Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме Религия древних греков


Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Автор разработки: Паршин А.А., учитель истории и обществознания

Предмет_______история____________________________________________________________________________________________
Класс _________5_________________________________________________________________________________________________
Тема урока _Религия древних греков
Тип урока__урок усвоения новых знаний_______________________________________________________________________________
Планируемые результаты обучения:
личностные: проявление понимания, интереса и уважения к ценностям культур других народов; умение анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии; готовность вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания
предметные: характеризуют верования древних греков; объясняют роль религии в древнегреческом обществе; выступают с сообщениями о древнегреческих богах и богинях; производят анализ и сравнение религии греков с религиями других народов Древнего Востока
метапредметные: владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях
Техники и технологии: технология критического мышления, проблемно-поисковый метод
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ): Учебник. Карты: «Древние государства мира», «Древняя Греция». Презентация «Религия древних греков». Электронное приложение к учебнику. Рабочая тетрадь №2

Этапы урока (время)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Формы оценивания




Личностные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:





I.Организационный момент
Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место
Готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников.
Быстрое включение в деловой ритм





·
·. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы
1.Какое значение имеют поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"? Какие события отразил в своих поэмах древнегреческий поэт Гомер? Какую достоверную информацию мы можем получить из содержания этих поэм на примере любого отрывка из этих поэм? Что ценили в людях древние греки? Сделайте вывод.
2. Учитель даёт задание
а) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 9 (с. 8).
б) Прочитайте отрывки из поэмы и ответьте на вопросы. Определите, из каких литературных произведений приведены эти отрывки. Расскажите об одном из описанных здесь эпизодов. Что можно узнать из этих отрывков о жизни греков в это время?
3. Учитель работает с классом.
а)Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 14 (с. 12).
б)Решите задачу.
Почему поэмы Гомера были сложены гораздо позже Троянской войны? Было ли что-нибудь подобное в русской истории и литературе?
1.В поэмах «Илиада» и «Одиссея» древнегреческий поэт Гомер рассказывает о Троянской войне и об одном уцелевшем в ней герое - Одиссее. В произведениях много вымышленного, но и некоторую достоверную информацию можно получить. Например, читая фантастические истории, происходившие с Одиссеем, мы понимаем, что греки ценили в людях смелость, ум, способность не сдаваться перед трудностями жизни, целеустремленность и любовь к своим близким. Таким образом, произведения Гомера имеют большое значение и как литературные произведения, и как исторические источники о жизни древних греков.
2.Учащиеся отвечают на вопросы.
3.Ответ учащихся: (Русские былины о богатырях были сложены в XV-XVI вв., когда Россия стала великой державой, хотя герои былин жили в XI-XIII вв. Разница во времени их создания почти такая же, как между Троянской войной и поэмами Гомера.)

самоопределение

формулируют учебную задачу вместе с учителем

Излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии. Планирование учебного сотрудничества вместе с учителем и сверстниками
Осуществляют анализ, сравнение, строят логическую цепь рассуждений.
Анализируют(выделяют главное).
Определяют понятия.
Ставят проблему.

Беседа

II
·. Переход к изучению новой темы
1.Учитель беседует с учащимися.
Дайте определение понятию «религия».
Почему появляются религиозные верования?
2. Рассказ учителя.
Читая поэмы Гомера, мы убедились, что в содержании их встречаются названия различных древнегреческих богов, которые либо помогают, либо, наоборот, не помогают героям его произведений. Сегодня на уроке мы познакомимся с разными греческими богами.
Ознакомимся с мифами о древнегреческих богах.

1. Ответ учащихся: (Религия - это вера человека в сверхъестественное.) (Потому, что человек не мог объяснить явления природы.)
2.Учащиеся слушают учителя, задают вопросы.

Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки, формирование толерантного отношения к истории другого народа, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание.

Владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной и речи, в уме.

Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества и умение слушать собеседника

Применяют методы информационного поиска. В том числе с помощью компьютерных средств: используют знаково – символические средства
Работа с картой, сообщения, беседа по вопросам

IV. Изучение новой темы

1.Учитель даёт план.
1)Боги Греции.
2)Миф о Деметре, Дионисе, Прометее.
На доске: тема урока, новые слова: гора Олимп, боги: Зевс, Аид, Деметра, Дионис, Гефест, Цербер - пес с тремя головами и змеиным хвостом
3.Рассказ учителя.(Презентация)
Греки верили, что главные боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горы Олимп. Главным богом у греков был Зевс, это был бог дождя, грома и молний. Его изображали могучим мужчиной средних лет. Он господствовал на небе. Взмахнет Зевс рукой - удары грома раскатываются по небу, сверкнет молния - и хлынут потоки дождя. Один раз в четыре года в Олимпии устраивали Олимпийские игры в честь бога Зевса. По преданию, именно в Олимпии Зевс одержал победу над своим отцом Кроном.
Крону сказали о том, что его дети отнимут у него власть. Тогда он решил съесть своих детей, рожденных от Реи. Однажды, когда родился Зевс, Рея решила подсунуть ему камень, завернутый в пеленку. Так и получилось, что Зевс остался жить, и когда он вырос - победил своего отца.
4.Учитель беседует с классом.
Какие боги были покровителями некоторых занятий древних греков?
Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в религии египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря? Почему древние греки изображали своих богов в виде людей? Какой народ в отличие от древних греков верил только в одного бога, создавшего весь мир?
1.Учащиеся работают с иллюстрацией «Боги и богини Греции», с. 133 Вигасина.
2. Заполнение таблицы в ходе изучения материала (в тетрадях).
Имена богов
Какие силы природы они отражали
Покровителями каких занятий они считались






