Рабочая программа учебной дисциплины «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров» основной профессиональной образовательной программы СПО по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер»


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖД Е НИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №13 МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ « УТВЕРЖДАЮ» И.о. директора ГБОУ НПО ПЛ №13 МО _____________ / Мельченко В.А./ «______» __________ _____ 2014 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧ ЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. «ФИЗИОЛОГИЯ П ИТАНИЯ С ОСНОВАМИ ТО ВАРОВЕДЕНИЯ ПР О ДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАР ОВ» основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессии 26080 7.01 «Повар, кондитер». г. Раменское 2014г. Рабочая программа учебной дисциплины Физиология питания с основами тов а- роведения продовольственных товаров разработана на основе Федерального гос у- дарственного образовательного стандарта (далее – ФГО С) по профессий начального профессионального образования (далее НПО) 260807.01 «Повар, конд и тер». Организация - разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение начального професси о- нального образования профессиональный лицей №13 Моск овской о б ласти. Разработчик: Капин А.В., преподаватель специальных дисциплин Государственного бюдже т- ного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13 Московской области. Р ассмотрено на заседании Методической комиссии Государственного бюдже т- ного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13 Московской области. «___»____________20_______ Эксперт (ы) от работодате ля ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ «____»____________201______ СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИ СЦ И- ПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И ПРИМ ЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1 2 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕ ЗУЛЬТАТОВ О СВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИ СЦИПЛИНЫ Физиология питания с основами товароведения продовольстве нных т о варов 1. 1. Область применения программы Рабочая п рограмма учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по професс и и НПО : 260807.01 «Повар, кондитер», укрупненного направления подгото вки 260800 «Технология продукции и организации общественного питания», укрупненной группы направления подготовки 260000 «Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров». Рабочая п рограмма учебной дисциплины может быть использована в до полн и- тельном профессиональном образовании , в программах повышени я кв а лификации и переподготовки и профессиональной подготовке рабочих по профессиям: 16675 П о- вар, 12901 Кондитер при наличии среднего (полного) общего и основного общего о б- разования. 1. 2. Ме сто учебной дисциплины в структуре основной профессионал ьной образ о- вательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл, явл я ется общепрофессиональной дисциплиной 1.3 . Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам о с воения учеб ной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: ­ п роводить органолептическую оценку качества пищевого сырья и проду к тов; ­ р ассчитывать энергетическую ценность блюд; ­ с оставлять рационы питания; В результате освоения учебно й дисциплины обучающийся должен знать: ­ р оль пищи для организма человека; ­ о сновные процессы обмена веществ в организме; ­ с уточный расход энергии; ­ с остав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания; ­ р оль питат ельных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания; ­ ф изико - химические изменения пищи в процессе пищеварения; ­ у свояемость пищи, влияющие на нее факторы; ­ п онятие рациона питания; ­ с уточную норму потребности человека в питат ельных веществах; ­ н ормы и принципы рационального сбалансированного питания; ­ м етодику составления рационов питания; ­ а ссортимент и характеристики основных групп продовольственных тов а ров; ­ о бщие требования к качеству сырья и продуктов; ­ у словия хранения, упаковки, транспортирования и реализации различных видов продовольственных товаров. 1. 4 . Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисц и- п лины: максимально й учебной нагрузки обучающегося 7 4 часа , в том числе: обязательной аудиторной учебн ой нагрузки обучающегося 51 час ; самостоятельной работы обучающегося 2 3 час а. 2 . СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛ И НЫ 2. 1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Макс имальная учебная нагрузка (всего) 74 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 51 в том числе: л абораторные работы 0 практические занятия 16 к онтрольные работы 4 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 2 3 в том числе: реферат ы 10 работа с о справочной литературой 1 3 Итоговая аттестация в форме д и фф е р е нци ро ванного зачета 2. 