Специальная индивидуальная программа обучения и реабилитации обучающегося надомного обучения, составленная на основании ФГОС НОО.



Рассмотрено: на заседании Педагогического совета ОГКОУ СКОШ №23VIII вида
протокол №_____
от «______»________2014г
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
________________
«___»________2014г
Адаптированная образовательная программа
индивидуального обучения ____________, ученика 3а класса
на 2014-2015уч.г.
Срок реализации программы: 1 год.
Количество часов за год: 272 ч.
Разработчик: Суркова Анжела Анатольевна, учитель высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Актуальность программы.
Проблема индивидуального обучения детей с интеллектуальными нарушениями является актуальной на современном этапе. Актуальным является то, что ребёнок индивидуального обучения должен получать знания, умения и навыки в рамках такой образовательной программы, которая обеспечивала бы возможность самостоятельного труда, самообслуживания.
Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование на личности аномального ребёнка, коррекцию недостатков развития, в конечном счёте, создаёт предпосылки социальной адаптации умственно отсталого ребенка.
Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации умственно отсталых выпускников школ. «Произошла смена приоритетов и в задачах коррекционной школы VIII вида. На первое место выходит задача социальной адаптации умственно отсталого выпускника. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребёнок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического обеспечения».
В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, социальная адаптация выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида становится более сложной, но вместе с тем более значимой.
Практика и специальные исследования указывают на следующие проблемы трудовой, бытовой и психологической адаптации выпускников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Это тенденция к частой смене работы, не всегда объективно обоснованная неудовлетворенность заработком; имеют место трудности в установлении контактов с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной и культурной жизни предприятия. Большие проблемы возникают в связи с неумением правильно распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. У выпускников, живущих с родителями, часто выражены иждивенческие настроения.
Причины затруднения связаны не только с особенностями психофизического развития детей. Определенное значение имеют состояние обучения и воспитания в домашних условиях. Данная программа подчиняется цели социализации учащегося индивидуального обучения.
Статус документа:
Данная программа разработана на основании нормативно-правовых документов: Закона «Об образовании в РФ», приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1 – 4 классы / под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.
При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности учащегося, содержание программы отвечает принципам психолого-педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.
Уровень программы – коррекционно-развивающий.
Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащегося. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляют широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учётом индивидуальных способностей и потребностей учащегося.
Одним из важнейших принципов обучения является принцип расширения социальных связей. Известно, что дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности в приспособлении к окружающему, усвоении общепринятых норм поведения, овладении навыками общения. Несомненно, что расширению социальных связей воспитанников должна способствовать вся коррекционно-воспитательная работа с ними. Цель учебного процесса — сформировать у учащегося индивидуального обучения определенные представления о близких и конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей.
Успешное формирование у учащегося индивидуального обучения адекватных представлений об окружающем во многом определяется умением учителя правильно строить педагогический процесс, используя разные формы и методы обучения. Многочисленными исследованиями доказано, что развитие детей с умеренной умственной отсталостью обеспечивается лишь тогда, когда их обучение строится на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами.
Результативность занятий обеспечивается только при условии тесной связи учителя с родителями учащегося индивидуального обучения.
Сулейманов Ислам, ученик 3а класса в силу своего заболевания нуждается в индивидуальном обучении. Обучение производится по индивидуальной программе.
Ислам осмотрен ОГБОУ ОЦДК «Развитие» протокол №35/18 от 23.05.2014г.
Заключение:
F- 70, ДЦП, левосторонний гемипарез. Врождённый горизонтальный нистагм, частичная атрофия ДЗН. Содружественное сходящееся альтернативное косоглазие. Миопия высокой степени. Сложный дефект.
Рекомендации комиссии: Обучение по программе специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида в классе со сложной структурой дефекта. Психолого-педагогическая коррекция. Занятия с логопедом. Наблюдение психиатром, неврологом, окулистом.
Основание для индивидуального обучения: Справка МСЭ- -------------------- выдана Бюро медико-социальной экспертизы освидетельствования лиц в возрасте до 18 лет. Инвалидность продлена сроком до 19.06.2022 г.
