План-конспект урока по информатике на тему Табличные информационные модели. Простые таблицы (7 класс)


ТЕМА: Табличные информационные модели. Простые таблицы.
ЦЕЛЬ УРОКА:
ученики знают, что представляют собой простые таблицы, знают типы простых таблиц
ученики умеют создавать простые таблицы, а также добавлять строки и столбцы в таблицу, удалять их, объединять и разбивать ячейки таблицы.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
Объяснить что такое простые таблицы;
Рассказать и продемонстрировать типы простых таблиц;
В процессе выполнения самостоятельной практической работы закрепить изученный материал.
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ
Развитие мышления в процессе работы с содержанием таблиц, при их анализе, сравнении элементов простых таблиц разного вида.
Развитие речи при устных ответах.
Повышение интереса при выполнении самостоятельной практической работы;
Развитие у учащихся навыков самостоятельной работы в процессе выполнения практической работы.
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Формирование у учащихся дисциплинированности, умения слушать при изучении нового материала;
Воспитание внимательности, аккуратности при выполнении самостоятельной практической работы.
Формирование информационной культуры.
ТИП УРОКА: комбинированный урок
СТРУКТУРА УРОКА:
Организация начала урока (1`)
Проверка домашнего задания (5`)
Изучение нового материала (15`)
Первичное закрепление изученного материала (15`)
Обобщение и систематизация знаний (5`)
Подведение итогов и результатов урока (3`)
Домашнее задание (1`)
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый
СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ: словесные (объяснение, опрос, беседа), практические (самостоятельная практическая работа на компьютере), наглядные (демонстрация слайдов).
СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ: наблюдение и проверка выполнения самостоятельной работы на компьютере,
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: презентация
ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, проектор, экран



ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА
Учитель. Здравствуйте! Садитесь.
(Дети рассаживаются за парты)

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Учитель. Ребята, вашей домашней работой было выполнение задания 1, то есть нужно было создать таблицу и выполнить над ней различные действия: добавление строк и столбцов, их удаление. Давайте все вместе проверим (Открывает с помощью проектора и ПК текстовый редактор Word 2003 с готовой таблицей).
Кто сейчас пойдет и отцентрирует строки таблицы, выделит полужирным шрифтом первую строку заголовка.
(Ученики рассказывают и показывают)
Ученики. Мы выделяем первую строку заголовка и выделяем полужирным шрифтом – Ж, затем с помощью команды выровнять ячейки выбираем по центру.
Учитель. Следующее задание, добавьте в таблицу дополнительные строки.
Ученик. Для этого мы выделим строку, выше/ниже которой должна быть добавлена новая строка и отдаем команду Таблица-Добавить-Строки выше (Строки ниже).
Учитель. Теперь нужно добавить в нее графу (столбец).
Ученик.
Учитель. Удалите добавленные строки и столбцы.
Ученики. Удалим мы с помощью команды Таблица-Удалить-Строки (Столбцы).
Учитель. Верно, молодцы.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжаем изучать информационные табличные модели. Условно все множество таблиц можно разделить на простые и сложные (сл.2). К простым таблицам относят такие типы таблиц, как «объекты-свойства» и «объекты-объекты-один», а к сложным – «объекты-объекты-несколько» и «объекты-свойства-объекты». Сегодня мы поговорим о простых таблицах (сл.3).
Таблица типа «объекты-свойства» (ОС) – это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу (сл.4).
Откройте свои учебники на стр. 60 и обратите внимание на общий вид таблицы типа ОС, из каких элементов она состоит?
Имя класса объектов
Имя свойства 1
Имя свойства 2


Имя объекта 1




Имя объекта 2









Ученики. Таблицы данного типа содержат Имя класса объектов, Имена объектов, Имена свойств.
Учитель. Верно. Давайте рассмотрим пример (сл.5).
Пример 1:
Таблица 1
Города Золотого кольца России
Город
Год основания
Основатель
Достопримечательность

