Салтыков — Щедрин Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛНЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "Бакчарский учебный центр профессиональных квалификаций"







М.Е. Салтыков-Щедрин
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».









Разработала урок:
преподаватель русского языка
и литературы Долгополова И.А.


















Бакчар

2016 год
Слайд № 1.
Тема: М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». 
Цели урока:
краткое знакомство с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина;
показ особенностей жанра сказки в творчестве писателя, сатирический пафос сказок;
совершенствование навыка анализа текста.
Задачи:
Образовательные:
Обличение обывательщины, паразитизма, трусости, невежества, произвола и пустословия в сказках;
углубление понятий об условности в искусстве; о сатире.
Развивающие:
Формирование умения кратко высказывать мысль и ее доказывать;
сравнивать и анализировать тексты; находить «ключевое» слово;
уметь работать в группах.
Воспитательные:
Формирование общечеловеческих нравственных качеств на примере сказок писателя;
чувства патриотизма и любви к Родине.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок - лекция с элементами эвристической беседы.
Технологии, методы обучения, формы организации познавательной деятельности:
Элементы технологии дифференцированного обучения.
Информационные технологии.
Репродуктивный метод.
Частично – поисковый метод.
Активные методы обучения (шапка вопросов).
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, беседа.
Термины урока: сатира, юмор, гипербола, сарказм, ирония, гротеск, аллегория, зачин, эпитет, фантастика, эзопов язык.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, мультфильм «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», текст сказки, небольшая книжная выставка произведений Салтыкова – Щедрина.

Ход  урока. 
I. Слово учителя
Слайд № 2
Писательство в России XIX века не было профессией. Многие из литераторов служили. Знаете ли вы, чем запомнился в Вятке (нынешнем Кирове) чиновник губернского правления Салтыков? Тем, что никогда не брал взяток, чем существенно отличался от большинства чиновников.
По приезде в Вятку он не был еще известным писателем-сатириком. Он был молодым чиновником, которого отправили в ссылку за опубликованную им повесть «Запутанное дело», т.к. цензура обнаружила в ней «опасное направление мыслей».
Но для Салтыкова это было только началом истории. Ведь впереди будут слава, работа в журнале «Отечественные записки», романы, драмы, очерки и знаменитые сказки.
Слайд № 3, 4
Салтыков-Щедрин вырос в помещичьей среде, с детства наблюдал жизнь крепостных, видел, как крепостное право морально уродует людей, понимал жестокую несправедливость такого устройства. В семье будущего писателя пеклись лишь о достатке и карьере.
Вообще, персонажи его детства - мать, тетки, - стали прототипами его произведений.  
Слайд № 5
Что же это были за люди? Отец Евграф Васильевич Салтыков - был отпрыском старинного, но небогатого дворянского рода. Семья постепенно беднела, и, чтобы поправить материальное положение, сорокапятилетнему Евграфу Васильевичу была найдена невеста - пятнадцатилетняя Ольга Михайловна Забелина, дочь состоятельного московского купца. Брак был неравным и несчастливым.
 Но подчиненное по отношению к мужу и его сестрам положение Ольги Михайловны прошло вместе с ее молодостью. Очень скоро она стала очень умелой и властной хозяйкой огромного имения, которое благодаря ее усилиям перестало разоряться и даже расширилось.

Слайд № 6
Колоритная фигура матери, ее хозяйственность, расчетливость до прижимистости, властность и хитрость в отношениях с окружающими отразились во многих произведениях писателя.
Мать, несмотря на властность и жесткость по отношению к сыну, очень любила его и дала ему отличное домашнее образование. К шести годам Михаил легко общался на французском и немецком языках, быстро учился писать по-русски.
Слайд № 7, 8
С Царскосельским лицеем, где шесть лет учился Салтыков-Щедрин, связаны его первые литературные опыты. В Лицее на каждом курсе объявлялся очередной продолжатель Пушкина. В своем классе им стал Салтыков. По окончании Лицея молодой человек сотрудничает с «Современником», «Отечественными записками»: пишет рецензии, стихи. Он решает стать литератором, но после публикации первой повести Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку.
Слайд № 9, 10
Через 15 лет, уже после ссылки, Щедрин служит вице-губернатором в Рязани, а потом в Твери, где он активно содействовал продвижению крестьянской реформы. Он заявил хозяевам губернии: «Я не дам в обиду мужика! Будет с него, господа, ... Очень слишком даже будет!» Он возбуждает несколько уголовных дел по фактам жестокого обращения с крестьянами. Его боятся местные помещики.
Слайд № 11 
 В 1862 г. он оставляет службу и переезжает в Петербург, чтобы полностью отдаться литературному и журналистскому делу. Он печатает романы, повести, сказки. О сказках мы и поговорим подобнее.   
 