Индивидуальное обучение организовано на основе Письма Министерства народного образования РСФСР от 14.11.88г №17-253-6. При распределении часов на индивидуальное обучение учитываются индивидуальные особенности, психофизиологические возможности _______________, ученика 3 класса. Общее количество часов на индивидуальное обучение – 8 часов в неделю.
Учебным планом предусматривается следующее распределение нагрузки для учащегося, ученика 3 класса индивидуального обучения:
Чтение - 1 час в неделю (34 часа)
Письмо - 1 час в неделю (34часа)
Математика - 1 час в неделю (34часа)
Трудовое обучение - 2 часа в неделю (68часов)
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности - 1час в неделю (34 часа)
Изобразительное искусство- 2 часа в неделю (34 часа)
Всего: 8 часов
Структура документа:
Данная программа имеет следующие разделы:
- пояснительная записка;
- содержание программы
- учебно-тематический план
-мониторинг образовательных областей
-контрольно-измерительные материалы по письму и математике
- учебно-методический комплекс к программе.
Общая характеристика программы:
Рабочая программа индивидуального обучения __________________, ученика 3 класса составлена с учётом психофизиологических особенностей.
Внимание неустойчивое, наблюдается трудность распределения и замедленная переключаемость. Слабость произвольного внимания проявляется в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте. Анализ предметов проводит бессистемно, пропускает ряд важных свойств, вычленяет наиболее заметные части, поэтому затрудняется определить связь между частями предметов. Нарушен синтез- затрудняется составлять представление о предмете в целом. Сравнение происходит по несоотносимым признакам. Процесс осмысленного запоминания затруднен, поскольку воспринятое усваивает недостаточно и плохо логически перерабатывается. Мышление наглядно- действенное, операциями мышления, сравнением и обобщением владеет в слабой степени, критичность мышления отсутствует. Процесс обобщения недоступен. Понимание причинно- следственных связей, установление логических последовательностей недоступно.
Мальчик аутичный, на уроках пассивен, погружен в свои мысли. Очень часто во время уроков встаёт и ходит по классу или лежит на полу на замечания учителя не реагирует. Недоразвита моторика в целом, движения плохокоординированы. Мелкая моторика недоразвита, мальчик с трудом держит ручку. Самостоятельно не может обвести образец учителя, поэтому ребёнку необходима постоянная помощь учителя.
Первоочередная цель программы — формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации ученицы специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащегося и его всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности. Учебный план индивидуального обучения ориентирован на формирование у учащейся знаний и умений, способствующих реабилитации и общему развитию, расширению кругозора, развитию элементарных творческих способностей.
Большое внимание уделяется обогащению словарного запаса учащейся. На всех этапах занятий необходимо следить за полнотой устных ответов, за последовательностью изложения, за правильностью построения фраз.
К окончанию 3 класса ученик индивидуального обучения с легкой степенью умственной отсталости может овладеть умениями и навыками, необходимыми для повседневной жизни, способствующими социальной адаптации и повышению уровня общего развития.
Адаптированная образовательная программа предполагает использование игровых форм обучения, наглядного материала (таблиц, иллюстраций, предметных и тематических картинок).
Первоочередная цель программы — формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации ученика специального (коррекционного) учреждения, повышение уровня общего развития учащегося и его всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности. Учебный план индивидуального обучения ориентирован на формирование у учащегося знаний и умений, способствующих реабилитации и общему развитию, расширению кругозора, развитию элементарных творческих способностей. Большое внимание уделяется обогащению словарного запаса учащегося.
Цель программы:
- формирование и совершенствование практических умений и навыков, необходимых для повседневной жизни, способствующих социальной адаптации, повышению уровня общего развития учащегося индивидуального обучения
В качестве ведущих выделяют следующие задачи обучения:
- реализовать методы интегрирующего обучения, предусматривающие комплексное изучение предметов учебного плана для индивидуального обучения;
- систематизировать, формировать и совершенствовать у учащегося индивидуального обучения необходимые ему навыки общественно полезного и самообслуживающего труда;
- учитывать индивидуальные особенности ребенка, подходить к учащемуся дифференцированно, принимая во внимание не только своеобразие её развития, но и возможности овладения учебным материалом и трудовыми умениями и навыками.
Общесоциальные и коррекционные задачи обучения и воспитания умственно отсталого ребёнка индивидуального обучения определяют организационные методы и формы их решения, которые подчинены дидактическим принципам и способствуют оптимальной адаптации к самостоятельной жизни.
