Учебное занятие по ПМ 01 Правовое обеспечение профессиональной деятельности по теме Дополнительные еры государственной поддержки для студентов 2 курса специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспечения


Частное профессиональное образовательное учреждение Тюменского областного союза потребительских обществ
«Тюменский колледж экономики, управления и права»
(ЧПОУ ТОСПО «ТюмКЭУП»)
РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
В соответствии с рабочей программой
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения
и социальной защиты
МДК.01.01 Право социального обеспечения
г.Тюмень 2015г.
Методическая разработка открытого учебного занятия предназначена для обучающихся очного отделения специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, а также будет представлять интерес для преподавателей и обучающихся других специальностей.СОГЛАСОВАНО
____.____.2015
Методист И.Ю. Павлова
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания цикловой комиссии дисциплин управления и права
от ____.____.2015 №___
Председатель цикловой комиссии О.А.Божко
Автор-составитель: В.С. Степанова, преподаватель права высшей квалификационной категории ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права»; и М.Н.Альшина, специалист УПФР г.Тюмени и Тюменской области
МДК.01.01 Право социального обеспеченияТема «Дополнительные меры государственной поддержки гражданам, имеющим детей»»
Цель: Создание условий для изучения и систематизации знаний по темам «Дополнительные меры государственной поддержки гражданам, имеющим детей».
Задачи:
образовательные – изучить, систематизировать и закрепить знания, умения и навыки в сфере оказания дополнительных мер государственной поддержки гражданам, имеющим детей, оформления государственного сертификата на материнский капитал, распоряжения средствами материнского капитала.
развивающие – способствовать развитию у обучающихся самостоятельности в мышлении и учебной деятельности, навыков коллективной и индивидуальной работы путем развития исследовательских компетенций: умений анализировать, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы, делать выводы, принимать решения, умения видеть проблему и намечать пути ее решения; воспитательные – формировать профессиональные качества будущих специалистов – юристов: ответственность, способность к сотрудничеству, выдержка, работа в группе, умение конструктивно разрешать конфликты; содействовать развитию профессионального интереса и творческой инициативы, формировать активную жизненную позицию.
Форма учебного занятия: учебное занятие с работодателем в рамках дуального образования с использованием кейс - технологий
Тип учебного занятия: комбинированное учебное занятие
Методы: частично-поисковый; проблемное изложение изучаемого материала; интерактивные методы (работа в малых группах, «Блиц-опрос». Формы организации работы на учебном занятии: индивидуальная, парная, групповая.
Учебно-методическое обеспечение учебного занятия: информационный материал (презентация, сообщения, видео и аудио записи), СПС Консультант плюс, кейсы, оценочный лист.
Учебное оборудование: мультимедийный проектор, компьютер
Междисциплинарные связи: информационные технологии в профессиональной деятельности, теория государства и права, этика делового общения, правоохранительные органы, гражданское право.
По окончании урока обучающийся:
Знает:
З-1: содержание нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней, регулирующих вопросы установления пособий гражданам, имеющих детей;
З-2: понятия и виды пособий гражданам, имеющих детей; условия их назначения, размеры и сроки;
З-13: основные правила профессиональной этики и приемы делового общения в коллективе
Умеет:
У-1: анализировать действующее законодательство в области назначения пособий, гражданам, имеющих детей;
У-2: принимать документы, необходимые для установления пособий, ежемесячных денежных выплат;
У-3: определять перечень документов, необходимых для установления, пособий, ежемесячных денежных выплат;
У-4: разъяснять порядок получения недостающих документов и сроки их предоставления;
У-5: определять право, размер и сроки назначения пособий с использованием информационных справочно-правовых систем;
У-9: консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам социальной защиты, используя информационные справочно-правовые системы;
У-13: использовать периодические и специальные издания, справочную литературу в профессиональной деятельности;
У-14: информировать граждан и должностных лиц об изменениях в области социальной защиты населения;
У-16: следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной деятельности;
Формируемые общие компетенции:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
Формируемые профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере социальной защиты.
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам социальной защиты.