Приступая к изучению сказок Салтыкова-Щедрина, мы должны быть вооружены некоторыми теоретическими знаниями: вспомним литературоведческие термины, сатирические приемы.
Слайд № 12

Слайд №13


Слайд №14


II. Новый материал
Учитель:
Слайд № 15  
     Итак, повторю: творчество С-Щ чрезвычайно разнообразно: это романы и драмы, очерки и рассказы, и, конечно же, сказки. Причем заголовок сказок многозначителен – для детей изрядного возраста. Изрядного, т.е. большого, не для маленьких детей. И сам писатель определяет возраст – от 7 до 70 лет. С-Щ мечтал, чтобы книжки вышли недорогой маленькой брошюркой по 3 копейки и были доступны каждому читателю, но цензура запретила это издание.

Слайд № 16    
   Сказки открываются «Повестью, как ». Интересно, сборник сказок, а начинается повестью. Казалось бы, при чем тут повесть? На самом деле, можно почувствовать, что сказка претендует на большую масштабность конфликта, более свойственную для повести, где в отличии от сказки, воспроизводится естественное течение жизни, в сюжете нет интриги, все крутится вокруг одного главного героя, образ которого раскрывается в ряде эпизодов.
В сказках С-Щ мы встречаем много фольклорных элементов: это сказочные концовки, зачины, использование пословиц, поговорок, прибауток. Вот как об этом пишет сам С-Щ: «...ежели в писаниях моих и обретается что-либо неясное, то никак уж не мысль, а разве только манера. Но и на это я могу сказать в свое оправдание следующее: моя манера писать есть манера рабья. Она состоит в том, что писатель, берясь за перо, не столько озабочен предметом предстоящей работы, сколько обдумыванием способов проведения его в среду читателей. Еще древний Эзоп занимался таким обдумыванием, а за ним и множество других шло по его следам...».
По следам древнегреческого баснописца идет С-Щ, ведь это с именем Эзопа связано понятие эзопова языка, обозначающее язык иносказания, ориентированное на реальные факты и события. Именно используя иносказание С-Щ создает свои сказки. Казалось бы - «в неведомом царстве, в 3/9 государстве..., а на самом деле речь идет о современной писателю действительности.
В чем своеобразие языка щедринской сказки? В том, что писатель специально использует «языковой винегрет» с целью разоблачить глупость, невежество, тупость своих героев.
При работе с произведением подумайте:
Что же хотел нам сказать автор?
О чем он хотел предупредить?
О каких чувствах вызванных событиями, он хотел поведать?

Слайд № 17      
А сейчас мы просмотрим одноименный мультфильм, созданный к 140-летию со дня рождения С-Щ.
Ш. Просмотр мультфильма «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
 
