Урок русского языка в 7 классе по теме: Наречие как часть речи


Класс: 7
Предмет: русский язык
Тема: Наречие как часть речи
Оборудование: проектор, презентация, интерактивная доска.
Цели урока:
1) образовательная:
• познакомить учащихся с наречием;
• научить школьников находить наречие в тексте;
• отработать навык использования наречий в устной и письменной речи;
2)  развивающая:
• развивать речевую, творческую компетентности;
• расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов;
3) воспитательная:
• воспитывать толерантное отношение к окружающим;
• формировать навыки самоконтроля.
Ход урока
Приветствие. Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Самостоятельная работа (повторение ранее пройденных тем)
Лучик солнца, играя и переливаясь всеми цветами радуги, скакал с места на место, словно хотел раззадорить котенка.
Необходимо выполнить полный синтаксический разбор, одно деепричастие – морфологический разбор.
Фронтальный опрос.
- Что такое причастие? Деепричастие? Привести примеры.
- Что такое деепричастный оборот? Как графически он выделяется на письме?
- От какой части речи и с помощью чего можно образовать деепричастие совершенного вида? Несовершенного вида?
Объяснение нового материала.
Я никогда не изменяюсь
И никогда в этом не каюсь.
Ходить ПЕШКОМ,
И петь КРАСИВО,
Гулять ТАЙКОМ,
А жить ИГРИВО.
Какая же часть речи я?
Упрямое ...(наречие).
Итак, сегодня на уроке мы с вами рассмотрим подробно, что это за часть речи – Наречие, на какие вопросы отвечает, как образуется. А для начала я хочу, чтобы вы вспомнили, какие наречия прозвучали в данной загадке. На какие вопросы они отвечают?
Наречие – очень сложная по правописанию часть речи. Многое в правописании наречий рассчитано на запоминание. Чтобы усвоить правила правописания наречий, надо уметь узнавать их в тексте, отличать от других частей речи, в чем-то с наречием сходных. Но сначала надо научиться определять наречие как часть речи.
- Как вы думаете, для чего нам нужны наречия?
Сейчас мы с вами попробуем на практике придумать как можно больше наречий к глаголам: танцевать, учиться, выступать.
- Какие варианты у вас получились?
- Итак, какой вывод мы можем сделать? (наречия сочетаются с глаголами)
Также наречия сочетаются с именем существительным, например, игра по-зимнему, яйцо всмятку (вкрутую) и так далее.
- Так что же такое наречие?
Наречие — это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко — предмета. Наречия неизменяемы (за исключение качественных наречий на ‑о / ‑е ) и примыкают к глаголу, прилагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро ).
Закрепление полученных знаний.
КАРТОЧКА 1. Выпишите из предложений словосочетания с наречиями, определите главное слово в словосочетании.
Резко прозвенел будильник. Я сразу быстро вскочила и начала одеваться. Вначале я проверила, качественно ли я выполнила свою работу вечером. Успокоившись, собрала школьную сумку и, бегло пробежав глазами по оставленному мамой письму, выскочила на улицу. Холодало. С каждой минутой мне становилось веселее, потому что я понимала, что сегодняшний день принесет мне много нового.
- Какой частью речи выражено главное слово?
- К каким частям речи может относиться наречие?
КАРТОЧКА 2. Спишите текст, вставьте пропущенные наречия, а также пропущенные буквы. Заглавные буквы подскажут начало предложений.
Песня начиналась ______, как будто она рождалась где(то) на небесах. ______ разл_валась мелодия, на душе становилось ______ и ______ , а глазам - ______ от подступающих слез. То ______ веяло степным воздухом, то ______ сгущ_лись тучи, то легкие обл_ка двигались ______ песне, и это заст_ вляло петь ______ и ______. ______ песня вл_валась в душу, глаза распахивались ______, ______, ______ как ______ в детстве. Мелодия подн_малась ______, ______, уносилась ______, и не было ей ни конца, ни начала…
Слова для справок: Неожиданно, Певуче, легко и хорошо, горячо, свежо, зловеще, в такт, ещё и ещё, Волей-неволей, по-новому, по-вольному, точь-в-точь как давным-давно, вверх, ввысь, вдаль.КАРТОЧКА 3. Отгадайте загадки, подчеркните наречия.

1) Скоро ест, мелко жует. Сама не глотает, другим не дает. ( __________ )2) Стоят вместе, ходят врозь. ( __________ )3) Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто. ( __________ )4) Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. ( __________ )Работа с учебником.
Рефлексия. Подведение итогов.
Итак, с какой частью речи мы сегодня с вами работали? Что нового вы для себя узнали? Что же такое наречие? Какие у нее морфологические признаки?
Составление синквейна.
Оценивание. Домашняя работа.