Доклад на семинар Преемственность психолого — педагогического сопровождения ребенка как условие его успешности


Преемственность психолого – педагогического сопровождения детей дошкольного возраста,
как условие его успешности
Автор: Стародубцева Н.В.
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе.
Цель преемственности психолого – педагогического сопровождения детей: реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного, основного общего образования, обеспечение преемственности образовательных программ.
Задачи непрерывного образования:
на дошкольной ступени:
обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста);
приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
на ступени начальной и средней школы:
готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др);
желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности:
совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализации процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания;
осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.
Но практика преемственности между семьей, дошкольным учреждением и школой ещё не достигла уровня, когда ребёнок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Зачастую такой процесс чувствителен и болезненен для участников, в первую очередь, для самого ребенка. Об этом свидетельствует ежегодное ухудшение физического и психологического здоровья первоклассников: в школах до 70 % детей с симптомами дезадаптации.
Проблемы непрерывного образования:
Автономность подсистем образовательно-воспитательной системы, то есть сохранение дискретного характера отдельных ступеней образования. Формирование и развитие образования в каждом звене осуществляется без опоры на предшествующее образование и без учета дальнейших перспектив.
Разрыв между конечными целями и требованиями при обучении отдельным предметам на различных этапах образовательного процесса. Несогласованность между "входными" и "выходными" требованиями детского сада и школы.
Необеспеченность учебного процесса в системах преемственного образования учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями, несовершенство существующих учебных пособий и их несоответствие новым целям и требованиям обучения.
Несовершенство существующих систем диагностики при переходе учащихся с одного образовательного уровня на другой.
Отсутствие системности при отборе содержания обучения и организации учебного материала по ступеням.
Слабая управленческая и организационная преемственность, т.е. трудности в общем руководстве всем процессом воспитания, обучения и развития учащихся в обеих подсистемах комплекса "детский сад- школа".
Неполное соблюдение психологической преемственности (необходимость в специалистах, умеющих работать с детьми 3-10 лет, сочетающих профессиональный потенциал воспитателей и учителей начальных классов).
Отсутствие единых программ воспитания и обучения.
Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования.
Преемственность образовательного процесса:
Целевая - согласованность целей и задач воспитания и обучения на отдельных ступенях развития.
Цель дошкольного образования: Общее развитие ребенка, задаваемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства, как самоценного периода жизни человека.
Цель начального образования: Продолжить общее развитие детей с учетом возрастных возможностей, специфики школьной жизни, наряду с освоением важнейших учебных навыков, в чтении , письме, математике и становлением учебной деятельности (мотивации, способов и типов общения)
Содержательная - обеспечение "сквозных" линий в содержании, повторений, пропедевтика, разработка единых курсов изучения отдельных программ.
Создание на каждом этапе базы для последующего изучения учебного материала на более высоком уровне за счет расширения и углубления тематики, путем обеспечения "сквозных" линий, использование принципа концентричности в организации содержания учебных программ и межпредметных связей.
Содержательная преемственность обеспечивается через федеральный компонент программы: программа школы и типовая программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста, парциальные программы - единые.
Технологическая - преемственность форм, средств, приемов и методов воспитания и обучения.
Создание новых методик, технологий и средств обучения, разработка общих подходов к организации учебно-воспитательного процесса в подготовительной группе детского сада и начальном звене, при которой обучение дошкольников осуществляется на основе специфических для этого возраста видов деятельности: отказ в д/саду от учебно-дисциплинарной модели и переход к личностно-ориентированному обучению. Обучение в школе: учебно-воспитательный процесс должен быть насыщен игровыми приемами, драматизацией, различными видами предметно- практической деятельности, то есть руководство деятельностью первоклассников должно осуществляться с использованием методов и приемов дошкольного воспитания.
Взаимодействие применяемых на разных ступенях образовательной лестницы средств, форм, методов обучения характеризует требования, предъявляемые к знаниям, умениям, навыкам учащихся на каждом этапе обучения.
Психологическая - совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в детском саду и школе с учетом общих возрастных особенностей:
учет возрастных особенностей
снятие психологических трудностей,
адаптация переходных периодов,
обеспечение достаточной двигательной активностью;
общение в формах неурочного типа с опорой на диалоговое взаимодействие;
обучение на интегративной основе, связь знаний с повседневной жизнью;
использование методов, активизирующих мышление, воображение, поощрение инициативности учащихся, их активности на занятиях.