Положительный эффект в воспитании и обучении учащегося может быть достигнут при проведении уроков с использованием следующих принципов:
- воспитывающей и развивающей направленности обучения;
- систематичности и последовательности;
- связи обучения с жизнью;
- коррекции в обучении;
- наглядности;
- сознательности и активности учащихся;
- индивидуального и дифференцированного подхода;
- прочности знаний, умений и навыков.
Методы обучения, применяемые на уроках:
- словесные методы — рассказ, устное изложение материала, объяснение, работа с книгой;
- наглядные методы — демонстрации, экскурсии, самостоятельные наблюдения;
- практические методы — устные и письменные упражнения, практические работы.
Требования к усвоению программы:
Ученик должен знать:
-программный материал индивидуального обучения;
- свое имя, фамилию, имена родителей и близких родственников;
- правила поведения в семье;
-части своего тела и человека, сидящего напротив;
Ученик должен уметь:
- выражать своё желание и просьбу;
- вступать в диалог со взрослыми и детьми;
- культурно вести себя в школе, в лечебном учреждении.
Ученик должен овладеть навыками:
- соблюдать и выполнять элементарные правила поведения дома и в обществе;-
- соблюдать элементарные правила гигиены;
- ухаживать (по возможности) за собой, одеждой, обувью;
Контроль за усвоением знаний, умений и навыков осуществляется учителем посредством мониторинга. Небольшие контрольные работы можно проводить по окончанию каждой четверти с учётом индивидуальных возможностей учащегося.
Уровень усвоения знаний оценивается по пятибалльной отметочной системе.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
3 КЛАСС (34 ч; 1 час в неделю)
1 четверть (8ч)
I. ПОВТОРЕНИЕ.
Большая буква в начале предложения, точка в конце.
Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку.
II. ЗВУКИ И БУКВЫ.
Порядок букв в русской азбуке. Алфавит.
Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных.
Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные. 2 четверть (7ч)
I.ЗВУКИ И БУКВЫ.
Деление слова на слоги.
Перенос части слова при письме. Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
четверть (10ч)
I.ЗВУКИ И БУКВЫ.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши,
ча, ща, чу, щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путём изменения формы слова (гриб-грибы).
Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
II. СЛОВО.
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что?
Умение правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.)
Расширение круга собственных имён: названия городов, сёл, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умение выделять их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?
4 четверть (9ч).
СЛОВО.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?
нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
II. ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
 Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ
И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ».
3 КЛАСС (34 ч; 1 час в неделю)
1 четверть (8ч)
I СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ.
Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов.Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад. Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.
II ОВОЩИ.
Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.
Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.
III ЯГОДЫ.Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.
IV  РАСТЕНИЯ НА КЛУМБАХ.
Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.
V Улица, на которой расположена школа.
Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.
VI ДЕРЕВЬЯ.Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.
2 четверть (7ч)
I СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы.
II  ТРАНСПОРТ.
Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».
III ПОСУДА.
Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение).
IV СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ.Признаки зимы: морозы, иней, снегопады, метели, оттепели.
V ОДЕЖДА.Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).VI ОБУВЬ.Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).
3 четверть (10ч)
Сезонные изменения в природе.
Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Детские игры в разные времена года.Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.   
Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.
Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.
Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.
Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.
Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.
4 четверть (9ч)
Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз).Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши.
Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком.
Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.
Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.     
Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ».
(64 ч; 2 час в неделю)
1 четверть (16ч)
I. РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ).Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей.
Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина.
II.РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ.Окантовка картона полосками бумаги, листом.
Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
III. РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ.Выплавление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным материалом.
Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем.IV. РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ.   
Выполнение упражнений: сломать лучину, расколоть ножом небольшую заготовку вдоль волокон, срезать под углом, зачистить наждачной бумагой.
Изготовление подставок квадратной и прямоугольной формы из фанеры для изделий из природных материалов и макетов.
 Изготовление по образцу флажков и цветов к празднику из бумаги и палочек, обработанных напильником и наждачной бумагой.
Изготовление по образцу плечиков для одежды из круглой палочки и проволоки, колышков из палочек квадратного сечения для комнатных цветов. Выполнение изделий по показу учителя.
