Урок русского языка по теме Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. 1 класс

Предмет русский язык
Класс 1
Учитель Зудилова Светлана Александровна
Программа УМК «Перспектива», Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. Русский язык. Учебник. 1 класс.
Тема урока: Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.
Целевые установки урока:
Наблюдать за расхождением между произношением и написанием слова;
Развивать умение проверять безударный гласный звук с помощью его перевода в ударную позицию при изменении формы слова
Образовательные технологии: технология сотрудничества
Форма урока: урок-диалог
Оборудование урока: СD Русский язык. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой, электронная презентация, магнитная доска, работы детей «Словарные слова», карточки для парной работы, лист индивидуальных достижений, магнитные картинки для рефлексии
Ход урока:
1) Оргмомент.
- Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришли на урок. Улыбнитесь им, ребята. Встаньте ровно и покажем, как хорошо мы научились работать.
Рапорт дежурных.
Вопросы (ответы хором)
Вы готовы секреты русского письма открывать?
Ум и смекалку не забыли взять?
Постараетесь всё понять?
А грамотно будете писать?
- Ну, желаю вам удачи! За работу! Садитесь.
2) Актуализация старых знаний.
Словарный диктант «Отгадай загадку»
А) – Возьмём листочки, запишем число 29 апреля. Проверим, как мы умеем писать словарные слова. А помогут нам провести словарный диктант наши ребята.
Ребята приготовили вам загадки (оформили на альбомном листе: картинка, написали загадку, слово) Послушайте.
- То я в клетку,  То в линейку.  Написать по ним  Сумей-ка!  Можешь и нарисовать  Что такое я? (тетрадь)
- Что за комната такая!
Очень светлая, большая.
Парты ровными рядами,
А за партами – мы сами. (класс)

Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом. (карандаш)

Та, что пишет,
Тот, что трёт,
В этом домике живёт.
Ну а домик всю неделю
Носим мы с собой в портфеле. (пенал)
б) Проверка (ребята – чтецы выходят с оформленными листами, на которых написано словарное слово). Объясняют написание слов (Орфографическое чтение, постановка ударения, орфограммы).
- Если слово написано верно – ставьте «+», если с ошибкой – « - ».
- Спасибо ребята. Свои оформленные работы положите в своё портфолио в раздел «Русский язык».
- К какой тематической группе можно отнести эти слова?
- Какие словарные слова на эту тему вы ещё знаете? (учитель, ученик)
- Настоящий ученик должен уметь грамотно писать, особенно «школьные слова», а также уметь работать дружно и слаженно.
3) Изучение нового материала. Создание ситуации «разрыва».
Работа в паре.
А) - Теперь поработайте в паре. Возьмите карточку 2. Подумайте вместе над заданием.
Задание: Какую гласную надо вставить в слова: Е или И? Объясните.


л-са л-са
Б) Постановка проблемы. Поиск решения.
Проверим (несколько пар вывешивают свои карточки на доску). Поясните свой выбор.
- Слышатся слова одинаково? А почему же пишутся по-разному?
Если у вас по-разному написано, значит, кто-то ошибся. Кто же?
- Вы знаете точный ответ на этот вопрос? (нет)
В) Постановка задачи.
- Чему же нам сегодня придётся заняться на уроке? В чём же нам надо разобраться на уроке?
- Что же нам делать? Кто нам сможет помочь? (словарь, профессор Самоваров)
Если скажут словарь – вызвать 3 чел., дать 1 минуту, пусть ищут.
Если не будет ошибок, приготовлю карточку с ошибками!
Ф/М пока включаю проектор
В) Прослушивание с диска (объяснение материала)
- Давайте послушаем, что нам расскажет профессор Самоваров (слушаем запись, с остановками)
1 – 2 Объяснение о звуках
- Что важного сказал профессор? ( надо быть внимательным, безударный звук надо проверять)
2 – 3 Объяснение л –са л-са
- Оказывается, чтобы правильно написать слова, вам надо их изменить!
- Как надо изменить слово? (чтобы на безударную гласную падало ударение)
- Что для этого будем делать со словами? (будем изменять их так, чтобы безударный гласный становился ударным)
5) Конкретизация. Упражнение с диска:
Вопрос Самоварова - остановить запись
сл-ны – слон (запишем на листке, разбираем вместе)
Вкл. запись: - Проверим, что скажет Самоваров.
- Молодцы, справились с заданием, похлопаем друг другу.
5) Ф/М «МАЛЬЧИК»
6) Работа в рабочей тетради на печатной основе (А Самоваров посмотрит, как мы выполняем задание) вкл. первую картинку
А) Упр. 3 (фронтально) по одному ученику к доске зв-зда – звёзды (вывод: если в слове «звёзды» пишется е, значит и в слове «зв-зда» пишется е) и т.п.
Пч-лы - слышится О, но пишется ё, т.к. Аня держит карточку «Е или И».
Б) Упражнение с диска «Пчёлки» (по цепочке)
7) Итог урока, рефлексия.
А) - Итак, продолжите фразу.
Сегодня я узнал
Я заполнил
Я понял
Мне понравилось
Меня удивило
Мне захотелось
Б) А теперь подойдите к доске и прикрепите нужный значок (на экране слайд)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Прикрепили мячи. А слово мячи, как грамотно написать? Найдите проверочное слово (мяч). Молодцы, теперь можно отправляться на прогулку с мячами.
























Организационный момент.
Постановка учебной задачи.
А) Актуализация старых знаний.
Б) Создание ситуации «разрыва».
3. Поиск решения.
4. Обобщение и выводы.
5. Конкретизация.
6. Итог урока, рефлексия.




Гласные и согласные  Бывают такие опасные: Звук очень ясно слышится, А буква другая пишется.

Если ж звук без ударенья, Вызывает он сомненья. Безударный хитрый гласный, Слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука:
Гласный стал под ударенье, Чтоб развеять все сомненья! Ударение над гласной Может сделать букву ясной!
















15