ПК 1.3. Рассматривать пакет документов для назначения пособий, граждан, нуждающимся в социальной защите.
ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам социальной защиты.
Литература
Федеральный закон от 29.12.2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Постановление Правительства РФ от 12.12.2007 года № 862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий».
Галаганов В.П. Право социального обеспечения. Учебник. М.Просвещение, 2012г.
Ход учебного занятия
1. Вводная часть. Организационный момент – 12 минут
Приветствие
Группа делится на четыре подгруппы по принципу выбора категории участников правоотношений (специалисты УПФР, граждане РФ, эксперты, прокуроры).
Упражнение на внимание и актуализацию мышления (В.С.Степанова)
Цель: активизация внимания, мышления, улучшение атмосферы, сокращение дистанции в общении.
Время выполнения: 3-5 минут.
Процедура проведения:
Упражнение № 1
Участникам предлагается исправить ошибки в словах и словосочетаниях: пасобие, гасударственная паддержка, праваспособность,
Упражнение № 2
Участникам предлагается найти имя в предложении:
Материнский капитал направлен на оказание дополнительной меры государственной помощи семьям, имеющих детей.
Целеполагание (В.С.Степанова)
Просмотр видеоролика с целью определения темы учебного занятия и вовлечения обучающихся в работу.
Обозначение темы и задач учебного занятия:
Тема «Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей»
Цели учебного занятия:
Изучить и закрепить знания, умения и навыки в сфере оказания дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.
Достигая цели, мы с вами научимся осуществлять поиск необходимой информации и использовать её в решении практических ситуаций, работая в группе.
Принятие правил работы в группе
правило активности,
правило контроля времени,
правило организованной коммуникации,
правило чуткости к себе и окружающим,
правило дисциплины.
2. Основное содержание
Информирование в виде сообщений 25 минут (В.С.Степанова, М.Н.Альшина)
Темы сообщений:
Понятие материнского (семейного) капитала и его правовое регулирование- В.С. Степанова (после определения НПА студентам предлагается выстроить их по юридической силе, по убывающей);Лица, имеющие право на получение материнского (семейного) капитала – Вероника Рябина;
Размер материнского (семейного) капитала и динамика его изменения – Ольга Альшина;
Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал – М.Н.Альшина;
Основания для отказа в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал- Анастасия Масалова;
Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала – Валерия Лебедева.
Вопрос-ответ 10 минут (М.Н.Альшина) Обучающимся предлагается задать вопросы по изучаемой теме с целью расширить теоретические знания. Отвечает специалист УПФР г.Тюмени и Тюменской области
№ Вопросы Ответы
Сколько сертификатов на материнский капитал получено в Тюменской области за весь период реализации программы (с 2007 года по настоящее время)?
Сколько из полученных сертификатов на материнский капитал уже использовано, и по каким направлениям? Какая часть направлена на улучшение жилищных условий, на получение детьми образования и на формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин?
Заявление на распоряжение материнским капиталом может подать только владелец сертификата или также представитель от владельца сертификата? Если представитель – то кто имеет право выступать в качестве представителя и на основании какого документа?
Существует ли определённый срок, в течение которого гражданин может обратиться с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал? Планируется ли расширить целевое расходование денежных средств материнского (семейного) капитала?
Будет ли индексироваться средства материнского (семейного) капитала в 2016 году Отменят ли материнский (семейный) капитал как форму государственной поддержки семьям, имеющих детей Какие правонарушения выявляются при оформлении государственного сертификата на материнский (семейный) капитал 3. Физкультминутка (Степанова В.С.) -2 минуты
Упражнения Цель: улучшения мыслительной деятельности, синхронизирования работы полушарий. Эти упражнения способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.  
1) Массаж ушных раковин
Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками.
2) Качание головой
Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно раскачивать головой из стороны в сторону.
3) «Потанцуем»
Поднять (не высоко) левую ногу, согнув ее в колене, и кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем то, же с правой ногой и левой рукой.
Практическая часть (В.С.Степанова, М.Н.Альшина) – 55 минут
Обучающимся предлагается закрепить теоретические знания на практике.