2. П римерный тематический план и содержание учебной дисциплины Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров. Наиме нование ра з- делов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия , самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень о с воения 1 2 3 4 Раздел 1. Основы физиологии пит а- ния 2 2 Введение Роль физиологии в товароведени и 1 2 Тема 1.1. Пищевые вещества и их знач е- ние Содержание учебного материала 5 1 Белки. Функции, строение, пищевая ценность, потребность Жиры. Строение, классификация. Переварив а ние и всасывание жиров 1 2 2 Углеводы. Строение, классификация 1 2 3 Витамины. Физиологическая роль, классификация 1 2 4 Минеральные вещества. Функции, физиологическое значение . Вода. Функции, потребность 1 2 5 Практическое занятие №1 . Изучение строения белков, жиров, углеводов 1 2 Контрольная работа №1 по теме «Пи щевые вещества и их значения» 1 Самостоятельная работа обучающихся 3 2 1 Реферат по теме: «Белки, жиры, углеводы» 1 2 Физиологическая роль пищевых веществ в организме человека 1 3 Реферат по теме: «Витамины, минеральные вещества» 1 Тема 1.2. П ищевар е- ние и усвояемость пищи Содержание учебного материала 3 1 Процесс пищеварения . Усвояемость пищи. 2 2 2 Практическое занятие №2 Изучение процесса пищеварения 1 2 Самостоятельная работа обучающихся 2 2 1 Реферат по теме: «Физико - химические из менения в пищи в процессе пищеварения» 1 2 Реферат по теме: «Усвояемость пищи, влияющие на нее факторы» 1 Тема 1.3. Обмен в е- ществ и энергии Содержание учебного материала 3 1 Общее понятие об обмене веществ 1 2 2 Суточный расход энергии человека 1 2 3 Практическое занятие №3 Расчет суточной энергии человека 1 Самостоятельная работа обучающихся 2 2 1 Реферат по теме: «Основные процессы обмена веществ в организме» 1 2 Реферат по теме: «Основной суточный расход энергии человека» 1 Тема 1. 4. Энергет и- ческая ценность п и- щи Содержание учебного материала 4 1 Энергетические затраты организма и потребность в энергии . Физическая работа 1 2 2 Расчет суточных энерготрат человека. Пища – как источник энергии 1 2 3 Практическое занятие №4 Изуче ние энергетических затрат организма человека 1 2 4 Практическое занятие №5 Изучение состава физиологического значения, пищевой ценности продуктов питания 1 2 Самостоятельная работа обучающихся 2 2 1 Реферат по теме : «Роль пищи для организма человек а» 1 2 Реферат по теме: «Пища - как источник энергии» 1 Тема 1.5. Питание различных групп взрослого и детского населения Содержание учебного материала 4 1 Рациональное сбалансиров анное питание. Нормы и принципы составления . Возрастные особенности и нормы питания детей и подростков 1 2 2 Санитарные требования к кулинарной обработке блюд и режиму питания детей и подростков. Лечебное п и тание. Задачи, принципы построения, характеристика 1 2 3 Практическое занятие №6 Суточная норма потребности чело века в питательных веществах 1 2 4 Практическое занятие №7 Составление рациона питания 1 2 Контрольная работа №2 по теме «Основы физиологии питания» 1 2 Самостоятельная работа обучающихся 3 2 1 Методика составления рациона питания 1 2 Реферат п о теме: «Лечебное питание» 1 3 Реферат по теме: «Особенности питания детей и подростков» 1 Раздел 2. Физиол о- гическое значение основных групп продовольственных товаров 29 Тема 2.1. Зерно и продукты его пер е- работки Содержание учебного материала 3 1 Зерно. Строение, химический состав, требования к качеству, хранение 1 2 2 Крупа. Классификация, ассортимент, требования к качеству, хранение 2 3 Мука. Химический состав, классификация, требования к качеству, хранение 2 4 Макаронные изделия. Класс ификация, ассортимент, требования к качеству, хранение 1 2 5 Хлеб и хлебобулочные изделия. Химический состав, классификация, требования к качеству, хранение 2 6 Сухарные и бараночные изделия. Классификация, ассортимент, требования к качеству, хранение 2 7 Практическое занятие №8 Изучения ассортимента зерна, крупы, муки, макаронных изделий , хлеба и хлебобулочных изделий, сухарных и барано ч ных изделий 1 Самостоятельная работа обучающихся 1 2 1 Изучение ассортимента зерна и продуктов его перерабо тки на предприятиях общественного питания 1 Тема 2.2. Плод о- овощные товары Содержание учебного материала 5 1 Клубнеплоды, корнеплоды. Классификация, ассортимент, требования к качеству, упаковка, хранение 1 2 2 Капустные, луковые, салатно - шпинатные ов ощи. Классификация, ассортимент, требования к качеству, уп а- ковка, хранение 1 2 2 3 Пряные, десертные овощи. Классификация, ассортимент, требования к качеству, упаковка, хранение 1 2 4 Тыквенные, томатные овощи. Классификация, ассортимент, требова ния к качеству, упаковка, хранение 2 5 Семечковые, косточковые плоды. Классификация, ассортимент, требования к качеству, упаковка, хранение 2 6 Ягоды, орехоплодные, грибы. Классификация, ассортимент, требования к качеству, упаковка, хранение 1 2 7 Переработанные овощи, плоды. Классификация, ассортимент, требования к качеству, упаковка, хранение 2 8 Практическое занятие № 9 Изучение ассортимента клубнеплодов, корнеплодов, капустных, луковых, с а латно - шпинатных овощей, пряных, десертных овощей, тыквенных, томатных овощей , семечковых , к о- с точковых плодов, ягод, орехоплодных, гр и бов, переработанных овощей и плодов. 