снятие психологических трудностей адаптационных переходных периодов.
5. Управленческая и структурно-организационная - наличие общего руководства, жесткая структура комплекса.
6. Административная - хорошо отработанная нормативно-правовая база: Устав, локальные акты, четкое распределение обязанностей между администрацией, общее финансирование, база данных на детей и сотрудников.
Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования:
Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми.
Предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности партнера, средств и пр.;
Ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
Создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранение его индивидуальности;
Формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка, опора на игру при формировании учебной деятельности;
Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей, готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных норм активности.
Основания для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования:
Состояние здоровья и физическое развитие детей.
Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
Умственные и нравственные способности учащихся.
Сформированность их творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития.
Развитие коммуникативности, то есть умения общаться с взрослыми и детьми.
Известно, что важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами конкретного дошкольного учреждения и конкретной школы. Как показывает опыт, чтобы обеспечить постепенное вхождение дошкольников в школьную жизнь, педагогам детского сада, учителям школы и родителям нужно:
- выработать общие взгляды на ребенка и его вхождение в школьную жизнь, организацию его подготовки к школьному обучению в детском саду, дома и будущей школе;
- согласовать взаимодополняющие действия без дублирования друг друга;
- найти общий язык, на котором могут говорить о ребенке – будущем первокласснике – все заинтересованные участники преемственной цепочки.
Характеристика этапов психолого-педагогического сопровождения ребенка:
1 этап - поступление ребенка в детский сад:
учет и постановка детей в детский сад,
медицинское обследование,
адаптационный период ребенка при поступлении в детский сад,
педагогическая и психологическая диагностика при поступлении ребенка в детский сад.
2 этап: подготовка ребенка к обучению:
Методическая работа:
проведение общих метод. объединений, педагогических советов воспитателей и учителей начальных классов по проблемным вопросам воспитания и обучения детей,
проведение открытых уроков и занятий,
участие педагогов (воспитателей) в творческих группах,
разработка "сквозных" программ по трудовому, эстетическому, экологическому воспитанию,
ведение диагностических карт на каждого ребенка с целью дальнейшего отслеживания роста и развития детей,
выявление наиболее острых проблемных вопросов при обучении детей в начальной школе и среднем звене (школьная незрелость, дезатаптация первоклассников в школе, % неуспевающих),
На втором этапе, самом длительном, с детьми задействованы воспитатели, учителя, психолог, медицинская сестра, организатор по воспитательной работе, учителя отдельных предметов.
3 этап - плавный переход из детского сада в школу:
педагогическая и психологическая диагностика детей, характеристики на детей, адаптация первоклассников в школе. Заполнение диагностических карт на каждого ребенка,
заседание психолого-педагогического консилиума по приему в первый класс,
дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям,
проведение общих родительских собраний, консультаций, бесед с психологом.
Ожидаемые результаты:
целостный педагогический процесс
реализация единой линии развития ребенка
Таким образом, преемственность психолого – педагогического сопровождения ребенка как условие его успешности предполагает целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный от дошкольного воспитания к школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания (В.Я.Лыкова, Смоленск, 1999 г.).
В нашем деском саду проводится работа по преемственности психолого – педагогического сопровождения ребенка.
Примерный план работы
по преемственности детского сада «Теремок» и школы № 7
Название Вид работы Ответственные
1. Опрос родителей выпускников по выбору школ и учебных программ Аналитическая
Воспитатели
2. Курирование выпускников ДОУ в школе (беседы с учителями) Взаимодействие
Воспитатели
3. Оформление уголка для игр в школу в подготовительной группе Организационная Воспитатели, зам.зав.по ВМР
4. Семинар «Готовность ребенка к школьному обучению»
Просвещение
Учителя нач. классов, воспитатели, завуч. нач. школы
5. Родительское собрание «Портрет будущего первоклассника»
Просвещение Воспитатели,
Учителя, психолог
6. Дни открытых дверей
Воспитатели, учителя
Семинары – практикумы (круглые столы) «Обмен опытом. Анализ и обсуждение уроков в школе и занятий в детском саду».