2 четверть (14ч)
I. РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ.Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма).
II. РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ.
Упражнения в завинчивании гайки рукой. Сборка по образцу треугольника из трех плоских планок. Выполнение приемов работы ключом и отверткой.
Сборка по образцу квадрата из двух больших скоб 5 и двух планок 5, прямоугольника из двух планок 3 и двух планок 9. Составление из собранных плоских фигур более сложных (домик, машина, паровоз). Разборка собранных изделий.
II. РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ.
Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки 10, грабель из планки 5 (колодка), планки 11 (ручка), трех планок 2 (зубья). Разборка изделий. Слабые учащиеся делают только лопатку.
Сборка по образцу лесенки из двух длинных планок 11 и четырех-пяти скобок. Разборка лесенки. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
Сборка стола по образцу из большой пластины (крышка), малого плато (царга), четырех планок 5 (ножки). Разборка стола. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.Сборка по образцу и техническому рисунку стула из малого плато, двух коротких планок 5 (передние ножки), двух планок 9 и скобы. Разборка. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
III. РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ.
Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации. Изготовление елочных игрушек.
Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.
Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком). Отделка изделий аппликативными украшениями. Работа выполняется по показу учителя.
3 четверть (20ч)
I.РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ.      Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем.      Изготовление обложки для проездного билета.      Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.      Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками.II.РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
    Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.      Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками.      Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.      Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.      Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком).III.РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ      Подготовительные упражнения: вбить гвоздь в древесину мягкой породы, извлечь гвоздь и распрямить, подготовить буравчиком гнездо для шурупа, ввернуть шуруп.      Изготовление по образцу из готовых полуфабрикатов кукольной мебели с применением соединения деталей на гвоздях (стол, стул, кресло, кровать).      Самостоятельное изготовление по образцу из полуфабрикатов несложных игрушек-лопаток, носилок, корабликов.
4 четверть (18ч)
I.РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА)      Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем.II.РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д.
III.РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ      Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола с перекрещенными ножками из большого плато, четырех пластин 11, четырех уголков и двух скоб (средних). Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.      Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорожного знака. Слабые ученики выполняют работу по заделу.      Самостоятельная сборка по образцу и представлению различных видов тележек. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.VI.РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ      Самостоятельное изготовление по образцу и по представлению вагончика, тележки, машины. Слабые учащиеся выполняют изделия по образцу.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО».
(64 ч; 2 час в неделю)

1 четверть (16ч)
Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды» или др.
Рисование узора в полосе из веток с листочками.
Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (например, ветка вишневого дерева). Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картинам об осени (И. Левитан. «Золотая осень», В. Поленов. «Золотая осень»).Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь).
Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3—4 флажка на одном листе).
Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей.Рисование шахматного узора в квадрате.
Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.
2 четверть (14ч)
Рисование геометрического орнамента в квадрате.
Рисование с натуры игрушечного домика.Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма).
Рисование с натуры будильника круглой формы.
Рисование с натуры двухцветного мяча.Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели).Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима», К. Юон. «Русская зима» или др.). Рисование на тему «Нарядная елка».
3 четверть (20ч)
Рисование узора на рукавичке (выкройка вырезается из бумаги — готовая форма). Рисование симметричного узора по образцу.Рисование на тему «Елка зимой в лесу».Рисование с натуры молотка. Рисование с натуры несложного по форме инструмента (например, шпатель, напильник с ручкой, ручные вилы и т. п.). Рисование с натуры теннисной ракетки. Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень» или др. Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта. Рисование по образцу орнамента из квадратов. Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. Рисование с натуры игрушки-вертолета (изготавливается из картона).
4 четверть (18ч)
Рисование узора из растительных форм в полосе.Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи прилетели», Т. Яблонская. «Весна» и др.). Рисование с натуры весенней веточки. Рисование на тему «Деревья весной». Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы).Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют).Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат — готовая форма).Рисование с натуры куста земляники с цветами. Рисование с натуры цветов.Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи. «Березовая роща», А. Пластов. «Сенокос» или др.).СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
3 КЛАСС (34 ч; 1 час в неделю)
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
      Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.      Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.      Чтение про себя простых по содержанию текстов.
ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО  Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.      Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.      Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
      Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.      Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.      Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.      Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.
Примерная тематика
      Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.      Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.
1 четверть (8ч)
I. ЗДРАВСТВУЙ, ШКОЛА!
Важный день. С. Михалков.
