Урок развития речи Звёздная песня зимы (Сочинение по музыкальным впечатлениям)

Учитель русского языка и литературы
гимназии имени А.С.Пушкина г. Сыктывкара (Коми)
Майбурова (Конова) Ирина Генриховна.
На уроках развития речи мы с учащимися учимся писать сочинения по музыкальным впечатлениям. Мир музыки с его красотами, тайнами пробуждает фантазию детей, помогает им осознать свое место в этом мире. Работая с произведениями живописи, музыки и литературы, используя выразительные средства этих видов искусства, учитель может показать многообразие окружающего нас мира, открывает его тайны.
На таком уроке ребята несколько раз слушают музыкальное произведение или отрывок из него, всматриваются в картины известных художников, анализируют отрывки из художественных произведений. Учитель закладывает на таких уроках основы типологического мышления и анализа - умение воспринимать, чувствовать, различать знаковый язык различных видов искусства, изображающих одно и то же явление, в данном случае - зиму.
Приводим разработку урока для учащихся седьмых классов. Время проведения урока - III четверть, конец января.
Тема: “Звездная песня зимы” (сочинение по музыкальным впечатлениям)”. 2 часа.
Цели урока:
1. Совершенствование речевых умений и навыков.
2. Ознакомление с музыкальным произведением А.К.Глазунова, картинами и произведениями и зиме. Привить интерес к поэзии, живописи, музыке.
3. Развитие творческой фантазии детей.
4. Обогащение лексического запаса.
5. Закрепление умения расстановки знаков препинания.
Оборудование урока:
1. Магнитофон. Аудиозапись отрывка ( 5- 7 мин. звучания) из балета А.К.Глазунова “Времена года”. Часть 1 “Зима”
2. Диапроектор. Слайды - картины о зиме. ( И.Шишкин “Зима”, “На севере диком”).
3. Проигрыватель. Пластинка “Поют Татьяна и Сергей Никитины”. Песня “Диалог у новогодней елки”(стихи Ю.Левитанского)
4. Репродукции картин И.Грабарь “Зимний пейзаж”, И.Грабарь “Февральская лазурь” (или другие - по желанию учителя).
5. Распечатки отрывков из произведений: С.Есенин “Я по первому снегу бреду”, И.Бунин “Сосны”.(16 штук - на каждую парту)
6. Распечатки статей из словаря эпитетов русского литературного языка К.С.Горбачевича и Е.П.Хабло (1979).Статьи: песня, зима, звезда. иней, снег, лед.(16 штук - на каждую парту).
Предварительное задание:
1. Записать в тетради эпитеты, которые можно подобрать к словам: зима, иней, снег, лед.
2. Подготовить письменное описание картины о зиме по следующему началу: “ И вдруг приветливо распахиваются створки картины, все оживает, я не просто вижу, я чувствую, как...” Индивидуально - 5 учащихся.(Картины И.Шишкина, И. Грабаря)
3. Приготовить выразительное чтение стихотворения С.Есенина “Я по первому снегу бреду...”, А.С.Пушкина “Зимний вечер”, ”Зимнее утро”, отрывка из произведения И.Бунина “Сосны”, А.М.Ремизова “Посолонь”. (Индивидуально - 5 учащихся)
Оформление доски:
1. Народные приметы:
Афанасьевские морозы - 31 января. Афанасий - ломонос пробирает до слез.
2. Даты жизни и название произведения:
А.К.Глазунов 1865-1936 г.г. Балет “Времена года”(1899г.)
3. Словарь урока.
изморозь - род инея. (Снежный слой, образующийся на поверхности из оседающих влажных частиц воздуха в туманную погоду.)
изморось - очень мелкий дождь.
хоругвь - войсковое знамя.
просека - дорога в лесу.
венец - драгоценный головной убор.
4. Предложения с пропусками для работы над орфограммами и пунктограммами.