Слово предоставляется специалисту УПФР в г. Тюмени и Тюменской области М.Н.Альшиной с информацией о документах необходимых для оформления государственного сертификата и о процедуре (пошаговая инструкция) распоряжения средствами материнского (семейного) капитала - 15 минут
Выполнение заданий в малых группах 40 минут
А) Представители группы «граждане РФ» формируют пакет документов для получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, после чего один из представителей обращается к группе «специалисты УПФР» с пакетом документом для выдачи государственного сертификата. После чего документы передаются на проверку органам прокуратуры. Представители группы экспертов следят за работой групп и подводят итоги на предмет аргументации с точки зрения правового анализа.
После данной работы необходимо обучающихся поменять местами, то есть ролями.
Б) Представители группы «граждане РФ» формируют пакет документов для распоряжения средствами (частью средств) материнского капитала (семейного) капитала и обращаются к представителям УПФР с заявлением (один представитель направляет средства на улучшение жилищных условий, другой на образование). В случае направления средств материнского капитала на образование будет предоставлен пакет документов не в полном объеме, задача группы «специалисты УПФР» выявить это и дать соответствующую консультацию. Обучающиеся собирает недостающие документы и доносят в УПФР. В случае направления средств на улучшение жилищных условий органами прокуратуры после шести месяцев выявлено правонарушение: не определены размеры долей на детей. Представители прокуратуры озвучивают данное правонарушение и аргументируют в соответствии с НПА. Эксперты подводят итоги работы каждой группы.
После слово предоставляется студентке группы 307 ПСО Шляпниковой Валерии с докладом «Правонарушения в сфере материнского капитала» - 7 минут.
Затем о правонарушениях в Тюменской области и судебной практике расскажет специалист УПФР в г.Тюмени и Тюменской области М.Н.Альшина – 7 минут.
5. Общая рефлексия – Степанова В.С. – 15 минут
Удовлетворены ли вы своей работой на учебном занятии?
Какой опыт получили? Что нового узнали?
Затем обучающимся предлагается решить задачу:
Леонтьева, имеющая двоих детей 10 и 11 лет, 08.03.2015 года родила третьего ребёнка. При ответе на вопросы необходимо ссылаться на статьи НПА.
Вопрос для группы 1. Имеет ли она право на материнский (семейный) капитал, дайте понятие материнскому капиталу?
Вопрос для группы 2. Как и кем оформляется право на него? С какого момента она приобретёт право на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала? Вопрос для группы 3. Какие направления установлены законодательством?
Вопрос для группы 4. Каков размер материнского (семейного) капитала?
Обучающимся предлагается составить синквейн.
Памятка:Синквейн – это один из приемов активизации познавательной активности обучающихся на уроке. Слово «синквейн» происходит от французского слова«пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.2 строка – два прилагательных.3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.Например, синквейн на тему «Государство», Государство: (Заголовок)Независимое, правовое. (Два прилагательных)Собирает налоги, судит, выплачивает пенсии. (3 глагола)Государство – это мы! (Фраза, несущая определенный смысл)
«Общество»- резюме, вывод, одно слово, существительное .5. Домашнее задание – 1 минута
1. Составить и решить ситуационную задачу по теме «Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей» (В.С.Степанова);
6. Самооценка учебной деятельности на уроке (В.С.Степанова, М.Н.Альшина)- 2 минуты
Заполнение оценочного листа.
Оценочный лист
Дисциплина ПМ01. Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты
МДК 01.01 Право социального обеспеченияМДК.01.02 Психология социально-правовой деятельности
ФИО студента _____________________________________________________________
Группа___________________________дата___________________________
Деятельность на учебном занятии
Участие в определении целей и задач Публичное выступление с сообщением Участие в блиц-опросеРабота в малой группе Участие врефлексии Общее кол-во баллов/
оценка
1-2 балла 2 балла 1-2 балла 1-3 балла 1 балл 2-3
«3» 4-7
«4» 8-10
«5»
7.Слово предоставляется специалисту УПФР в г. Тюмени и Тюменской области М.Н.Альшиной – подведение итогов, заключительное слово – 3 минуты.