Портфолио участника конкурса Воспитать человека


Управление образования администрации
Уренского муниципального района Нижегородской области







Портфолио
участника конкурса
«Воспитать человека»
номинация
«Ценности, которым нет цены»












2013 г.


Содержание

1. Пояснительная записка
3


2.Психолого-педагогическое обоснование выбора раздела программы.

5


3. Ожидаемые результаты освоения раздела программы


7


4. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.

7


5. Учебно-тематический план
9


6. Разработка занятия.
14


7. Приложение

23

8. Список литературы..
26























ВВЕДЕНИЕ
"Ученик - это не сосуд,
который надо наполнить,
а факел, который нужно зажечь". 
К.Д. Ушинский

Государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы через урочную и внеурочную деятельность. Одной из форм организации внеурочной деятельности является группа продлённого дня.
Основная задача группы продлённого дня - использовать все материально-технические и организационно-педагогические возможности учебного учреждения для развития интересов, индивидуальных склонностей и способностей учащихся, раскрытия их личностных качеств, формирования общественной культуры, навыков общения, гуманистических привычек.
Воспитатель должен уметь сплотить детей в дружный единый коллектив, пробудить в ребёнке желание жить активной жизнью, найти для каждого ученика соответствующее место в детском коллективе, создать особое воспитательное пространство, в котором ребёнок будет социально защищён.
Чётко выработанные единые требования к организации воспитательного процесса, системность, комфортный микроклимат - всё это залог успешной деятельности группы продлённого дня. Немаловажное значение имеет и личность воспитателя. Только искреннее, горячо любящее детей сердце, способно выдержать психологическую и эмоциональную нагрузку.
"Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни: как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету - всё это имеет для ребёнка большое значение, в воспитательной работе нет пустяков. Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно," - отмечает А.С.Макаренко.
Ничто не способствует сплочению детского коллектива так, как совместный труд учителя, воспитателя и родителей. Наблюдая за поведением ребёнка вне уроков, именно педагог замечает все пробелы в семейном воспитании и может вовремя оказать помощь родителям, подсказать выход из сложной ситуации. За всей суетностью сегодняшней жизни, за бесконечной нехваткой времени, мы взрослые, порой, не видим самого главного: ребёнка. Семью необходимо сделать соучастником воспитательного процесса. Детям необходима реализация собственной самобытности в творческих занятиях. Помощь родителей в этом неоценима. Возможность проявить своё творчество и получить заслуженную похвалу от самых близких и любимых надолго остаётся в памяти младших школьников. Ведь самое главное для них сегодня - это публичное признание их ПОБЕД!
Одной из частей образовательной программы начального общего образования МБОУ Карповской СОШ Уренского муниципального района является программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Дорога добра». Данная программа рекомендована к использованию в учебно-воспитательном процессе школы научно-методическим экспертным советом НИРО и реализуется классными руководителями и воспитателем ГПД с 2011 года.

В связи с вышесказанным, считаю, что важным направлением деятельности ГПД является духовно – нравственное воспитание учащихся.
Приоритетными ценностями воспитания в этом направлении являются следующие:
нравственный выбор; жизнь и смысл жизни;
справедливость; милосердие; честь; достоинство;
уважение к родителям;
уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга;
забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших;
свобода совести и вероисповедания;
толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Духовно-нравственное воспитание - это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное воспитание личности ребенка – одна из самых важных задач школы. В процессе духовно-нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувства патриотизма, товарищества, коллективизма, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении.
Воспитательный процесс должен обеспечить осознание детьми духовно-нравственной стороны поведения и отношений. Осознание детьми своих и чужих поступков позволяет формировать духовно-нравственную оценку и самооценку.
Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка исходя из неповторимости его индивидуальности.
Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. Поэтому важно уделять внимание вопросам организации и становления детского коллектива в течение всех четырех лет обучения детей в начальной школе.
В группе продлённого дня МБОУ Карповской СОШ занимаются дети разных возрастов (6,5 - 10 лет), поэтому при разработке, организации и проведении воспитательных мероприятий учитываю их индивидуальные, возрастные и личностные особенности. С другой стороны, формируя детский коллектив, главный акцент в работе ставлю на воспитании чувства коллективизма, взаимоуважения, поддержки. В своей деятельности активно использую технологию сотрудничества, способствующую развитию детского коллектива и личностному становлению каждого обучающегося.
Важную роль в достижении результатов воспитания играет взаимодействие и тесное сотрудничество всех структур учебно-воспитательного процесса школы, в частности, к организации деятельности в ГПД привлечены старший вожатый, социальный педагог, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, библиотекари школьной и сельской библиотек, работники сельского Дома культуры.(см. Приложение №1)