IV. Анализ сказки «Повесть».
- Где начинается действие произведения? (В Петербурге, улица Подьяческая; подьячий – на Руси XVI-начала XVIII века помощник Дьяка, канцелярист. Дьяк – должностное лицо в государственных учреждениях.
- Почему так названа улица? (расположено много канцелярских учреждений).
- Кто герои произведения? (два генерала).
- Кто такой генерал? (Генерал – высокий военный чин).
- Что мы узнаем о них в начале произведения? (работа с текстом).
- Как такие легкомысленные, малообразованные люди дослужились до генералов?
(Раньше, когда в дворянской семье рождался сын, его с рождения записывали в какой-нибудь полк рядовым. В то время на Руси существовал “Табель о рангах”, поэтому через какое-то время ему присваивался следующий чин. Рос ребенок, рос чин.).
- Где завязка в произведении? (Генералы попадают на необитаемый остров).
- Какой остров считается необитаемым? (где нет людей) .
- Как ведут себя генералы, оказавшиеся на необитаемом острове? (найти в тексте).
- Найдите в тексте моменты, где речь идет о сне? (сновидение, сон, ночные рубашки)
- Что такое сон? (Сон – пограничное состояние между жизнью и смертью).
Генералы пытаются уйти ото реальной жизни – уснуть. Не получается.
- Почему? - О чем они думают?
Мысли о еде (поэтому упоминаются кухарки – в этом вся их жизнь)
- Для чего упоминается газета “Московские ведомости”?
- О чем пишут в газете? (Докажите текстом).
- Какой выход находят генералы из создавшегося положения? (Найти мужика, текст).
- Кто такой мужик? (зависимый крестьянин).
- Что начинает делать мужик, когда его находят генералы? (работает на генералов, с ним тепло и уютно, он их одеяло).
- Где кульминация произведения? (нашли мужика).
- Где развязка? (возвращение в Петербург).
- Определите тип композиции? (кольцевая).
- Почему мы относим эту сказку к сатирическим произведениям? (генералы – паразиты, привыкшие жить чужим трудом)
- Выжили бы они без мужика? (нет)
- В Петербурге они жили своим трудом? (нет)
- В чем географическая особенность Петербурга? (город на островах)
Генералы всегда жили на острове. И в Петербурге они ведут паразитический образ жизни, а, очутившись на необитаемом острове, без прислуги, обнаружили повадки голодных, диких зверей, готовых сожрать друг друга. Только появление мужика спасло их от окончательного озверения.
Наряду с сатирическим обличением дворянства с чувством скорби и грустной иронией изобразил Салтыков-Щедрин рабское поведение мужика.
- Какими приемами сатиры пользуется автор?
Приемы сатиры
- Аллегория – иносказательное выражение чего-нибудь отвлеченного в конкретном образе.
(Генерал не может сорвать яблока с дерева)
- Гипербола – преувеличение.
(Пища в том самом виде родится, в каком ее к столу подают.)
- Фантастика – заснули – попали на необитаемый остров.
- Гротеск – сочетание в фантастической форме ужасного и смешного, безобразного и возвышенного.
(сцена остервенения генералов).

V. 1. Закрепление пройденного материала (работа по вопросам)
Слайд № 18     

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Слайд № 19     


Слайд № 20








Слайд № 21    


Слайд № 22     



Слайд № 23
      2. Применеие активных методов обучения: прием «Шапка вопросов».
ШАПКИ (вопросы):
ПЕРВАЯ:
Что готов был съесть один из генералов?
На какой улице жили генералы?
Какую газету нашли генералы?
Город, где служили генералы?
Как отблагодарили мужика генералы?

Вторая:
Я считаю, что используя бесхитростный приём традиционной сказочной фантастики (необитаемый остров как место действия) , Щедрин убедительно показывает, что источником не только материального благополучия, но и дворянской культуры является труд мужика. А как думаешь ты? Свое мнение нужно обосновать.

Я считаю, что у Салтыкова-Щедрина предметом сатиры стали не отдельные события и не частные лица, занятые в них, а вся жизнь государства сверху донизу, от сущности царского самодержавия до бессловесного народа. Основная идея сказки в том, что причина народных бедствий не только в злоупотреблении властью, но и в самом характере народа. А как думаешь ты? Свое мнение нужно обосновать.

Я считаю, что в сказке Салтыкова-Щедрина органично сочетаются два плана: реальный и фантастический, жизнь и вымысел, причём фантастика основана на реальных событиях (внезапное перенесение на необитаемый остров и находка на нём номера «Московских ведомостей»). А как думаешь ты? Свое мнение нужно обосновать.

Третья:
Почему Михаил Евграфович называет свою сказку повестью?
(Потому что повесть – это жанр прозы, воспроизводящий естественное течение жизни, в сюжете обычно нет интриги, все крутится вокруг одного главного героя, который раскрывается в ряде эпизодов.)
- Конечно, делая акцент в названии на слово повесть, Салтыков-Щедрин хотел лишь указать, что за этими смешными образами генералов и покорного покладистого мужика скрывается естественное течение жизни России середины 19го века, и нет интриги в том, чтобы угадать безвольный, покорный, но безмерно талантливый народ в образе мужика, и невежественных чиновников в образе генералов.
В чем своеобразие языка щедринской сказки? Для чего он использует такой стиль? (В речи генералов перемешаны разные стили: генералы называют друг друга «ваше превосходительство, а используют просторечные слова, «ежели», «теперича». Включаются в повествование канцелярские обороты, здесь, даже целый циркуляр («если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое». Выражение «искать севера», «перепробовали все страны, света» тоже ничего, кроме смеха не вызывают. Конечно, такой «языковой винегрет» Щедрин использует специально, с сатирической целью – разоблачить глупость, невежество, тупость своих героев.)