Все зам..рло и только изредка од..нокая птица перелетая с ветки на ветку стряхнет с качнувш..гося сучка серебря..ую пыль.
Лу(н,нн)ый свет освещающий одну из сторон сосны буквально отчекан..вает на фоне темного ночного неба ее изящ(?)ный силу..т.
(О картинах И.И.Шишкина).
Ход урока.
1. Создание лирического настроя. Звучит отрывок из песни на стихи Ю. Левитанского в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных “Диалог у новогодней елки”.
- Что происходит на свете? - А просто зима.
- Просто зима, полагаете вы? - Полагаю.
Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю
в ваши уснувшие ранней порою дома.
- Что же за всем этим будет? - А будет январь.
- Будет январь, вы считаете? - Да, я считаю.
Я ведь давно эту белую книгу читаю,
Этот, с картинками вьюги, старинный букварь.
2. Вступительное слово учителя. Формулировка темы урока.
Что происходит на свете? А просто зима...
Мы вновь совершаем с вами музыкальное путешествие в мир окружающей нас природы. Тема нашего урока: “Звездная песня зимы”. (Запись темы в тетради).
Если бы все, что происходит в душе человека, можно было бы передать словами, - говорил Серов, - музыки не было бы на свете. Вы уже знаете, как непросто передать на словах все то, что живет в нашем сердце, и музыка становится помощницей в понимании жизни сердца. А сегодня мы с вами попытаемся сердцем понять музыку.
Как понимать музыку? Чайковский писал: “Некоторые неопытные слушатели силятся услышать в звуках музыки точное изображение конкретных, внешних явлений. Но ведь музыка, копирующая реальные звучания, перестает быть искусством. Будто по мановению волшебной палочки, композитор развертывает перед нами разнообразные картины жизни”. Слушателю, обладающему живой фантазией, представляется самому распознать смысл музыки, увидеть ее по-своему.
3. Запись предложений в тетрадь, объяснение знаков препинания.
Сокровища музыки, накопленные в течение веков поколениями людей, необычайно многообразны.
Очень часто композиторы, пользуясь средствами музыкальных сравнений, воспроизводят образы видимого мира.
4. Предварительное задание перед прослушиванием музыкального произведения.
Сегодня мы услышим с вами отрывок из произведения русского композитора Александра Константиновича Глазунова( запись в тетради), чье творческое наследие входит в золотой фонд мировой классики. Большую часть его наследия составляет симфоническая музыка, он не написал ни одной оперы.
А.К.Глазунов был большим мастером танцевальной музыки. Танцевальными ритмами проникнуты многие его произведения. Мы услышим отрывок из балета “Времена года”( запись названия в тетради). В балете рассказывается о постепенном пробуждении природы, в нем четыре картины: “Зима”, “Весна”, “Лето”, “Осень”.
Мы услышим первую часть произведения, она называется “Зима”.
Задание. Какие картины представились вашему воображению?
5. Прослушивание отрывка из балета А.К.Глазунова. В начале отрывка учитель читает на фоне музыки:
Дунуло много - буйны ветры.
Все цветы привозблекли, свернулись.
Вдарило много, - люты морозы.
Катят и сходятся пухом снеговые тучи, подползает метелица, порошит пути, метет вовсю, бьет глаза, заслепляет: ни входу, ни выходу.
Звонкие крепкие ночи.
Звездные ночи, яркие, все видно в поле.
И сыплет и сыплет снег.
Люты морозы - глубоки снега.
(А.М.Ремизов “Посолонь”. Глава “Зима лютая”)