Взаимодействие Воспитатели, учителя, завуч нач.школы, зам.зав. по ВМР
Выставка подборки книг о школе Просвещение Воспитатели
Консультации родителям «Что важно вашим первоклассникам?» Просвещение Воспитатели
Оформление карт здоровья на каждого ребенка – выпускника детского сада Работа с документами Мед. работник детского сада
Диагностика психологической готовности к школе Диагностика Школьный психолог
«Психологическая готовность детей к школе» (семинар)
Просвещение Психолог, воспитатели, учителя
Родительское собрание «Психологическая готовность детей к школе»
Просвещение Психолог, воспитатели, учителя, родители
Дни открытых дверей в школе (для родителей и детей) Просвещение Учителя
Выпускной бал Просвещение Воспитатели, родители, муз.работник
Анализ работы по преемственности учебно-воспитательного процесса в детском саду и школе Аналитическая Учителя, воспитатели, психолог, завуч нач.школы, зам.зав. по ВМР
Практические занятия «Основы безопасности жизни» (с детьми) Просвещение Воспитатели
Как видно из таблицы, весь год идет тесная взаимосвязь между всеми участниками образовательного процесса. Но основную и важную нишу конечно же занимают родители. Поэтому очень важно вовлекать родителей как в жизнь детского сада, проводя родительские собрания, семинары, консультации, так и в жизнь школы: дни открытых дверей, семинары, проводимые учителями и психологом школы.
Можно предложить родителям сделать такое упражнение: дается ряд факторов успешной подготовки и адаптации ребенка к школе, которые необходимо пронумеровать в порядке важности для родителей.
Физическое здоровье.
Развитый интеллект.
Умение общаться со сверстниками и взрослыми.
Выносливость и работоспособность.
Умение читать и считать.
Аккуратность и дисциплинированность.
Хорошая память и внимание.
Инициатива, воля и способность действовать самостоятельно.
Необходимо обратить внимание, какие факторы получили приоритет, обсудить, насколько он оправдан в свободной дискуссии с родителями. После чего, можно познакомить родителей со значимыми характеристиками психологической готовности ребенка к школе, в виде консультации, семинара и т.д.:
- желание учиться,
- способность управлять своим поведением;
- способность управлять своими интеллектуальными процессами.
В настоящее время родителям предлагается большое количество книг и тетрадей, предназначенных для тренировки у детей разнообразных навыков, необходимых в школе. Нами в детском саду проводится очень много таких различных заданий и предлагается поиграть в некоторые из них родителям. Например:
Игра «Солдатики» (по приказу командира – взрослого солдатик – ребенок поворачивается налево/направо, поднимает левую (правую) руку.)
Упражнение «Зеркало» (изображение действий в зеркальном отражении).
Задание «Разложи картинки» (разложить по порядку картинки, связанные одним сюжетом и придумать о них связный рассказ).
Игра «Холодно – горячо».
Задание «Поиск клада» (по карте или по плану).
Упражнения на развитие мелкой моторики рук: постановка руки, штриховка, раскраска, вырезание по контуру, работа с мелкой мозаикой, конструктором, пальчиковые гимнастики и т.д.
Кроме того, в подготовительной группе проводится огромное количество различных сюжетно-ролевых игр, подготавливающих детей к школе. Кроме игр в детском саду проводятся различные занятия (Ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, Развитие речи, Физкультура, Музыка, Аппликация, Лепка, Рисование), которые направлены на всестороннее развитие ребенка, в том числе и подготовке ребенка к школе. Очень часто воспитатели подготовительных групп в свободной деятельности повторяют и закрепляют знания детей об окружающем мире, используя различные игровые задания, дидактические игры («Найди лишнее», «Назови одним словом», «Назови что покажу», «Кто, где живет», «Скажи наоборот», «Отгадай сказку», «Море волнуется», «Закончите предложение» и т.д.)
Кроме того, узкими специалистами: инструктором по физ.воспитанию проводятся спортивные праздники, где дети учатся работать в команде, музыкальным руководителем проводятся различные инсценировки сказок, где дети учатся играть различные социальные роли, быть актерами и не бояться выступать перед аудиторией.
И еще у нас сложился положительный опыт: дети, идущие в школу одной группой в один класс, привыкают к школьной жизни намного быстрее, минимально чувствуя адаптацию к школьной жизни.
Ребенок – младший школьник будет настолько успешен, насколько была успешна преемственность психолого – педагогического сопровождения ребенка, то есть насколько успешно была достигнута ведущая цель подготовки к школе: формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.