Технологическая карта урока русского языка Ударные и безударные гласные

Технологическая карта урока


Учитель: Лобанова Ирина Николаевна
Предмет: русский язык
Класс: 1в
Тип урока: урок открытия нового знания
Тема
Ударные и безударные гласные

Планируемые результаты
Личностные УУД:
воспринимать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, выполнять самооценку,
Метапредметные УУД:
Познавательные: владеть общим способом проверки безударной гласной; извлекать информацию из иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; проводить сравнение по заданным критериям; ориентироваться на развороте учебника; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебником; работать по предложенному учителем плану; работать по алгоритму; осуществлять самоконтроль, оценивать результаты своей деятельности
Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
Предметные: Совместно вырабатывать порядок проверки безударного гласного в слове; списывать буквы, соединения букв, слова в соответствии с заданием и по образцу.

Основные понятия
Ударные и безударные гласные, ударение, слог, слово

Межпредметные связи
Литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы:
- основные
- дополнительные


- Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина. «Русский язык. 1 класс»
- карточки с заданиями
- слайд-презентация
- лист самооценки

Технология:
Проблемно-диалогическая

Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах












Технология проведения
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников

Планируемые результаты




Предметные
Личностные и метапредметные УУД

I. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний. (5 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- уточнить тип урока;
1. Организационный момент
-Улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка и хорошее настроение-это залог успеха в любой работе. Я всем желаю успехов, и удачи на сегодняшний день. Давайте поздороваемся с гостями.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
-Руки?
-Ноги?
-Локти?
-Спинка?
-Сегодня будем работать под девизом:
Девиз урока:
«Знаешь – говори, не знаешь - слушай».

- Наш урок будет посвящён открытию новых знаний.
-На партах у вас листы самооценки, в которых будем фиксировать оценку своей работы на этапах урока.
(Зелёный – всё получается, я доволен работой; синий – спокоен, но допускаю ошибки, и сам исправляю; красный – допускаю ошибки, не могу исправить, нужна помощь, мне некомфортно)
- Обозначьте свой настрой соответствующим цветом под цифрой 1.


2. Минутка чистописания
-Нашими попутчиками будут герои из литературного чтения: Фюсь и Каркузябра. (На доске изображения героев, которые выполнены детьми на уроке литературного чтения.)
-Будем выполнять задания и помогать нашим героям.
- Работать вы будете в учебниках и тетрадях, которые лежат у вас на партах.
– Давайте подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.


















- Внимательно рассмотрите ряды букв. Определите, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания. Она встречается на каждой строке.
д к л ф ж в ч ш ц я
и э а о у в е ж ь м
у у ш н п б г ж х п
- Определите закономерность следования букв в ряду: Жжа Жжо
- Напишите буквы до конца строки соблюдая закономерность.

Самооценка
- Под цифрой 2 на оценочных листах соответствующим цветом оцените свою работу.
Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.


Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
- На месте.
- На месте.
- У края.
- Прямая.
Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.
«Знаешь – говори, не знаешь – слушай».


Оценочный лист

ФИ

1


2


3


4


Дети в листах фиксируют цветом свой настрой на урок.







Дети выполняют с движениями.
Раз, два, три, четыре пять,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик – безымянный,
Избалованный он самый.
А мизинчик хоть и мал
Очень ловок и удал.
Чтоб красиво нам писать,
Надо пальчики размять.
Вот по парте ровной, гладкой,
Скачут пальцы как лошадки.
Ручку правильно держите
И красиво все пишите.




-Сегодня будем писать букву ж.


- Заглавная и строчная ж, чередуется с гласными буквами.
Запись в тетради: Жжа Жжо

Дети цветными карандашами отмечают результат своей деятельности.































Списывать буквы, соединения букв, в соответствии с заданием и по образцу.



Слушать и понимать речь других; соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить; (Коммуникативные УУД).
Воспринимать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; выполнять самооценку (Личностные УУД)






















Проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).
Слушать и понимать других (Коммуникативные УУД)
Проговаривать последовательность действий на уроке, работать по образцу, осуществлять самоконтроль (РегулятивныеУУД)
Выполнять самооценку (Личностные УУД)




II.Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин)
Цели:
- организовать формулирование темы урока учащимися;
- организовать постановку цели урока учащимися
1. Проблемный диалог
- Посмотрите на Фюся и Каркузябру. (Вада, трова.) - О чём они задумались?
- Есть ещё предположения?
- Что объединяет данные слова?