6. Первые впечатления о прослушанном.
Что вы услышали? Какие картины представились вам?
Да, в первой части Зима выступает в окружении Инея, Льда, Града, Снега. Перед нашими глазами возникает картина зимней скованности. Возникает ощущение прозрачности воздуха, мерцающих далей.
7.Работа со словами, записанными на доске. Запись в тетради.
изморозь -
изморось -
8. Изображение зимней природы в живописи.
А теперь мысленно перенесемся в окружающий нас мир зимней природы. Какой же изображали зимнюю природу живописцы?
Картины о зиме: репродукции картин И.Грабаря “Зимний пейзаж”, И.Грабарь “Февральская лазурь” и других. Выступления ребят. Продолжение по началу: “ И вдруг приветливо распахиваются створки картины, все оживает, я не просто вижу, я чувствую, как... “
Из работы ученицы:
И вдруг приветливо распахиваются створки картины, все оживает, я не просто вижу, я чувствую, как свежее дыхание морозного воздуха наполняет мои легкие. Вдруг на заснеженной ветке старой-старой ели пронзительно громко крикнула сорока, на минуту нарушив тишину. Эхо пробежалось по верхушкам деревьев, и вскоре все опять застыло в безмолвном ожидании. Меня окружают темные фигуры елей. Изрядно потрудившись, недавняя метель придавила белым покрывалом кусты и выступы на лесной опушке. Снег удивительно гладок, не тронутый ничьим прикосновением. На светлом небе едва видны очертания гор. Они стоят, как снежные замки среди лесов, рек, полей. Не слышно ни одного звука - природа спит, глубоко и торжественно, и не хочется нарушать сна этой спящей красавицы своим неосторожным движением. ( Таня Б.)
9. Работа с предложениями, написанными на доске. Показ слайдов, чтение текста, запись предложений, расстановка знаков препинания. Описание картин И.Шишкина “Зима”, “На севере диком”.
Иван Иванович Шишкин.
Картина “Зима”.
Снег, видно, выпал недавно, может быть, только вчера, а за день мороз уже сковал стволы деревьев. Белой пеленой затянуло разбросанные у их подножий выкорчеванные бурями лесные исполины. Застыли елочки, отягощенные снежными хлопьями. Неподвижным и звенящим, как стекло, кажется воздух. Все замерло, и только изредка одинокая птица, перелетая с ветки на ветку, стряхнет с качнувшегося сучка серебряную пыль. В долгий, словно зачарованный сон погрузился старый лес.
( И.Пикулев)
Картина “На севере диком”
Лунный свет, освещающий одну из сторон сосны, буквально отчеканивает на фоне темного ночного неба ее изящный силуэт. Голубоватые отсветы, изумительно тонко проложенные по теневой стороне дерева и сопоставленные с серебром освещенной части, превращают снежный убор сосны в сверкающие одежды.
...Давно погасли солнечные лучи, мрак окутал землю, но вот на небе взошла луна, и тотчас же все то, что было залито ее серебристым светом, приобрело какое-то новое выражение. Природа не заснула, а словно бы зажила другой жизнью, которая в сложности своих проявлений ничем не уступает ее дневной жизни.
(И.Пикулев)
10. Анализ описаний зимы в различных литературных произведениях.
Предварительное задание перед чтением:
- Какие образы, сравнения вам понравились?
Учащиеся читают наизусть отрывки из стихотворений А.С.Пушкина.
Зимний вечер.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко постучит.
Зимнее утро.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Работа с распечатками на партах.
Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.

