Урок письма и развития речи для 2 класса Ударный слог. Ударные и безударные гласные.


Урок письма и развития речи во 2 классе.
Тема: Ударный слог. Ударные и безударные гласные.
Цель: познакомить учащихся с соответствием гласного звука и буквы в ударном слоге и их несоответствии в безударном слоге.
Задачи:
Образовательная:
Формировать умение выделять в словах ударный слог;
Развивать умения определять в словах ударные и безударные гласные;
Познакомить учащихся со знаком ударения и обозначением его на письме.
Коррекционная:
Развивать устную и связную письменную речь через выполнение упражнений;
Развивать орфографическую зоркость;
Развивать внимание, память.
Воспитательная:
воспитывать аккуратность при выполнении заданий, усидчивость, познавательную активность.
Оборудование: предметные картинки, предметная картинка с изображение гномика – волшебника.
Литература: Воронкова В.В. Русский язык: учеб. для 2 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждении VIII вида.
Ход урока:
Этапы урока Содержание
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Введение в тему.
Актуализация знаний.
Объяснение нового.
Работа с правилом.
Закрепление изученного материала. Работа по картинкам.
8. Работа с учебником. Стр.47 упр.96.
Итог урока.
Рефлексия - Сядет тот, кто назовёт слово, состоящее из одного слова, из двух слогов, из трёх слогов.
- Прочитайте слова, разделённые на слоги. Назовите ударный слог.
- Какой слог называется ударным? (Слог, который произносится и слышится чётко).
- Сегодня на уроке мы продолжим делить слова на слоги, находить ударные и безударные гласные в слогах, познакомимся со знаком ударения.
Упражнения для рук:
На двери висит замок. (Соединение пальцев рук в «замок»).
Кто его открыть бы смог? (Повторение движений)
Потянули, (Сцепленные руки потянуть в одну сторону, потом в другую сторону).
Покрутили, (Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя – к себе).
Постучали (Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга).
И открыли! (Пальцы расцепить, ладони - в стороны).
- Я буду произносить слова. Задание – назвать не всё слово, а только ударный слог. Например «машина» - на какой слог падает ударение? Выделите голосом этот слог. Верно «ши».
- Слова: птица, пчела, бабушка, сапоги.
- Какой слог называется ударным? (который произносится и слышится чётко).
- Напишите число: Шестое ноября. Классная работа.
- К нам на урок пришёл в гости волшебник со своей чудесной палочкой (Учитель демонстрирует предметную картинку с изображением гномика – волшебника).
На доске написаны слова: гора, девочка.
- Прочитайте слова. Разделите слова на слоги: го- ра, де-воч-ка.
- Какой слог в первом слове произносится громче и чётко? (второй слог - ра) Учитель на доске подчёркивает ударный слог.
- Назовите в этом слоге гласный. (а)
- Гласный звук в ударном слоге называется ударным. Остальные гласные называются безударными. К выделенному слогу прикоснулась волшебная палочка и свой оставила след. Что это за след?
- Над ударной гласной буквой ставится знак ударения (показ учителя). Напишите слово в тетради, разбив на слоги. Над ударной гласной поставьте знак ударения. Подчеркните безударную гласную букву: го – ра.
- Прочитайте второе слово. Какой слог произносится громче и чётче? (первый слог - де)
-Назовите в этом слоге гласный? (е).
- Над ударной гласной буквой ставится знак ударения (показ учителя). Напишите слово в тетради, разбив на слоги. Над ударной гласной поставьте знак ударения. Подчеркните безударную гласную букву: де-воч-ка.
- Почитайте правило про себя.
- Читает правило вслух учитель.
- Читает правило вслух ученик.
- О чём говорится в правиле?
Физминутка
«Шли по крыше три котаТри кота Василия. (Ходьба.)Поднимали три хвостаПрямо в небо синее. (Поднять руки вверх.)Сели киски на карниз,Посмотрели вверх и вниз. (Приседание.)И сказали три кота:- Красота! Красота! (Хлопки в ладоши.)
- На доске выставляются картинки.

- Назовите, кого вы видите на первой картинке. Разделите слово на слоги: ли - са. Какой слог произносится громче и чётче? (первый слог - са).
- Назовите в этом слоге гласный? (а).
-Над ударной гласной буквой ставится знак ударения (показ учителя). Напишите слово в тетради, разбив на слоги. Над ударной гласной поставьте знак ударения. Подчеркните безударную гласную букву: ли-са.
- Назовите, кого вы видите на первой картинке. Разделите слово на слоги: бел - ка. Какой слог произносится громче и чётче? (первый слог - бел).
- Назовите в этом слоге гласный? (е).
-Над ударной гласной буквой ставится знак ударения (показ учителя). Напишите слово в тетради, разбив на слоги. Над ударной гласной поставьте знак ударения. Подчеркните безударную гласную букву: бел-ка.
- Что изображено на второй картинке? (молоко)
- Разделите слово на слоги: мо-ло-ко. Какой слог произносится громче и чётче? ( третий слог - ко).
- Назовите в этом слоге гласный? (о).
-Над ударной гласной буквой ставится знак ударения (показ учителя). Напишите слово в тетради, разбив на слоги. Над ударной гласной поставьте знак ударения. Подчеркните безударную гласную букву: мо-ло-ко.
- Прочитайте слова.
- Спишите, разбивая на слоги. Над ударной гласной поставьте знак ударения. Подчеркните безударные гласные.
- Работа учащегося у доски.
- Как называется слог, который произносится и слышится чётко?
- Как называется гласный звук в ударном слоге?
- Какое задание понравилось выполнять?
- Какое задание показалось трудным? Почему?
- Домашнее задание:
Стр. 64 упр.2: Спишите слова. Разделите их на слоги.
- Оценивание