3.Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать миф о Деметре и Персефоне, миф о Прометее,
с. 134-135 Вигасина.
4.Ответы учащихся: (Гефест - покровитель кузнечного дела, Деметра - покровительница земледелия, Дионис - покровитель виноделия...)
(Это связано с разными природными климатическими условиями, в которых жили греки и египтяне. В Египте почти не бывает дождей, Средиземное море не играло в их жизни большой роли. В Греции же нет реки, подобной Нилу, от которой зависела бы вся хозяйственная жизнь страны.) (Они верили в силу человека.)
(Евреи.)


Вырабатывать свои мировоззренческие позиции
Контроль, оценка, коррекция владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в письменной речи.

Рассказывают, удерживая логику повествования, описывают объект: передают его внешние характеристики
Логические – анализ объектов с целью выделения признаков;
Общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Работа с таблицей.Рассказ

V. Закрепление знаний
1.Учитель беседует с классом. Никто не верит теперь, что на вершине Олимпа живут боги. От веры в олимпийских богов остались только легенды
и мифы. Однако ученые и мы с вами изучаем мифы древних греков. Почему древние греки верили в существование олимпийских богов? Почему сейчас люди не верят в них? Объясните, почему ученые изучают легенды и мифы?
1.Ответы учащихся: (Они не могли объяснить явления природы, от которых зависела порой их жизнь...)
(Потому что наука может объяснить многие сложные явления, происходящие в природе.) (Это исторический источник, он позволяет представить мир, в котором жили древние греки.)


Аргументированно оценивать свои и чужие поступки
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися;
Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата .

рассказывают, удерживая логику повествования, описывают объект: передают его внешние характеристики
осуществляют сравнение

беседа по вопросам

VI. Рефлексивный
Учитель организует рефлексию, побуждая детей высказывать свое мнение, задавать вопросы и организует взаимооценивание.
Систематизируют полученную информацию. Строят высказывания. Оценивают работу одноклассников и свою.
Смыслообразование
Выдвигают версии
Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

Рефлексия

Беседа

VII. Этап домашнее задание
Комментирует задание
Воспринимают задание, уточняют
Оценивают свои эмоции
Принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.
Корректируют своё мнение
Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
§ 28, вопросы в учебнике после § задания в рабочей тетради, контурной карте.

























Ресурсный материал к уроку
Карточки
Задание: Заполните таблицу
Имя бога
Какие силы природы они отражали
Чему покровительствовали

Зевс



Деметра



Гера



Афина



Афродита



Дионис



Артемида



Гефест



Аполлон



Арес



Гермес





Тест
По мнению греков,
1 Боги обитали:
На холмах
На горе Олимп
На небесах
2 Богом моря был:
Дионис
Аполлон
Посейдон
3. Выращивать пшеницу людей научила богиня:
Деметра
Гера
Афродита
4 Покровителем торговли считался бог:
Дионис
Гермес
Гефест

1. Кто считался самым могущественным из богов Олимпа?
1) Марс; 2) Посейдон; 3) Аид; 4) Зевс.
2. Покровителем чего считался Дионис?
1) Путешествия и почты; 2) театра, веселья и виноделия; 3) музыкантов и поэтов; 4) воинской доблести и мужества.
3. Кто из греческих богов подарил людям огонь?
1) Персефона; 2) Перикл; 3) Прометей; 4) Патрокл.
4. Морская богиня, мать героя Троянской войны Ахиллеса:
1) Фетида; 2) Афина; 3) Деметра; 4) Артемида.
5. На вершине какой горы, расположенной на территории Греции, по убеждению греков, жили боги?
1) Эльбрус; 2) Казбек; 3) Олимп; 4) Арарат.
6. Как звали чудовищного свирепого пса с тремя головами и змеиным хвостом, охранявшего вход в царство Аида?
1) Харибда; 2) Циклоп; 3) Цербер; 4) Сцилла.
7. Назовите вестника богов:
1) Дионис; 2) Гефест; 3) Гермес; 4) Арес.
8. Как звали сына Зевса, великого героя, совершившего двенадцать удивительных подвигов?
1) Гермес; 2) Атлант; 3) Прометей; 4) Геракл.

15