Я не знаю, то свет или мрак?
В чаще ветер поет иль петух?
Может, вместо зимы на полях
Это лебеди сели на луг.
С.Есенин
(отрывок из стихотворения “Я по первому снегу бреду”)
Задание.
Какие образные средства языка созданы С.Есениным в поэтическом изображении начала зимы?

Утро. Выглядываю в кусочек окна (не)запушенный морозом и (не)узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. И особенно хороши они сегодня, над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и чистым полукругом, прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны, как хоругви, замерли под глубоким небом.
И.Бунин “Сосны”.
Афанасьевские морозы - самые сильные в году морозы в период, совпадающий с днем святого Афанасия (конец января).
Задание.
1. Перепишите второе предложение, расставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки. Графически объясните расстановку знаков.
2. Найдите в тексте причастные обороты. Объясните расстановку знаков препинания.
3. Запишите значения слов:
просека -
венцы -
хоругви -
После выполнения заданий к тексту И.Бунина учитель рассказывает.
Афанасьевские морозы - 31 января. Слыл день 31 января Афанасием, что ухо и нос дерет. Мороз на матушку Русь шлет. Сказывали старые люди, что зацеловывает метель в этот день. И ходит Афанасий с оглоблей ледяной. Да бьет всякого, кто под руку попадет, по ногам.
Запись в тетради: Афанасий - ломонос пробирает до слез.( 31 января)
11. Работа с эпитетами по теме урока. (Распечатки на столах)
Прочитайте эпитеты, подобранные дома.
А сейчас обратимся к словарю эпитетов русского литературного языка. У вас на столах распечатки со статьями, соответствующими теме нашего урока.
Задание 1. Прослушайте еще раз музыкальный фрагмент (отрывок из балета А.Глазунова) и выпишите в тетрадь те эпитеты, которыми можно охарактеризовать музыкальную зиму. Задания по колонкам - зима, звезда, иней, снег, лед.
Из словаря эпитетов русского литературного языка.
Песня.
Бе..конечная, благ..звучная, гарм..ническая, гулкая, др..жащая, задорно-звонкая, залив..стая, ладная, мел..дическая, мног..голосая, напевная, певучая, пронзительная, протяжная, спокойная, т..гучая, энергичная.
Бе..заботная, бе..печная, буйная, вел..чавая, веселая, в..лнующая, вольная, выразительная, грус..ная, жизн..радостная, задушевная, ласковая, мучительно-грус..ная, оч..ровательная, сердечная, сла(д,т)кая, торжестве..ная, трогательная, уд..вительная, ч..рующая, чудесная, шутливая.
Зима. О характере погоды, о наличии снега:
Белая, бесснежная, вихревая, влажная, вьюжная, вялая, жестокая, лютая, малоснежная, метелистая, многоснежная, морозная, мягкая, пуховая, седая, серебряная, снежная, суровая, туманная.
О впечатлении:
Грозная, губительная, сердитая, страшная, суровая, угрюмая.
Звезда. О величине, цвете:
Бледная, гаснущая, дрожащая, лучистая, мерцающая, сверкающая, яркая, ясная
О положении на небе:
Вечерняя, далекая, небесная, недоступная, недосягаемая, падающая, предрассветная, утренняя.
О впечатлении:
Безмолвная, беспечная, бесстрастная, гордая, дивная, молчаливая, одинокая, приветливая, трепетная.
Иней. О цвете:
Алмазный, белый, блестящий, голубой, жемчужный, искристый, искрящийся, ослепительный, серебристый, серебряный, хрустальный, яркий.
О виде, характере:
Бахромчатый, густой, колкий, кружевной, легкий, ломкий, мохнатый, нежный, пушистый, сквозной, тонкий.
Снег.
Белый, искристый, исссиня-голубой, лучистый, ослепительный, пепельно-серый, сахарный, сверкающий, слепящий, чистый, яркий.
Бездонный, крупчатый, летучий, метельный, нежный, податливый, свистящий, скрипучий, тяжелый, шершавый.
Веселый, нарядный, печальный.
Лед. О толщине, характере поверхности:
Битый, гладкий, зеркальный, иссеченный, колкий, крепкий, ломкий, ровный, рыхлый, талый, тонкий, хрупкий.
О цвете:
Белый, голубой, иззелена-прозрачный, мутный, серый, стеклянный, хрустально-прозрачный.
Об издаваемом звуке:
Звонкий, звучный, хрусткий, хрустящий, шуршащий.
Чтение выписанных эпитетов. Какие эпитеты показались вам необычными?
Задание 2. Перепишите слова из статьи “Песня”, объясните пропущенные буквы.
12. Наш урок называется “Звездная песня зимы”. Как вы понимаете, петь может не только Зимушка-Зима, но и звезды. Как поют звезды?
Об этом - сказка...
Ученица читает отрывок из “Посолони” А.Ремизова.
Среди ночи проснулась Аленушка. И никак не может заснуть... страшно и жарко ей.
Вспоминается Аленушке: “Я собиралась спать, папа и говорит: ”Смотри, Аленушка, на небо, звезды упадут!” И мы с мамой долго стояли, в окно глядели. Звезды такие маленькие, а золотой водицы в них много, как в брошке у мамы...
А звезд много на небе, звезды разговаривают, только не слыхать. Дядя Федор Иванович говорит, будто летает он к звездам и ночью слушает, как звезды поют тонко-тонко. Днем их нет, днем они спят. Тоже и я полечу, только бы достать золотые крылья...
А папа подошел и говорит: “Аленушка, звезда падает!”
И золотая ленточка долго горела на небе и потом пропала. Холодно звездочке, где-нибудь лежит она, плачет,- моя звездочка!”
13. Темы для сочинения. Запись в тетради.
Звездная песня зимы.
Мелодии зимнего леса.
Звезды поют тонко-тонко...
Плачет она, моя звездочка.