«Учись читать!..» Р. Сеф.
Здравствуйте! Т. Чинарёва.
Где право, где лево. В. Берестов.
Что любит Мишка? В. Драгунский.
Кто прав? О. Григорьев.
Петя и его жизнь. По М. Коршунову.
Обобщающий урок на тему: «Здравствуй, школа!»
2 четверть (7ч)
II. ЛЮБИ ВСЁ ЖИВОЕ.
Котёнок. Л. Толстой.
Учёный кот. В. Орлов.
Ребята и утята. М. Пришвин.
Ёж-спаситель. В. Бианки.
Мальчик в лесу. Р. Фраерман.
Пусть будут и соловей и жук. В. Сухомлинский.
Родное. В. Орлов.
3 четверть (10ч)
III. УЧИМСЯ ТРУДИТЬСЯ.
Важные дела. С. Михалков.
Смородинка. По Е. Пермяку.
Телёнок. По О. Донченко.
Какого цвета ремёсла? Дж. Родари.
Чем пахнут ремёсла? Дж. Родари.
Колосок. Украинская сказка.
IV. СЛАВНАЯ ОСЕНЬ.
Осень. Е. Трутнева.
Улетают журавли. И. Соколов-Микитов.
Грибы. В. Катаев.
В лес по грибы. А. Прокофьев.
4 четверть (9ч)
V. ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО.
Удивительная верёвка.
Уехали. А. Барто.
Вот такая история. К. Киршина.
Что сказала бы мама? Л. Воронкова.
Кем быть и кем не быть? По Я. Пинясову.
Огурцы. По Н. Носову.
Волшебное слово. В. Осеева.
Бумажный змей. Е. Пермяк.
Как же так получилось? А. Котовщикова.
Обобщающий урок на тему: «Что такое хорошо».
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«МАТЕМАТИКА».
3 КЛАСС (34 ч; 1 час в неделю)
1 четверть (8ч)
Нумерация. Сложение и вычитание без перехода через десяток (повторение).
Контрольная работа №1. Тема «Нумерация (повторение)». Работа над ошибками.
Нуль в качестве компонента сложения и вычитания. Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного.
Решение примеров на сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток с подробной записью.
Сложение. Прибавление чисел 9,8,7, 6, 5, 4, 3, 2.
Вычитание. Вычитание числа 9,8,7, 6, 5, 4, 3, 2.
Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания.
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения. Знак умножения (x). Запись и чтение действия умножения. Название компонентов и результата умножения в речи учителя.
Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления (:). Чтение действия деления.
Таблица деления на 2. Название компонентов и результата деления в речи учителя. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
Таблица умножения числа 3,4 в пределах 20.
Таблица деления на 3,4 равных части в пределах 20.Таблица умножения чисел 5, 6 в пределах 20.
Таблица деления на 5, на 6 равных частей в пределах 20. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного.
Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.
2 четверть (7ч)
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения. Знак умножения (x). Запись и чтение действия умножения. Название компонентов и результата умножения в речи учителя.
Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления (:). Чтение действия деления.
Таблица деления на 2. Название компонентов и результата деления в речи учителя. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
Таблица умножения числа 3,4 в пределах 20.
Таблица деления на 3,4 равных части в пределах 20.Таблица умножения чисел 5, 6 в пределах 20.
Таблица деления на 5, на 6 равных частей в пределах 20. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного.
Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.
3 четверть (10ч)
Получение ряда круглых десятков. Сложение и вычитание круглых десятков.
Понятие разряда. Разрядная таблица
Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы.
Числовой ряд 1-100. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа чётные и нечётные.
Единица (мера) длины метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см.
Единицы (меры) времени минута, месяц, год. Обозначение: 1 мин., 1 мес., 1 год. Соотношения: 1час = 60 мин., 1 сут. = 24 ч., 1 мес.= 30 или 31 сут., 1 год.= 12 мес.
Порядок месяцев. Календарь.
Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус.
Построение окружности с помощью циркуля.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд.
4 четверть (9ч)
Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд.
Числа, полученные при счёте и при измерении одной, двумя мерами.
Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию).
Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания, умножения, деления.
Пересечение линий. Точка пересечения.
Четырехугольник. Прямоугольник и квадрат.