Цель и задачи
духовно-нравственного воспитания учащихся в ГПД
Цель: создание условий, способствующих повышению уровня нравственной воспитанности младших школьников.
Задачи:
В области формирования личностной культуры:
Сформировать основы морали и нравственности, трудолюбия и бережливости;
Сформировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора;
Сформировать представление об эстетических идеалах и ценностях.
В области формирования социальной культуры:
Сформировать мотивацию к активному и ответственному участию в общественной жизни;
Развивать чувство патриотизма, гражданственности, законопослушности;
Воспитывать толерантность.
В области формирования семейной культуры:
Прививать осознание ценности семьи и бережного отношения к жизни человека;
Воспитывать уважение к родителям;
Формировать чувство заботы и помощи старшим.

Ценностные основы духовно-нравственного воспитания
учащихся в ГПД
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
ЦЕННОСТИ: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
ЦЕННОСТИ: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека; равноправие; ответственность и чувство долга; забота и помощь; мораль; честность; щедрость; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность; представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
ЦЕННОСТИ: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость, трудолюбие.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
ЦЕННОСТИ: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно - психическое и социально-психологическое.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
ЦЕННОСТИ: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
ЦЕННОСТИ: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; самовыражение в творчестве и искусстве.
Ожидаемые результаты
По окончании работы по решению поставленных задач духовно-нравственного воспитания обучающиеся должны
знать:
нормы речи и этические нормы взаимоотношений;
традиции своей семьи и образовательного учреждения;
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
основы этикета;
народные традиции православных праздников.
уметь:
взаимодействовать со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
проявлять сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
реагировать на негативные проявления в обществе;
анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
Психолого-педагогическое обоснование
выбора содержания деятельности в ГПД
Без знания психолого-педагогических особенностей развития учащихся в соответствии с их возрастом невозможно добиться положительных результатов в работе. Поэтому при разработке данного раздела воспитательной программы я учитывала и психологические особенности младших школьников.
Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако наиболее важным для развития нравственно-ценностных ориентаций является возраст 6-12 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя.
С поступлением в школу наступает перелом в условиях развития детей. Весь уклад жизни и ценностей становится иными. У младшего школьника происходит интенсивное формирование качеств личности, обусловливающих возможность новых устремлений и необходимого уровня отношений к действительности.
В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Их поведение связано с основным мотивом, преобладающем в этом возрасте мотивом достижения успеха.
Воспитательная деятельность представляет собой одно из важнейших средств нравственного и этического воспитания. Как форма познания действительности она расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность этических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка.
Работая на внеурочных занятиях, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, дружба, справедливость, совесть, честь, смелость. На этих занятиях создаются условия для развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.
Группа продлённого дня, в которой я работаю воспитателем, разновозрастная: учащихся 1 - 4 классов в количестве 22-х человек (14 мальчиков и 8 девочек). Коллектив группы сплочённый, имеет хорошую работоспособность, уровень обученности составляет 100%, качество знаний – 65%.
В рамках реализации духовно – нравственного направления внеурочной деятельности учащимся была предложена анкета «Методика изучения личности младшего школьника» (см. Приложение№2). В основном все учащиеся полно, четко определяют понятия доброты, вежливости, ответственности, дают себе адекватную оценку, приводят примеры и только 5 учащихся путаются в понятиях доброты и вежливости.
С целью выявления психологических особенностей учащихся группы были проведены исследования по методике «Нравственные представления учеников» (автор И.Б. Дерманова)( см.Приложение№3).




Проведённые психолого-педагогические исследования позволили определить следующие группы учащихся:
1группа – достаточно высокий уровень развития - 6 учащихся (27%). Они отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентации на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на других людей. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственным нормам.
2 группа – средний уровень развития – 14 учащихся (54%). Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной комфортности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, зная нравственные качества школьников.
3 группа - низкий уровень развития - 2 ученик (9%). Школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваиваются с трудом, отсутствует желание следовать им, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношении с учителем.

