Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей


К1.П3.

1.3. Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей, рекомендованных на федеральном или региональном уровне.
Справка
Егорова Елена Петровна, учитель информатики, грамотно и эффективно использует в своей работе здоровьесберегающие технологии. С 1 сентября 2011 года в основу работы по сбережению и оздоровлению обучающихся положено: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. N189 г. Москва, "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Учитель тщательно соблюдает санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Компьютерный класс прогимназии полностью соответствует этим требованиям.
Документ можно найти по ссылке на сайт - http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html.
СанПиН 2.4.2.2821-10 четко регламентирует продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения.  
 
Классы Непрерывная длительность (мин.), не более
просмотр 
статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения просмотр динамических изображений на учебных  досках и  экранах отраженного свечения  работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой прослушивание аудио записи прослушивание аудиозаписи в наушниках
1 - 2 10 15 15 20 10
3 - 4 15 20 15 20 15
 
После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (Приложение 1), а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления (Приложение 2).
Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.
Технологии, методы и приемы оздоровления детей:
рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения. Рациональная организация урока включает в себя разнообразные виды деятельности (не менее 5 видов), частоту их чередования (7-10 мин), жёстко регламентируемый временной режим использования компьютеров, смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки.
сохраняющая здоровье ребёнка система оценивания (исключается эмоциональная стрессовая нагрузка у обучающихся при оценивании его результатов, учитываются различные психофизиологические особенности детей):
- это самооценка;
- оценка товарища, друга по парте;
- совместная оценка учителя и ученика;
Таким образом, исключается эмоциональная стрессовая нагрузка у обучающихся при оценивании его результатов, учитываются различные психофизиологические особенности детей.
«подвижное» обучение (построение урока в режиме «динамических поз», размещение пособий и заданий поочередно на всех классных стенах, систематическое перемещение учителя по классу, наличие в кабинете возможности сидеть на полу, на «корточках», стоять,  сидеть за партами, проведение микропауз при утомлении глаз и т. д.)
 разнообразие форм работы с обучающими, что помогает избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости детей.
позитивное напутствие учащихся на перемену - приобщение детей к культуре общения и поведения вне урока, самоорганизация и т.д.
доброжелательная обстановка на уроке - создание среды психологического комфорта.
проведение физкультминуток.
Диагностические исследования
Егорова Е.П. проводит диагностические исследования учащихся по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с учетом следующих условий:
соблюдение строгой конфиденциальности нравственных обязательств, связанных с полученной информацией;
любой диагностический материал должен быть составлен таким образом, чтобы в нем не было некорректных фраз, которые бы могли прямо или косвенно задеть достоинство человека.
Беседа является одним из главных методов диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении всех личностных сфер ребенка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа, как с самим ребенком, его родителями, так и с взрослыми, входящими в его окружение.
Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребенка в конкретном виде деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности.
Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом. Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.
Тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.
Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.Графические и рисуночные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействия с педагогами и родителями.
В качестве примера, ниже приведен опросник (Приложение 3), целью которого является выяснение удовлетворенности учащихся использованием здоровьесберегающих технологий на уроке информатики. Исследования проводились и систематизировались на протяжении нескольких лет. Собранная информация позволила учителю информатике Егоровой Е.П. оценить эффективность использования здороьесберегающих технологий на уроке информатики. Регулярная диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
Диагностические итоги
Уровень удовлетворённости здоровьесберегающими технологиями
на уроках информатики
Алгоритм подсчета: Подсчитывается количество ответов «ДА»
Низкий уровень удовлетворенности - 7-9 баллов;
Средний уровень удовлетворённости - 9-11 баллов;
Высокий уровень удовлетворенности - 12 и выше.

Формы и методы, используемые на уроках и во внеурочное время по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, дают положительные результаты.
Директор МОАУ прогимназии «Кристаллик» _________________________ В.Л. Клевцова
Приложение 1
к СанПиН 2.4.2.2821-10
 
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИНУТОК (ФМ)
Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее - ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.
 ФМ для улучшения мозгового кровообращения:
1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища:
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма:1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. -сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза -средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
 
Приложение 2
к СанПиН 2.4.2.2821-10
 
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ГЛАЗ
 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз
5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.
 
Приложение 3
Перед работой с вопросами ребятам даются инструкции.
Уважаемые ребята!
Опрос анонимен, просим Вас честно ответить на вопросы, в связи с тем, что Ваше мнение важно для улучшения работы учителя.
Внимательно прочитайте каждый вопрос, и поставьте галочку в графу ответа, соответствующую Вашему мнению.
№ Вопрос Да Нет Затрудняюсь ответить
1 Мне нравится школа, в которой я обучаюсь. 2 В школу я хожу с удовольствием. 3 Я с удовольствием хожу на уроки информатики. 4 Мне нравится питаться в школьной столовой. 5 Занятия в школе помогают вести мне здоровый образ жизни. 6 Я не испытываю чувства усталости на уроках. 7 Если бы я мог выбирать в какой школе учиться, то я выбрал бы снова свою школу. 8 Я очень люблю узнавать что-то новое в школе. 9 Мне интересно участвовать в школьных делах. 10 На уроках информатики я чувствую себя комфортно. 11 У меня остается время после уроков на отдых. 12 Мне важно вырасти культурным, образованным и современным человеком. 13 Учеба для меня сейчас - одна из основных сфер, в которой я могу проявить себя. 14 Обычно в школе я чувствую себя безопасно. 15 Я с удовольствием занимаюсь на уроках информатики физкультминутками. 16 Школа для меня - место общения с друзьями 17 Мне хватает времени на выполнение домашнего задания по информатике 18 К концу недели я обычно не устаю. 19 У меня есть возможность выбора кружков, спортивных секций, клубов. 20 Моя школа очень уютная.