Песочная терапия, как интерактивная среда и средство психологического и социального развития личности

«Песочная терапия, как интерактивная среда и средство психологического и социального становления личности»
МБУ
«Центр психолого-медико-социального сопровождения № 85»
Республика Татарстан, город Набережные Челны
педагог-психолог Пасечникова И.Ю.
Если бы меня спросили, какая игровая среда самая безопасная и универсальная для детей и подростков, я бы не задумываясь, ответила ПЕСОК. И первое, что говорит ребенок, зайдя в кабинет и видя песочницу «Здорово, Ух, ты». Само занятие для него уже не воспринимается, как что то поучительное, ведь тут ребенок попадает в безопасную среду, где он сам выстраивает правила, творит, высказывает свои чувства, корректирует сам себя. Безопасность и для самого ребенка, ведь песочные композиции в отличие от рисунков не могут не получиться. Пусть это будут не произведения искусства, но складываясь вместе, фигурки все равно создадут милую композицию. Это очень важно для тех, кто привык оценивать себя строго. Многие психологи, как и я рекомендуем песочную терапию тем, кому сложно выразить словами свои переживания, потому что человек не обладает красноречием или попросту ему больно об этом говорить.
Песок, как материал, для терапии выбран не случайно. Он веками используется человеком для построения и обустройства. Лежа на песке, человек отдыхает душой и телом, чувствует себя песчинкой во всей Вселенной. А создавая песочные фигуры, может ощутить себя и Творцом. Играя с песком, человек переживает большую гамму чувств: от ощущения одиночества до осознания своей внутренней силы. Он переносится в свое детство, когда можно было часами сидеть в песочнице, и никто не следил, что именно он там делал.
Комната для арт-терапии представляет собой большое уютное помещение, в котором находятся две песочницы. В одной – песок сухой, светло-желтый, во второй – смоченный водой, чтобы человек мог строить из него фигуры. Дно песочницы выкрашено в голубой цвет, чтобы разгребая песок, можно было изобразить небо или воду. В комнате находится много стеллажей с самыми разнообразными фигурками: человечки, животные, монстры, поезда, деревья, одним словом все то, что необходимо для создания своего собственного мира на территории песочницы.
Некоторые психотерапевты используют не песочницы, а подносы с песком, дно которых также выкрашено в голубой цвет.
В своей работе я использую песочную терапию в разных целях:
Как диагностическую, когда необходимо просмотреть как ребенок взаимодействует с окружающим миром, это видно по первым его движениям.
Как коррекционную, когда нужно, что-то пережить или изменить в себе.
Человек смотрит на себя со стороны. И это действительно бывает полезно, но сделать в обыденной жизни трудно. Если записать себя на видео, то будет видна лишь внешность, но никак не внутренний мир. А при помощи песочной терапии как раз и отражается внутренняя сущность человека. Выбор и расположение песочных фигур отображает внутреннее состояние человека.
Создавая ситуацию на песке, человек сам находит выход из трудностей, как внутренних, так и внешних. Иногда для этого даже не нужна помощь психолога.
Перспектива развития личности ребенка:
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Показания для применения арт-методов в песочной терапии:
-трудности в развитии коммуникативных навыков и эмпатии у детей;
-психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности, низкой самооценки;
-эмоциональные трудности;
-оптимизация психического развития в детском возрасте;
-нарушение внимание.
-нарушение детско-родительских отношений

В зависимости от возраста меняются объемы и технологи проведения занятий. В зависимости от личных особенностей детей могут изменяться количество песочных сессий и время.
Сидя в детстве на пляже, ребенок строит замок, но накатывает волна и разрушает его маленькое творение. Ребенок понимает, что ничто в жизни не вечно. Этот замок разрушен. Но ведь можно построить следующий. Так и в жизни: не существует ничего непоправимого, просто разрушенное уступает место новому. Многократно переживая этот опыт в работе с песком, человек достигает спокойствия и равновесия.
Занятия с песком позволяет развиваться человеку в творческом плане.
Противопоказания песочной терапии
У этого метода самопознания есть и противопоказания:
Дети, у которых есть синдром дефицита внимания.
Людям с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
При обостренном чувстве тревоги.
При [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] навязчивых состояний.
Людям с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и мелкие частицы.
При болезнях легких.
При кожных заболеваниях.
Песочная терапия для детей
Чаще всего песочная терапия проводится для детей. При играх с песчинками у ребенка развивается [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которая в свою очередь стимулирует речь малыша, его способность к чтению и письму. А, главное, мир, который ребенок выстраивает на песке, может рассказать о его внутренних конфликтах больше, чем любые расспросы. Потому что очень часто маленьким детям сложно выражать свои мысли словами, а через игру ребенок «отыгрывает» неприятные ситуации и просто снимает напряжение.