- Верно, поставьте ударение в этих словах. Как называется слог, на который падает ударение в слове?
- Как в таком случае называется гласная, на которую падает ударение?

- Как называется слог, на который не падает ударение?
Как называется гласная, на которую не падает ударение?
- Какая из двух гласных – ударная или безударная – слышится в слове чётче и яснее?

- А как слышится гласная без ударения?
- Значит, можно ошибиться в ее написании. Вот наши герои и задумались, какой способ найти, чтобы правильно написать гласную в безударном слоге.
- Значит, над какими гласными будем сегодня работать? Какая тема урока сегодня?

- Какова цель нашего урока?


-Правильно ли они написали слова.
Дети высказывают гипотезы.
- Слова состоят из двух слогов; второй слог ударный.
- Слог, на который падает ударение, называется ударным.
- Гласная, на которую падает ударение, называется ударной.
- Слог, на который не падает ударение, называется безударным.
- Гласная, на которую не падает ударение, называется безударной гласной.
- Яснее слышится гласная под ударением.
-Нечетко, неясно.



-Мы будем работать над безударными гласными.
- Тема урока «Ударные и безударные гласные»
- Цель урока: познакомиться со способом проверки безударных гласных.
Знать понятия: слог, ударение, ударный и безударный гласный
Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем (Коммуникативные УУД)











III. Выявление места и причины затруднения. Построение алгоритма выхода из затруднения. (10 мин)
Цели:
-организовать обсуждение способа проверки гласных в безударных слогах;

1. Мини-исследование
- Какие у вас есть предположения, что нужно сделать, чтобы гласная, которая слышится неясно, нечётко, стала слышаться яснее?

2.Составление алгоритма
-Прочитайте слово «вода».
-Поставьте ударение.
-Назовите ударный и безударный слоги.
-Измените слово так, чтобы гласный звук стоял под ударением.
-Что же нужно сделать с этим словом, чтобы гласный стал ударным?

-Какой гласный звук под ударением?

-Значит, какая гласная буква пишется в безударном слоге в слове вда?
Вда – воды
-Запишем эти слова в тетрадь.


- Применим алгоритм для слова ТРАВА. (Работа ведётся аналогично слову ВОДА).

2. Работа с правилом (с. 28).
-Сравним наши выводы с учебником. Откройте с. 28. Прочитайте правило.
- Что узнали?






- Зная новое правило, вернёмся к началу урока и посмотрим, почему герои допустили ошибки.
Самооценка
-Оцените свою работу. Под цифрой 3 раскрасьте кружок соответствующим цветом.
3. Физминутка
(3 мин.)
- Пришла пора отдохнуть. Наши гости устали.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Руки в стороны мы разведем
И покажем, как плывем.
Лодка по морю плывет,
Покажи, кто как гребет.
Отдохнули? Не устали?
Подышали, ровно встали.
Что ж, продолжим наш урок,
Всё должны успеть мы в срок.
Вступают в диалог с учителем.

- Надо поставить ее под ударение.




-Ударный слог да, безударный слог во.
Воды.

-Изменим слово так, чтобы в безударном слоге гласный звук стал ударным.
-Слышится под ударением звук о.

- Значит, в безударном слоге будем писать букву о.
Вода – воды

АЛГОРИТМ



Открывают с.28, читают правило про себя.
Правило
- Чтобы проверить, какая буква обозначает безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.
-Были правы. Определили правильный способ проверки безударной гласной.