14. Прослушивание музыкального произведения. Написание сочинения.
Из работ учащихся.
Звездная песня зимы.

Когда я слышу эту музыку, мне сразу представляется большое поле, покрытое снегом, черное небо с отдаленно мерцающими звездами. Звезды кажутся маленькими и колючими. Сквозь снег кое-где торчат пучки сухой травы, тоненькие ветки кустарников. И никого... Морозная ночь.
Вдруг начинается сильный ветер, который сметает снег и кружит, и кружит его по полю в бешеном танце. Уже не видно ничего, ничего нельзя различить: ни черного неба, ни белого поля, ни звезд, ни месяца - все становится одинаковым, все замело снегом.
Ветер утих. На небе появились облака, и из облаков пошел снег, густой и пушистый, и белыми цветами стал ложиться на все. Сразу стало тихо и спокойно. И также спокойно и тихо стало на душе.
(Ольга Ж.)
Звезды поют тонко-тонко...
В прекрасную зимнюю ночь смотришь на небо и думаешь: “Какие загадочные звезды!” Они кажутся очень маленькими, но на самом деле звезды огромны и величественны. Их особенно много в морозную ночь, когда они зажигаются на темно-синем небосклоне, украшая его фантастическими узорами.
Звезды могут говорить между собой обо всем. Но есть среди них и поющие. Если напрячь свое воображение, то можно услышать звездную песню зимы. Эти недосягаемые огоньки поют обо всем прекрасном. О любви, о тайне, о доброте, о красоте. Невозможно оторваться, слушая их. Существует примета, что когда падает одинокая звезда, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Загадывая его, можно услышать, как поет эта звездочка, прощаясь с остальными для того, чтобы осчастливить одного человека, загадавшего желание.
А еще звезды имеют имена, и каждой вновь открытой звезде люди дают имя. Когда умер Владимир Высоцкий, была открыта новая звезда, названная в честь него. Она, наверное, поет на небе его песни...
(Александр З.)
Звездная песня зимы.
Наконец-то пришла зима! Все покрылось ослепительным снежным одеялом. Земля превратилась в пушистого белого цыпленка. На домах висят сосульки, как леденцы в лавке древнерусского купца. Все зажило другой жизнью, приобрело другой цвет, другой характер. Стоит только закрыть глаза - и сразу начинают выплывать из темноты какие-то зимние образы. Вот стройная елочка, вот снежные зайчики, вот белые фигуры, меняющие каждый миг свои очертания. И кажется, будто слышится какая-то мелодия - спокойная, тягучая... “Звездная песня зимы”, - сразу промелькнуло у меня в мыслях.
Я открыл глаза, осмотрелся. Жизнь по-прежнему шла бесшумно и спокойно. За окном снова, мерно покачиваясь, шел снег. (Павел Г)

Мелодии зимнего леса.
Прозвучали первые аккорды, первые ноты чудесной мелодии, и я мысленно перенеслась в зимний лес.
Еще вечер. Вокруг тихо и спокойно. Обитатели леса - растения и животные - готовятся ко сну. Ничто не предвещает снега и вьюги, лишь смиренный ветерок баюкает уставшую за день природу леса, как будто дожидаясь, когда она уснет. И вот на темном зимнем небе появляется луна, ее окружает россыпь звезд, больших и маленьких, ярких и бледных, одиноких и собранных в созвездие. Они оповещают о наступлении ночи. Некоторые из них кружатся в хороводе, напевая веселую и задорную песню.
Подыгрывая им, ветерок, ждавший весь день свободы, начинает дуть все быстрее и сильнее. Кружась в невидимом танце, он поднимает метель. Движимая ветром. она в беспорядке раскидывает снежинки в разные стороны, закрывая, преграждая путнику дорогу стенами из снега и залепляя ему лицо. Вьюга то одевает, то портит наряды на деревьях, которых сама одарила белыми платьями. Вьюга - вот настоящее разгулье для ветра!
Но ничто не бесконечно, и эта ночь тоже имеет свой конец. И все стало, как прежде. Звезда и луна спрятались за небесами. Встало огромное солнце, вместе с ним проснулся лес, а ветер снова стал ветерком.
Чудесная музыка тоже остановилась, а я теперь могу лишь вспоминать ее...( Таня Б.)