Диагностика отношения к жизненным ценностям (см. Приложение№4)
(1-2 классы, сентябрь, декабрь 2013 года).
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
1 группа – характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.
2 группа – представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны).
3 группа – характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.
Проделанная работа свидетельствует о том, что учащихся с низким уровнем отношения к жизненным ценностям отсутствуют. Увеличился процесс детей с более высоким уровнем.

Диагностика «Размышляем о жизненном опыте»
(3 – 4 классы, сентябрь, декабрь 2013 года)
(см. Приложение№5)
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

1 группа – достаточная нравственная воспитанность учащихся.
2 группа – некоторая безнравственная ориентация, эгоистическая позиция.
3 группа – несформированность нравственных отношений, неустойчивое, импульсивное поведение.

Технологии, методы, формы организации деятельности учащихся в ГПД
С целью систематизации деятельности в ГПД разработан план духовно-нравственного воспитания (см. Приложение №6), в котором отражены основные мероприятия. Например, работу по формированию нравственных качеств личности можно организовать посредством проведения следующих внеклассных занятий по темам: информационно – познавательных бесед с элементами игр «Конфликт»,  «Общение», «Добро и зло», устного журнала «Милосердие», «С детства дружбой дорожи» (см. Приложение №7).
В процессе работы по данному направлению мною использовались следующие педагогические технологии, методы и формы. В основе работы лежит технология личностно-ориентированного подхода, ориентированного на целенаправленную, специально организованную коммуникативную деятельность, направленную на признание индивидуальности, самобытности каждого участника воспитательного процесса с учетом удовлетворения интересов и потребностей школьника.
Ведущей технологией является технология сотрудничества. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных воспитательных ситуациях. Внеклассные занятия предусматриваю работу в парах, группах, коллектива в целом. При проведении практических занятий, дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы.
Информационно-коммуникативные технологии в воспитании учащихся позволяют сделать занятия яркими, эмоциональными, увлекательными. Наличие образовательных ресурсов, созданных при помощи компьютера, - поле для постоянного творческого поиска, как учителя, так и учащихся.
Игра - важное средство воспитания. Игра способствует развитию доброжелательных отношений в коллективе, уверенности, чувства уважения и требовательности к себе, терпимости к другим; уважения и любви к таким общественным ценностям, как Родина, семья, народные традиции.
Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в воспитательном процессе.
С целью создания положительного эмоционального фона в воспитательном процессе считаю эффективными словесные формы и методы: художественное чтение; эвристическая беседа; речевой эксперимент; речевые упражнения; вслушивание. Для создания точных представлений об окружающем мире и художественных образах использую в практике обучения наглядные методы и приёмы, направленные на использование художественно – иллюстративных пособий; средств музыкальной выразительности.
Применение группы практических методов и приёмов обеспечивает мыслительную активность учащихся путём реализации деятельностного подхода, повышает эффективность образовательного процесса. К этой группе относятся:
моделирование (создание иллюстраций, аппликации композиции, выявление взаимоотношений героев произведений и т.д.);
дидактическая игра,
детское прикладное творчество; рисование, лепка, создание альбомов, книжек - самоделок;
создание компьютерных презентаций.

Заключение
Духовно-нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно - чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок.
Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Ведущим видом деятельности в данном возрасте становится учение, хотя по-прежнему много времени дети уделяют игре. В этом возрасте продолжают развиваться самооценка, мышление (от эмоционально-образного к абстрактно-логическому), речь, память (имеет преимущественно наглядно-образный характер), внимание (непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему), активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Наиболее явные различия детей связаны с их полом и индивидуальными особенностями. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в учебе.
Младший школьный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Духовно - нравственное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя, дети с большим доверием относятся к взрослым.
Они начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Важную роль в нравственном развитии ребенка играет эмпатия. Работая над проблемами нравственного воспитания детей нужно учитывать их возрастные психо-социальные особенности.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Благодаря реализации программы «Дорога добра» в ГПД учащиеся усвоили этические нормы взаимоотношений, традиции своей семьи и образовательного учреждения,
начальные представления о моральных нормах, основы этикета, народные традиции православных праздников. Не все учащиеся усвоили правилах нравственного поведения;

Ребята владеют знаниями взаимодействовать со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей. Так же нужно отметить , что не все учащиеся проявлять сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 141215



13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415



Root Entry