Заполнение листов самооценки (цветными карандашами)

Выполняют движения со словами.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Руки в стороны мы разведем
И покажем, как плывем.
Лодка по морю плывет,
Покажи, кто как гребет.
Отдохнули? Не устали?
Подышали, ровно встали.
Что ж, продолжим наш урок,
Всё должны успеть мы в срок.
Знать понятия: ударные и безударные слоги
Совместно вырабатывать порядок проверки безударного гласного в слове
Слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; (Познавательные УУД)
Работать по алгоритму; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника (Регулятивные УУД)
Выполнять самооценку (Личностные УУД)



IV. Реализация построенного алгоритма. (13 мин)
Цель:
-организовать работу над проверкой безударных гласных звуках в слове.
1. Первичное закрепление с проговариванием.
1. Работа по учебнику.
- Зная новое правило, покажем героям, как у нас получается применять его.
-Откройте с.28, упражнение 3.
-Прочитайте.
-Выполним по составленному алгоритму.
-Запишем в тетрадь.
-Проверим. (Фронтальная проверка. На доске выставляются карточки с проверочными словами.)




2. Фронтальная работа (работа на интерактивной доске).
- Наши гости встретили пчёлку. Ей нужна помощь. Поможем собрать мёд, заполнить пропуски.

Самооценка
- Под цифрой 3 на оценочных листах соответствующим цветом оцените свою работу
Подбирают пары к словам по образцу







Гора-,коза-,леса,моря- .
Дети записывают слова в тетрадь: ставят ударение, проговаривают правило, записывают через чёрточку проверочное слово.
Гора-горы, коза-козы, леса-лес, моря-море.


Дети вставляют пропущенные буквы, объясняют свой выбор.







Заполнение листов самооценки (цветными карандашами)
Фиксировать случаи расхождения произношения гласных и обозначения их буквами
Находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)
Высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, работать по алгоритму (Регулятивные УУД)

V. Включение в систему знаний и повторения (10 мин)
Цель:
-проверить умение работать с информацией;
-организовать выполнение самопроверки, самооценки






Работа в парах.
- Для выполнения следующего задания вспомним правила работы в паре.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ПАРЕ
-каждый может высказывать своё мнение
-один говорит, а другой слушает, не перебивают друг друга
-надо уметь договариваться
-говорить надо спокойно и понятно

-Не забываем пользоваться алгоритмом.
Задание:
1 – найти проверочное слово и соединить с парой (Проверка: такое же задание у Фюся сделано правильно)
2 – подобрать и записать проверочное слово к проверяемому (Проверка: такое же задание у Каркузябры сделано правильно)
– Задание было одинаковое у вас и у Фюся? (У Каркузябры?)
- А выполнили его как?
- Почему так получилось?
Самооценка
- Под цифрой 4 на оценочных листах соответствующим цветом оцените свою работу
Работают в парах
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ПАРЕ
-каждый может высказывать своё мнение
-один говорит, а другой слушает, не перебивают друг друга
-надо уметь договариваться
-говорить надо спокойно и понятно


1. Следы -след, грибы-гриб, грачи-грач, дома-дом, шары-шар, дожди-дожди.

2. Свча -.,врчи-,стна-,

-Задание у нас и Фюся было одинаковое.
-Мы выполнили так же.
-Пользовались алгоритмом, правилом.
Заполнение листов самооценки (цветными карандашами)
Фиксировать случаи расхождения произношения гласных и обозначения их буквами
Выполнять самооценку (Личностные УУД)
Учитывать различные мнения, ориентироваться на позицию партнёра (Коммуникативные УУД)
Работать по предложенному учителем плану
(Регулятивные УУД).

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин)
Цели:
-зафиксировать новое содержание урока;
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности


Организует рефлексию.
- Давайте вернёмся к теме нашего урока.
-Какую цель мы поставили к уроку? Чего мы хотели вначале урока?
Организует самооценку учебной деятельности Испытания прошли
Всё осталось позади.
Вот и солнце засияло
Всем вокруг теплее стало.
-Оцените каждый свою работу: если вы считаете, что вам на уроке было легко выполнять все задания – подарите весёлую ромашку героям, если во время урока вы справлялись с заданиями, но допускали неточности – подарите нейтральную ромашку, а если вам сложно было выполнять задания на уроке - прикрепите грустную ромашку.

Отвечают на вопросы учителя.
- Познакомиться со способом проверки безударных гласных.




Выполнять самооценку (Личностные УУД)
Уметь оценивать правильность выполнения действия (Регулятивные УУД)
Соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить (Коммуникативные УУД)




15