Плачет она, моя звездочка.
Зимняя ночь. Тишина. Только скрипит сахарный снег под ногами. В воздухе чувствуется мороз и свежесть. Я невольно поднимаю глаза на иссиня-черное небо. На нем множество маленьких мерцающих звездочек. Я смотрю и не могу налюбоваться на них.
Вдруг я увидела, как маленькая звездочка оторвалась от неба и стремительно начала падать вниз. Я побежала и хотела поймать ее, но напрасно, потому что чем быстрей я бежала, тем больше утопала в холодном мохнатом снегу.
Я вернулась назад, чтобы не заблудиться в темном, таинственном лесу. Звездочки уже не было видно. Мне стало ее
очень жаль. “Вдруг она сейчас лежит где-нибудь за лесами. И плачет от страха, холода и одиночества,- думала я.- А может, она улетела далеко-далеко, к Черному морю, и лежит, греется на солнышке?” От этой мысли, что со звездой ничего не случится, мне стало хорошо и тепло на сердце. (Евгения П.)

Мелодии зимнего леса
В тот год зима была особенно красива. Было необычайно холодно, но светло как-то, солнечно и весело.
Все дни я проводила в лесу. Там - как в сказке! Забываются все тревоги, обиды, ссоры, грустные мысли улетучиваются. Любуешься природой зимнего леса, слушаешь его звуки, и становится на душе светло.
Белые, пушистые лапы елок серебрились на солнце и отливали золотом. Большие, непроходимые сугробы так ярко сияли, что смотреть невозможно было. Ярко-голубое небо, совсем безоблачное, ослепительное солнце, белый снег - все излучало свет и тепло, хотя на дворе тридцать градусов. И весело мне становилось и радостно.
Утром обычно тихо бывало. Потом, к полудню, лес оживал. Иногда белки пробегали, останавливались, вынюхивали что-то, будто не замечая меня, и дальше скакали, оставляя следы на белом снегу. Части с белых веток какого-нибудь дерева падал снег, они шевелились, тихонько качаясь, и, казалось, деревья оживали.
Людей в лесу в такой мороз не было. Только один охотник проходил неподалеку. Останавливался и любовался красотой зимнего леса. Потом к нему подлетели воробушки и, нежно чирикая, стали прыгать вокруг. Он достал хлеба и посыпал на снег крошки, птицы быстро все склевали и в благодарность запели веселую песенку.
Днем лес шумел и радовался. Птицы, ветерок, нежно качающий деревья, зайцы, белки. изредка пробегающие по хрустящему снегу - все это создавало необычайную музыку зимнего леса.
К вечеру звуки немного утихали, солнце потихоньку садилось, и небо начинало темнеть. А через два-три часа на черном небе появлялись яркие звезды. Было очень темно, но снег, искрящийся даже ночью, не давал лесу безжизненно уснуть. Становилось как-то жутковато от необычайной тишины. Иногда доносились страшные приглушенные крики совы. А ветер дул все сильнее, как бы убаюкивая своей песней большой зимний лес.
И всю ночь в лесу было тихо. Только шорохи, шаги, крики сов и филинов, порывы ветра нарушали его сон.
Лес спал. Но музыка не утихала. Даже тишина создавала, будто бы из ничего, свои мелодии. (Наталия Н.)

