сформирована без приобретения действующих федеральных, межрегиональных, международных информационных ресурсов, использования новых производственных технологий, современных методов продвижения производимых товаров и услуг, которые требуют порой значительных финансовых затрат и не могут финансироваться самостоятельно малыми предприятиями республики без оказания государственной поддержки.
Отсутствует действенная система налоговых и иных льгот для малых предприятий, занимающихся производственной деятельностью. II - я часть Налогового кодекса РФ, вступившая в силу с 01.01.2001 г., декларирует "признание всеобщности и равенства налогообложения" и не предусматривает льгот для субъектов малого предпринимательства. В то же время ряд статей действующего федерального закона от 14.06.95 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" призваны обеспечить наличие льгот для сферы малого производства.
В ходе мониторинга контрольных и надзорных функций, осуществляемых в Нижегородской области, установлено, что фактически действующий порядок проведения проверок создает неблагоприятные условия для деятельности субъектов малого предпринимательства. Зачастую проверки продолжают осуществляться без соответствующих предписаний руководителей контрольных органов и составления итоговых актов по результатам проверок.
Заключение
Одной из важнейших задач в экономической жизни России является поддержка малого и среднего предпринимательства, которая осуществляется на государственном уровне. Серьёзная поддержка малого и среднего предпринимательства позволит не только решить экономические, но и социальные проблемы. Кроме того, так как малые предприятия могут более оперативно реагировать на изменения потребностей рынка, это позволит удовлетворить спрос потребителей.
Развитие малого предпринимательства способствует насыщению потребительского рынка, быстрому созданию новых сфер занятости. Принципиальное значение приобретает соединение в одних руках собственности и управления, обеспечивающих низкие затраты и упрощенную структуру управления. Это позволяет эффективно использовать предпринимательский потенциал, быстро принимать решения, идти на риск и не бояться ответственности.
Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства, независимо от отраслевой принадлежности и сферы деятельности, являются:
создание льготных условий доступа малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям.
помощь в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала малых предприятий.
поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными странами, а также привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.
установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности и предоставления государственной статистической отчетности.
Список литературы
1.Конституция Российской Федерации: офиц. сайт. – М.: Приор, 2010. – 78 с.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации: принят Гос. думой 30 ноября 1998 года: одобр. Советом Федерации 5 июня 1996 г.
3.Федеральный закон от 20 февраля 1992 года №2383–1 «О товарных биржах и биржевой торговле» // Ведомости Съезда Народных Депутатов и Верховного суда Российской Федерации. – 07.05.1992. – №18. – ст. 961. [Электронный ресурс]: 2008. http://www.pravovest.ru. – 10.10.2015.
4.Федеральный закон от 14 июня 1995 года №88 – ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5.Федеральный закон от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Собр. законодательства Российской Федерации – 01.01.1996. – №1. – ст. 1. [Электронный ресурс]: 2015. http://www.pravovest.ru. – 15.10.20015.
6.Федеральный закон от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // Собр. законодательства Российской Федерации. -22.04.1996. – №17. – ст. 1918. [Электронный ресурс]: 2008. http://www.pravovest.ru. – 15.10.2009.
7.Федеральный закон от 08 мая 1996 года №41-ФЗ «О производственных кооперативах» // Собр. законодательства Российской Федерации –
8.05.1996. – №20. ст. 2321. [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9.Федеральный закон от 08 февраля 1998 года №> 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собр. законодательства Российской Федерации – 16.02.1998. – №7. – ст. 785. [Электронный ресурс]: 2008. http://www. pravovest.ru. – 15.11.2009.
10.Федеральный закон от 29 октября 1998 года №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» // Российская газета. – 05.11.1998. – №211. [Электронный ресурс]: 2008. http://www.pravovest.ru. – 15.10.2009.
11.Федеральный закон от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета. – 10.08.2001. – №153–154.
12.Федеральный закон от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. – 10.08.2001. – №153–154.
13.Федеральный закон от 08 августа 2001 года №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» // Российская газета. – 11.08.2001. – №155–156.
14.Федеральный закон от 08 августа 2001 года №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // Российская газета. – 09.08.2001. – №151–152. [Электронный ресурс]: 2008. http://www.pravovest.ru. – 15.10.2009.
15.Федеральный закон от 29 ноября 2001 года №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» // Собр. законодательства Российской Федерации – 03.12.2001. №49. – ст. 4562. [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».