К песочной терапии допускаются дети от трех лет, у которых имеются такие проблемы:
нарушение поведения;
проблемы во взаимоотношениях со сверстниками или взрослыми;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
агрессивность, страх, повышенная нервозность;
сложности, которые связаны с проблемами в семейной жизни. Это может быть развод родителей, появление младшего ребенка или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
неврозы.
Песочная терапия также носит для ребенка обучающий характер. Рисуя песком на доске, он может изучать цифры и буквы, учить, где право, а где лево, развивать свои творческие способности. В песочнице идет мощное развитие тактильной чувственности, преобладает наглядно-образное мышление, тренируется память и восприятие. Ребенок учится выражать свои мысли, идеи и чувства, закрепляет знания об окружающем мире.
В песочнице могут проводиться не только индивидуальные занятия, но также и групповые. Таким образом, человек учится не только находиться в обществе, но и взаимодействовать с другими людьми. Между детьми возникает эмоциональный контакт, они знакомится, просят помощь и предлагают свою. Так как игры с песком - процесс приятный, то работа в коллективе будет позитивной.
Для песочной терапии должен быть большой выбор миниатюрных объектов, т.к. фигурки будут символами сознательных и бессознательных процессов клиента.
Кроме миниатюрных фигур в кабинете  желательно иметь следующие материалы: ткань, нитки, тесьма, глина, пластилин, цветная бумага, маркеры, чтобы клиент мог создать свой объект, создать, то чего нет в коллекции.
В коллекции должны быть миниатюры-символы, привлекательные и непривлекательные; прекрасные и ужасные; символы добра и зла, гармонии и  абсурда.
Коллекция должна быть представлена объектами различных размеров, цветов, структур и материалов. Они должны быть:
- Большие и крошечные;
- Бесцветных и ярких цветов;
- Прозрачные и непрозрачные;
- Сделанные из разных материалов: металла, стекла, глины, древесины и пластмассы.
Вот некоторые упражнения для введения в игровую среду
Этап. Знакомство с песком обязателен.
«Здравствуй песок!»
Психолог предлагает ребёнку различными способами дотрагиваться до песка.
Положи ладошки на песок. Давай его погладим внутренней, а затем тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий)
Давай с ним поздороваемся: «Здравствуй песок!»
Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. Давай его погладим между ладонями.
Возьми в руки песок крепко-крепко, потихоньку отпусти. Еще раз возьми его в кулачки крепко, чтобы ни одна песчинка не упала. Здравствуй, песок!
А теперь будем вместе рисовать. Психолог знакомит ребёнка с различными способами засыпки светового стола и способами песочного рисования: по песку, на песке.
2.Упражнение: «Нити» или «Дождик».
Ребёнок набирает песок в кулачки, поднимает руки над столом и, раскачивая вправо влево, слегка расслабляя кулачок, постепенно засыпает стол песком. Психолог демонстрирует выполнение упражнения.
3.Упражнение «Дорожка»
Провести пальцами по песку волнистую линию. Затем двумя руками нарисовать различные дорожки.
4.Упражнение «Радуга»
Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг-радугу, а потом добавить солнце.
Обсуждение эмоционального состояния ребёнка. Трудности при рисовании на песке. Что больше понравилось ребёнку? Что запомнилось?
2 Этап Погружение рук в песок.
Некоторые дети могут испытывать страх перед полным погружением рук в песок, поэтому они не будут участвовать в данном этапе. Для других детей этапы игр на поверхности песка и с погружением чередуются, в зависимости от их желания.
1. Игра-упражнение «Секретные задания кротов»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.
Игра-упражнение «Песочные прятки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Первый вариант
3 Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка.
Упражнение «Победитель злости»
В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки». В большинстве случаев данный совет совершенно бессмыслен, так как запрет на проявление отрицательных эмоций вызывает у человека лишь дополнительное раздражение и агрессию по отношению к советчику и усиливает чувство вины за «плохое поведение».
Игра «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.
Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.)
Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства». Старший дошкольник может комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге присваиваются все злые мысли и действия.
Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Малыш дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.
Таким образом, любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но постепенно «песочный опыт» проживания разных событий станет жизненным опытом самого ребенка, который он начнет активно использовать в реальной жизни.
Список использованной литературы
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]». - СПб.: Речь, 2006 – 208 с.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.