Урок русского языка на тему Систематизация и обобщение знаний по теме Наречие

Конспект урока «Систематизация и обобщение знаний по теме «Наречие»

Организационная информация

Автор
Катаева Вера Ивановна

Образовательное учреждение
МКОУ «Посёрская ООШ»

Предмет
Русский язык

Класс
7 класс

Методическая информация

Тема урока
«Систематизация и обобщение знаний по теме «Наречие»

Автор учебника, по которому ведётся обучение
Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др.

Классификация урока (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками)
Урок повторения и обобщения материала, завершает изучение темы «Наречие»

Класс
7 класс

Цели урока

Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Наречие».
Проверить степень овладения умениями правильно писать наречия.
Закрепить навыки правописания наречия.
Формирование и развитие познавательной активности у учащихся к предмету, понимания практической направленности школьных знаний.




Задачи урока
Обучающая: обогащение словарного запаса; обучение сжатию исходного текста, используя различные способы компрессии.
Воспитательная: воспитание интереса к изучению русского языка, любви к родному языку.
Обучение работе в команде, воспитание ответственности.
Развивающая: развитие умения анализировать, обобщать, выделять главное, высказывать свою точку зрения, грамотно строить свое высказывание; осуществлять самоконтроль в учебной деятельности.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока
В ходе решения задач урока учащиеся закрепят предметные навыки и умения, полученные в ходе изучения темы «Наречие»; приобретут навыки работы в команде, самоконтроля и самооценки своих действий; будут продолжать учиться выступать публично, аргументируя свою точку зрения.
.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс (личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия).
Образовательный процесс направлен на:
- формирование коммуникативных действий;
- умение находить решения проблемных ситуаций;
- умение перерабатывать информацию, извлекать главное из текста, передавать его содержание в сжатой форме, опираясь на ключевые слова;
- умение ориентироваться во времени при выполнении конкретной работы;
- умение работать в группе над решением конкретной задачи.


Необходимое оборудование и материалы
Компьютер, проектор, карточки с заданиями для групповой работы и индивидуальных заданий, презентация учителя, смайлики 3 цветов (если все было понятно, легко, - зеленую, если были затруднения, – желтую, не справились – красную), копилки, готовые бланки для записи ответов.





Подробный конспект урока


Этап урока
Время, продолжительность этапа
Описание деятельности учителя
Описание деятельности учащихся


Инициация

2 мин
Учитель приветствует класс, предварительно разбитый на рабочие группы. Напоминает, что работать будем сегодня в командах, и успех команды зависит, конечно же, от каждого ее члена. Учитель предлагает учащимся поприветствовать друг друга аплодисментами и пожелать удачи в работе.

Я называю одного из вас по имени, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже вдвоем приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты. Таким образом, игра продолжается, и аплодисменты звучат все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова “ А самые громкие аплодисменты достаются ” (После приветствия все садятся на свои места.)



Вхождение или погружение в тему

5 мин
Сообщение целей и задач урока.
«Как ты думаешь?» (высказывания о русском языке на слайде презентации).
Учитель предлагает ученикам ответить на вопрос: «Какая общая мысль заключена в этих высказываниях и какой вывод из нее можно сделать?»

Нам предстоит сегодня совершить увлекательное путешествие
в мир языка. А для этого нам нужно будет решить ряд заданий.


Ученики высказывают свои мнения о роли слова и речи в жизни человека, почему необходимо хорошо знать свой язык и уметь владеть им. Учитель подводит учащихся к мысли, что сегодняшний урок – это еще одна ступенька в овладении языком, грамотной речью, умением выражать свои мысли и мнение.



Формирование ожиданий учеников
2 мин
«Копилка знаний». Учитель объясняет учащимся принцип самооценки своей деятельности. Учащимся предлагается по завершении выполнения каждого задания в группе оценить свою работу и бросить соответствующий смайлик в свою копилку.



Проработка содержания темы

20 мин
«Интеллектуальная разминка»
Каждой группе поочередно предлагаются теоретические вопросы (использованы вопросы из учебника «Русский язык» 7 класс/ Авт. сост. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др. 2010г., стр. 123-124)



«Узнайте наречия» - среди слов разных частей речи найти наречия, записать их.

Игра – разминка с заданием «Смотри в оба!». Выборочно-распределительная работа со сменой динамических поз.
На стенах кабинета по периметру расклеены наречия по всем видам орфограмм (не)лепо, обдума(н,нн)о, вскач, ещ, затемн и т.д. Учитель предлагает учащимся встать и рассмотреть слова, расположенные на стенах по периметру класса. Посовещавшись, они должны распределить их по видам орфограмм.


«Работа с текстом – Текст по упражнению 272. Учащиеся выполняют задания в тетради, затем проверка по слайду. Учебник «Русский язык» 7 класс/ Авт. сост. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др. 2010г., стр.125



Самостоятельная работа по карточкам разного уровня. ( «Колокольчик» (вставить пропущенные буквы).
- «3», «Полуоткрытая книга» (вставить пропущенные буквы, в скобках объясните свой выбор)- «4», «Раскрытая книга» (вставить пропущенные буквы, в скобках объяснить свой выбор, поставить знаки препинания) - «5»)
Учитель раздаёт карточки уровня «4» и уточняет сложность задания для ребёнка. Карточки можно поменять по желанию учащегося.
Задания сдаются и проверяются учителем.


Работа в группах. Устные ответы. Оценивание ответа противоположной группы.
После разминки группы учащиеся оценивают свою работу соответствующим смайликом.






«Узнайте наречия». Учащиеся в группе обсуждают задание и записывают в бланк ответов. Самопроверка по слайду презентации.

Учащиеся должны встать; чтобы увидеть все слова, им нужно повернуть голову, подвигаться, изменить угол и направление взгляда – смена поз, отдых. Потом записать их на листе. Проверка по слайду. Самооценка.










Учащиеся работают по плану, который представлен на слайде презентации. Самооценка.








Учащиеся самостоятельно работают по карточкам
Вставляют пропущенные буквы, объясняют графически орфограммы, расставляют запятые. Учащиеся могут поменять карточку, если считают, что могут сделать более сложную работу или считают, что не смогут справиться с заданием на «4».











Подведение итогов
5 мин

Каждая группа подсчитывает смайлики в своёй копилке. Определяет по шкале свою оценку. По преобладающему цвету смайликов можно оценить, насколько результативной была работа группы, все ли удавалось, были ли затруднения.
Учитель предлагает высказаться 2-3 представителям каждой группы (по желанию): «анализ смайликов в моей копилке».


Домашнее задание

Составить тест по теме «Наречие», или кроссворд, или словарный диктант.
















Заголовок 315