Владимир
1108
Князь Владимир Мономах
Церковь Покрова на Нерли

Суздаль
1024
?
Кремль

Кострома
1152
Князь Юрий Долгорукий
Ипатьев Троицкий монастырь

Переславль-Залесский


Плещеево озеро

Гусь-Хрустальный
1756
Орловский купец Аким Мальцов
Первый в России хрустальный завод


Какая информация содержится в данной таблице?
Ученики. В этой таблице приведена информация о древних русских городах, хранящих уникальные памятники нашей культуры и истории и образующих всемирно известное Золотое кольцо России.
Учитель. Где эта информация отражена?
Ученики. Эта информация отражена в заголовке таблицы.
Учитель. Что является классом объектов и объектами, принадлежащими данному классу?
Ученики. В таблице представлены объекты «Владимир», «Кострома», «Переславль-Залесский» и «Гусь-Хрустальный», принадлежащие классу «город».
Учитель. А что является в таблице свойствами объектов?
Ученики. Свойствами являются «год основания», «основатель» и «достопримечательность», выраженные числами и словами.
Учитель. А все остальное?
Ученики. Это значения свойств.
Учитель. Если в таблице типа ОС свойств больше, чем объектов, то ее можно «повернуть набок! – строки превратить в графы, а графы – в строки (сл. 6).
Таблица типа «объекты-объекты-один» (ООО) – это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам (сл.7).
Откройте свои учебники на стр. 62 и посмотрите внимательно на общий вид таблицы типа ООО, из каких элементов состоит данная таблица?
Имя первого класса объектов
Имя второго класса объектов


Имя 1-го объекта второго класса
Имя 2-го объекта второго класса


Имя 1-го объекта первого класса




Имя 2-го объекта первого класса









Значение свойства пары объектов
Ученики. Таблицы типа ООО содержат Имя первого класса объектов, Имена объектов, принадлежащие первому классу, а также Имя второго класса объектов и Имена объектов, принадлежащих второму классу.
Учитель. Верно. Давайте рассмотрим пример (сл.8).
Пример 2:
Таблица 2
Оценки по информатике учеников 7 класса
Ученик
Период обучения


1 четверть
2 четверть
1-е полугодие

Баутин Дима
4
5
5

Голубев Миша
4
4
4

Куликов Иван
5
5
5


Учитель. Что в таблице является классами объектов и объектами, принадлежащими данным классам?
Ученики. В таблице представлены объекты «Баутин Дима», «Голубев Миша», «Куликов Иван»», принадлежащие первому классу «ученик», а также объекты «1 четверть», «2 четверть», «1-е полугодие», принадлежащие второму классу «Период обучения».
Учитель. Верно. Таблица типа ООО может быть «перевернута на бок» - строки превращены в графы, а графы – в строки (сл.7).
Учитель. Сейчас мы закрепим изученный материал с помощью самостоятельной практической работы на компьютере.

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Учитель. Итак, вам нужно выполнить на стр. 178 задание 2, 3 и 4 учебника информатика Л. Босова. За выполнение только одного задания – оценка «3», за два задания – «4», за все три задания – «5». Все задания сохраняйте в свои папки. Если что-то не понятно спрашивайте.
Инструктаж по ТБ
Займите свои места за компьютерами. Распишитесь в журналах по ТБ и начинайте работать.

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗЫЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
Учитель. Итак, давайте все обобщим. С какими таблицами мы сегодня познакомились?
Ученики. С простыми.
Учитель. Какие типы простых таблиц теперь вы знаете?
Ученики. Таблицы типа «Объекты-свойства» и «Объекты-объекты-один».
Учитель. Чем данные типы таблиц отличаются?
Ученики. Таблица типа ОС содержит только один класс объектов, а таблица типа ООО содержит пару объектов разных классов.
Учитель. Молодцы.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ УРОКА
(Выставление оценок за работу на компьютере.)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить материал урока. Выполните задание 8, 9 на стр. 70 ученика информатика Л. Босова.

15