Как вы думаете, одинаков ли смех, который вызывают разговоры и поступки генералов и смех, который вызывает эпизод, когда мужик плетет себе сам веревку? (Смех, связанный с генералами, обличительный (разоблачительный). Автор зло, беспощадно высмеивает никчемность, тунеядство, жадность и пустоту генералов, преувеличивая (преувеличение – гипербола) их неприспособленность и невежество, раскрывая их звериную сущность («в одно мгновение остервенились Полетели клочья»)
Высмеивая робкую покорность мужика, Щедрин испытывает чувство боли, мужик могуч, не пропадет в любой ситуации, обстановке, ловок, находчив (ловкость и находчивость автор, преувеличивает) и безропотно покорный, поэтому смех писателя горький, смех сквозь слезы, смешанный с настоящей человеческой болью. Рабская покорность мужика вызывает протест у автора и читателя.)

VI. Рефлексия
Подчеркните одно из предложенных слов по оценке урока, своей активности и по материалу, изученному на уроке:
Урок
Интересно
Скучно
Безразлично

Я на уроке
Работал
Отдыхал
Помогал

Итог
Понял материал
Узнал больше, чем знал Не понял
Слайд № 24
    VI. Домашнее задание

1. Прочитать и самостоятельно проанализировать сказку М.Е.Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик».



































ШАПКИ (вопросы):
ПЕРВАЯ:

Что готов был съесть один из генералов?

Кто учил генералов ориентироваться на местности?

На какой улице жили генералы?

Какую газету нашли генералы?

Город, где служили генералы?

Как отблагодарили мужика генералы?



ВТОРАЯ:

Я считаю, что используя бесхитростный приём традиционной сказочной фантастики (необитаемый остров как место действия) , Щедрин убедительно показывает, что источником не только материального благополучия, но и дворянской культуры является труд мужика. А как думаешь ты? Свое мнение нужно обосновать.

Я считаю, что у Салтыкова-Щедрина предметом сатиры стали не отдельные события и не частные лица, занятые в них, а вся жизнь государства сверху донизу, от сущности царского самодержавия до бессловесного народа. Основная идея сказки в том, что причина народных бедствий не только в злоупотреблении властью, но и в самом характере народа. А как думаешь ты? Свое мнение нужно обосновать.

Я считаю, что в сказке Салтыкова-Щедрина органично сочетаются два плана: реальный и фантастический, жизнь и вымысел, причём фантастика основана на реальных событиях (внезапное перенесение на необитаемый остров и находка на нём номера «Московских ведомостей») . А как думаешь ты? Свое мнение нужно обосновать.


ТРЕТЬЯ:

Я не знаю, почему Михаил Евграфович называет свою сказку повестью?
Я не знаю, в чем своеобразие языка щедринской сказки и для чего он использует такой стиль?
Я не знаю, одинаков ли смех, который вызывают разговоры и поступки генералов и смех, который вызывает эпизод, когда мужик плетет себе сам веревку?









Урок Я на уроке
Интересно Работал
Скучно Отдыхал
Безразлично Помогал

Итог
Понял материал
Узнал больше, чем знал Не понял


Урок Я на уроке
Интересно Работал
Скучно Отдыхал
Безразлично Помогал

Итог
Понял материал
Узнал больше, чем знал Не понял


Урок Я на уроке
Интересно Работал
Скучно Отдыхал
Безразлично Помогал

Итог
Понял материал
Узнал больше, чем знал Не понял



Урок Я на уроке
Интересно Работал
Скучно Отдыхал
Безразлично Помогал

Итог
Понял материал
Узнал больше, чем знал Не понял


Урок Я на уроке
Интересно Работал
Скучно Отдыхал
Безразлично Помогал

Итог
Понял материал
Узнал больше, чем знал Не понял


Урок Я на уроке
Интересно Работал
Скучно Отдыхал
Безразлично Помогал

Итог
Понял материал
Узнал больше, чем знал Не понял



Урок Я на уроке
Интересно Работал
Скучно Отдыхал
Безразлично Помогал

Итог
Понял материал
Узнал больше, чем знал Не понял


Урок Я на уроке
Интересно Работал
Скучно Отдыхал
Безразлично Помогал

Итог
Понял материал
Узнал больше, чем знал Не понял


Урок Я на уроке
Интересно Работал
Скучно Отдыхал
Безразлично Помогал

Итог
Понял материал
Узнал больше, чем знал Не понял



Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 115