Открытый урок по русскому языку 7-м классе на тему Повторение и обобщение изученного материала по теме Наречие


Открытый урок по русскому языку 7-м классе на тему "Повторение и обобщение изученного материала по теме "Наречие""
Бабайцева Татьяна Валерьевна, учитель русского языка и литературы
Цели урока:
систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Наречие»;
развивать у учащихся логическое мышление;
воспитывать у школьников интерес к изучению русского языка.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока. Слово учителя.
Ребята, сегодня мы с вами совершим учебное путешествие в мир наречий. Мы отправимся в город под названием Наречинск. Чтобы попасть в этот город, мы должны вспомнить ранее изученный материал по теме «Наречие».
Передвигаясь от одной станции к другой, мы сможем повторить теоретические сведения и орфограммы, связанные с наречием. Мы не сможем продолжить наше учебное путешествие, если не сумеем выполнить какое-либо задание. Поэтому все ребята должны работать активно. На ваших партах лежат карточки с заданиями и жетоны двух цветов. Если вы готовы отвечать, поднимаете жетон зелёного цвета, если вам требуется помощь учителя, вы можете воспользоваться жетоном красного цвета. (Учитель до начала урока помещает на доске нарисованный поезд и записывает маршрут его следования).
3. Итак, мы начинаем наше учебное путешествие…
Чтобы добраться до первой станции под названием «Научная», мы должны вспомнить теоретические сведения о наречии. Возьмите, пожалуйста, карточки под номером 1 и подготовьте устные ответы на вопросы. (На подготовку даётся 2 минуты .Учащиеся работают в парах, затем отвечают на поставленные вопросы.)
Карточка № 1
3 ряд (1 уровень)
Рассказать о наречии как части речи.
Карточка № 1
2 ряд (2 уровень)
Какие смысловые группы наречий вам известны?
Карточка № 1
1 ряд (1 уровень)
Какие степени сравнения наречий вы знаете? Расскажите об образовании степеней сравнения наречий.
(Опрос начинается с учащихся 3 ряда)
4. Наш поезд благополучно прибыл на станцию «Научная».
Следующая станция «Всезнаевская». Чтобы добраться до неё, нам необходимо выполнить задания по карточкам номер 2. (На выполнение задания отводится 8 минут).
Карточка №  2
3 ряд (1 уровень)
1. Из приведённых ниже слов выпишите наречия.
Мимоходом, широкий, еле-еле, поспешно, как-нибудь, красивый, бегать, стол, бок о бок, зеленеющий, холодный, снег.2. Вставьте в слова подходящую по смыслу приставку, образовав наречия.
…право, …лева, …начала, …бок, …пусту, …просто, …дали.
3. Спишите наречия, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударения в наречиях. Сформулируйте орфограмму « Буквы о и е после шипящих».
Свеж…, певуч…, горяч…, пахуч…, ещ…, зловещ… .Карточка № 2
2 ряд (2 уровень)
1. Спишите, вставляя а или о в конце наречий. Сформулируйте орфограмму «Буквы о и а на конце наречий».
Слев…, направ…, издавн…, досыт…, наглух…, набел…, надолг…, снов… .2. Выпишите из предложений наречия, ставя, где следует, «ь». Сформулируйте орфограмму «Мягкий знак после шипящих на конце наречий».
Через минуту трое всадников неслись вскач… к огороду. Анна недавно вышла замуж… Войска идут и день и ночь, им становится невмоч… Всё поле было сплош… изрыто снарядами. Человек упал навзнич…
3. Спишите, раскрывая скобки; поставьте ударения, чтобы не ошибиться в написании приставки. Сформулируйте орфограмму «Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий».
Огней не видно (ни, не) где. Достать спичек было (не, ни) где. Торопиться мне (ни, не) куда. Я решил (не, ни) куда не ехать. Сегодня ко мне зашли ( не, ни) сколько человек. Они (не, ни) сколько не смутились.
Карточка № 2
1 ряд (3 уровень)
1. Замените словосочетания наречиями, которые пишутся через дефис, запишите их. Составьте 2-3 предложения с наречиями. Сформулируйте орфограмму «Дефис между частями слова в наречиях».
На русском языке. Не так, как раньше, новым способом. Очень давно. Очень крепко. Неизвестно куда. Небрежно, плохо. Понемногу, постепенно. Неожиданно. Очень много.
2. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу наречия. Текст озаглавьте.
… зима ушла. Всю ночь  … стучала капель. Утро наступило … и… выплыло солнце, расчирикались воробьи. Они … прыгали, … что-то клевали на клочках оттаявшей земли. На дворе среди потемневшего снега … сверкали лужи. В лужах … отражалось солнце, и уже синеет небо.
5. Наш поезд приближается к станции «Загадочная». 
Внимательно послушайте вопросы и попытайтесь на них ответить.
Перечислите по порядку пять дней недели, не называя при этом ни число, ни названия дня. Какие наречия могут помочь в этом?
Почему в словах досуха и досрочно на конце пишутся разные буквы, хотя оба они имеют приставку до- ?Какое существительное нужно присоединить к местоимениям сей итот и предлогу под , чтобы превратить их в наречия?
Во что превратится наречие немедля, если его написать с нераздельно?
6. Итак, мы наконец-то добрались до станции «Наречинск». 
Название этой станции, как вы уже догадались, связано со словомнаречие. Давайте вспомним, чем интересен этот термин.
(Выступление учащегося).
Термин «наречие» встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень - реч -, который прежде был более многозначным, чем в современном языке. Слово «речь» когда-то имело среди других значений и значение «глагол». Таким образом, наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его и сообщая ему чёткость и стилистическую выразительность. Например, действие, обозначаемое глаголом ходить, свойственно многим предметам, но это действие может быть различным, если к глаголу ходить добавить наречия: быстро, торопливо, медленно, изящно, крадучись, вразвалку… Наречия играют особую роль в тексте, обозначая признак действия, признака, предмета.7. Ребята, наше учебное путешествие подошло к концу. 
Чтобы вернуться из Наречинска в Ноябрьск, вам необходимо выполнить домашнее задание.
8. Домашнее задание: подготовиться к итоговому тесту по теме « Наречие»