Звездная песня зимы.
Звучит музыка, и я вижу перед собой чудесный, завораживающий зимний вечер. Лес медленно погружается в сказочную зимнюю ночь. На чарующем небе зажигаются первые звезды, еще мерцающие и смутные.
Зимняя природа кажется удивительно тихой и спокойной, но вдруг порыв ветра, резкий и неожиданный, как бы зажигает все звезды ярким светом, подобно четкому аккорду, начинающему представление. Начинается метель, но это не просто метель, которая злится и разбрасывает огромное количество снега, а это метель, подобная большому хороводу зимы. И звезды мерцают как бы в такт этой снежной мелодии. Всю ночь идет это поражающее своим великолепием зимнее представление, в котором участвуют замечательные актеры, такие как вьюга и легкая поземка, как буран и сильный северный ветер.
И ближе к утру, когда такой же резкий порыв ветра почти сразу погасил все звезды и небо озарилось первыми лучами еще тусклого зимнего солнца, только тогда кончилось это замечательное представление. И только тихий снежок напоминал об этой “звездной песне зимы” ( Михаил М.)

Сказка года – зима.
Кто ты, Зимушка – Зима? Может, волшебница, у которой есть волшебная палочка? А может, это добрая седая старушка, которая живет в маленьком домике на краю леса? А может, это девочка, одетая в белую шубку и белую шапку, которая не прочь поиграть в снежки или покататься на лыжах? Интересно! Но все равно, какая бы они ни была, эта Зима, она всегда будет загадочной и очень милой! Она преображает голые деревья, украшая их белыми шапочками. Не прочь посыпать белым снежком на почерневшие дорожки и тропинки. А как она рисует! Замысловатые рисунки иногда видишь на стеклах. То это новогодние праздники у зайцев, то покрытый снегом зимний лес.
Настоящая сказочница эта Зима! Но любит и пошалить. Бывает, тронет елочку, упадет снежная шапка с самой верхушки, и голова маленького зайчика будет вся в снегу. Любит Зима и песни петь. Ударяет легонько по льду на речку, и, кажется, колокольчик играет веселую песенку. Эх, Зимушка–-Зима! Розовощекая красавица! Добрая старушка! Забавная игривая девочка! Все ты умеешь: и на стеклах рисовать, и песенки петь, и с ребятами играть. Не похожа ты на другие времена года, то не знойное лето, не холодная осень и слякотная весна, а Зима, одетая во все белое, которая дружит с волшебной Ночью и ее детьми звездами. Эх, Зима - сказочница русская! Бродишь ты по полям, по лугам да украшаешь лес своими серебристыми снежинками. Какая ты? Где живешь? И что делаешь, когда правят твои сестры младшие? Эх, Зимушка-Зима! А может, живешь ты в ледяном замке, а когда наступает весна, уходишь бродить и любоваться распускающимися цветами и листьями. А на тебе одето белое шелковое платье со звездами на воротничке, поверх его белая шубка, шапочка, усыпанная снегом, и блестящие белоснежные сапожки на каблучках. Эх, увидеть бы мне тебя! Посмотреть, какая ты есть! На твои розовые щеки да белую шубку, платье со звездами да на домик твой сказочный. А лес волшебный, где ты живешь, наверно, далеко отсюда. Не попасть туда просто так, случайно. А попасть туда может только тот, кто по-настоящему верит в сказку!
( Мария Т., 7 а )

Послесловие учителя.
Описание зимы, зимней природы - часто выполняемая работа на уроках русского языка. Новым для учащихся было то, что они одновременно учились воспринимать одно и то же явление природы - зиму- через музыкальные, живописные и художественные произведения. Хочется в заключении отметить, что предлагаемый языковой материал носит рекомендательный характер, т.к. учитель сам может выбрать наиболее доступный путь к сердцам учеников. Но особую роль на уроке играет настрой учителя, эмоциональность его речи, создание доброжелательной атмосферы, когда ученик не чувствует “работы” учителя, когда ему кажется, что его душа самостоятельно совершает свою работу.
В течение подобных уроков лексический уровень языка разноуровневых учащихся выравнивается, обогащается. Творческие работы учащихся удивляют своей неповторимостью, проникновенностью.
Урок удался, значит, продолжение следует...








13PAGE 15


– 13PAGE 141415 –