Урок Как отличить наречие от другой части речи


Тема: Как отличить наречие от других частей речи.
Ход урока.
1. На прошлом уроке мы с вами изучали тему «Наречие как часть речи». Давайте вспомним, о чем говорится в правиле. Что такое наречие, что оно обозначает, на какие вопросы отвечает, чем является в предложении. (фронтальный опрос)
2. На сегодняшнем уроке мы перейдем к новой, очень важной для нас теме, от которой зависит порой правописание
3. Число. Классная работа. Как отличить наречие от
4. Пишу на доске: Давайте запишем некоторые предложения и словосочетания:
Утро туманно. – Говорить туманно.
Поведение вызывающе. – Вести себя вызывающе.
В миг удачи. - Вмиг все сделать.
На удачу не надейся. – Пойти наудачу.
- Что мы наблюдаем? Что мы заметили в парах? (Да, особенно, если закрыть глаза, то одинаковое звучание будет очень заметно)
- Поставьте вопросы к одинаковым словам и определите, какие являются наречием, а какие формой другой части речи.
- Составьте (устно) предложения со словосочетаниями, включающими наречие. При этом форму главного слова меняйте, как вам удобно. Но изменилась ли форма наречия? Почему?
- А в чем, собственно, трудность? (Слова созвучны, то есть можно перепутать.)
- Что нужно сделать, чтобы не перепутать части речи? ( Уметь отличать)
- По каким признакам будем отличать? (Самое главное – уметь отличать по значению: что обозначает часть речи)
- Существительное обозначает - …
- Прилагательное обозначает -…
- Числительное обозначает - …
ТОГДА КАК наречие обозначает ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ ИЛИ ПРИЗНАК ПРИЗНАКА.
4. Ну, что ж. Теперь нужно закрепить материал. И мы выполним упражнение №202. К доске идет.
5. Давайте теперь устроим соревнования по группам.
Задание:
Ребята, по аналогии с предыдущим упражнением письменно составьте предложения, используя данные в задании пары омонимов. Чья группа быстрее и больше предложений составит, та и победила. (Музыка.) (Я печатаю на экране для комиссии).
На зло – назло,
на бок – набок,
на встречу – навстречу,
во время – вовремя,
на конец – наконец,
на лицо – налицо,
в низ – вниз,
в конец – вконец,
в пустую – впустую.
во всю – вовсю.
5. Теперь я вам предлагаю сыграть в игру «Повернусь – не повернусь».
Гоша говорит ребятам: «Сейчас я прочитаю вам пары предложений. Определите, с какой частью речи нельзя путать наречие?»
1.Во вторых классах учатся восьмилетки. – Во-вторых, следует отметить отличившихся.
2.В третьих числах августа в городе ожидаются соревнования по баскетболу. – В- третьих, об участии в гонках вас предупредят заранее.
3. В пятых рядах сидели знаменитые спортсмены. – В-пятых, нам нужно как следует отдохнуть.
Гоша говорит: «Итак, я слушаю». (Ответ: наречие в этих предложениях нельзя путать с порядковым числительным). Ответ правильный!!!
Гоша говорит: «Внимание! Игра продолжается!»
Вопрос тот же: с какой ещё частью речи нельзя путать наречие:
«по моему мнению» «сказал по-моему»
«по вашему запросу» «вышло по-вашему»
«по своему дому» «поступил по-своему»
«по иному человеку» «думать по-иному»
Гоша говорит: «Итак, я слушаю». (Ответ: наречие в этих предложениях нельзя путать с местоимением). Ответ правильный!!! Молодцы, игра закончена.
Ребята, а сейчас перепишите последние словосочетания в тетрадь. Графически обозначьте главное и зависимое слово. Укажите часть речи и падеж. Подчеркните зависимые слова как члены предложения. (Мне заранее написать на доске с обратной стороны)
6. Теперь мы сможем отгадать тему, какая была на сегодняшнем уроке: «Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи».
7. Чтение правила на стр. 85-86.
Рефлексия: что мы нового узнали на сегодняшнем уроке? Что вас удивило? Что вас затруднило?
8. Домашнее задание: параграф13, упр. 205