1 Самостоятельная работа обучающихся 1 2 1 Изучение ассортимента плодоовощных товаров на предприятиях общественного питания 1 Тема 2.3. Вкусовые товары Содержание учебного материала 3 1 Чай и чайные напитки. Классификация, ассортимент, требования к качеству, упаковка, хранение 1 2 2 Кофе и кофейные напитки. Классификация, ассортимент, требования к качеству, упаковка, хранени е 2 3 Пряности, приправы. Классификация, ассортимент, требования к качеству, упаковка, хранение 2 4 Алкогольные напитки. Классификация, ассортимент, требования к качеству, упаковка, хранение 1 2 5 Слабоалкогольные напитки. Классификация, ассортимен т, требования к качеству, упаковка, хранение 2 6 Безалкогольные напитки. Классификация, ассортимент, требования к качеству, упаковка, хранение 2 7 Табачные изделия. Классификация, ассортимент, требования к качеству, упаковка, хранение 2 8 Практич еское занятие № 10 Изучение ассортимента чая, кофе, пряностей, приправ, алкогольных, слабоа л- когольных, безалкогольных напитков, табачных изделий 1 Контрольная работа №3 по теме: «Вкусовые товары» 1 2 Самостоятельная работа обучающихся 2 2 1 Изучение ассортимента вкусовых товаров на предприятиях общественного питания 1 2 Изучение оценки качества вкусовых товаров 1 Тема 2.4. Кондите р- ские товары Содержание учебного материала 3 1 Фруктово - ягодные кондитерские изделия. Классификация, ассортиме нт, требования к качеству, упаковка, хранение 1 2 2 Шоколад и какао - порошок. Классификация, ассортимент, требования к качеству, упаковка, хранение 2 3 Карамельные и конфетные изделия. Классификация, ассортимент, требования к качеству, упаковка, хран е- ние 2 4 Мучные кондитерские изделия. Классификация, ассортимент, требования к качеству, упаковка, хранение 1 2 5 Восточные сладости. Классификация, ассортимент, требования к качеству, упаковка, хранение 2 6 Кондитерские изделия специального назнач ения. Классификация, ассортимент, требования к качеству, уп а- ковка, хранение 2 7 Практическое занятие № 11 Изучение ассортимента фруктово - ягодных кондитерских изделий, шоколада, к а као – порошка, карамельных и конфетных изделий, мучных кондитерских издели й, восточных сладостей, кондитерских изделий спец и ального назначения 1 Самостоятельная работа обучающихся 1 2 1 Изучение ассортимента кондитерских товаров на предприятиях общественного питания 1 Тема 2.5. Молочные товары Содержание учебного материал а 3 1 Молоко и сливки. Классификация, ассортимент, требования к качеству, упаковка, хранение 1 2 2 Молочные консервы. Классификация, ассортимент, требования к качеству, упаковка, хранение 2 3 Кисломолочные продукты. Классификация, ассортимент, треб ования к качеству, упаковка, хранение 1 2 4 Сыры. Классификация, ассортимент, требования к качеству, упаковка, хранение 2 5 Практическое занятие № 12 Изучение ассортимента молока, сливок, молочных консервов, кисломолочных продуктов, сыров 1 Самостоя тельная работа обучающихся 1 2 1 Изучение ассортимента молочных товаров на предприятиях общественного питания 1 Тема 2.6. Пищевые жиры Содержание учебного материала 2 1 Растительные масла. Классификация, ассортимент, требования к качеству, упаковка, хранение 1 2 2 Маргарин. Классификация, ассортимент, требования к качеству, упаковка, хранение 2 3 Животные топленые и кулинарные жиры. Классификация, ассортимент, требования к качеству, упаковка, хранение Практическое занятие №13 Изучение ассортиме нта растительных масел, животных топленых и кулина р- ных жиров, маргарина 1 2 Самостоятельная работа обучающихся 1 2 1 Изучение ассортимента пищевых жиров на предприятиях общественного питания 1 Тема 2.7. Мясные товары Содержание учебного материала 3 1 Мясо убойных животных. Классификация, требования к качеству, транспортирование, хранение 1 2 2 Мясные субпродукты. Классификация, ассортимент, требования к качеству, упаковка, хранение 2 3 Мясо домашней птицы и дичи. Классификация, ассортимент, т ребования к качеству, упаковка, хранение 1 2 4 Колбасные изделия. Классификация, ассортимент, требования к качеству, упаковка, хранение 2 5 Мясные консервы. Классификация, ассортимент, требования к качеству, упаковка, хранение 2 6 Практическое заня тие №1 4 Изучение ассортимента мясных субпродуктов, мясо домашней птицы и дичи, ко л басных изделий, мясных консервов 1 Самостоятельная работа обучающихся 2 2 1 Изучение ассортимента мясных товаров на предприятиях общественного питания 1 2 Изучение оц енки качества мясных товаров 1 Тема 2.8. Яичные товары Содержание учебного материала 2 1 Яйцо. Строение, классификация, требования к качеству, упаковка, хранение 1 2 2 Продукты переработки яиц. Классификация, требования к качеству, упаковка, хранен ие Практическое з а нятие №15 Изучение ассортимента яйца, продуктов переработки яиц 1 2 Самостоятельная работа обучающихся 1 2 1 Изучение ассортимента яичных товаров на предприятиях общественного питания 1 Тема 2.9. Рыбные товары Содержание учебного м атериала 2 1 Рыба. Химический состав, пищевая ценность 1 2 2 Рыба живая, охлажденная, мороженая. Классификация, требования к качеству, транспортирование, хран е- ние 2 3 Соленая, сушеная, вяленая, копченая рыба. Классификация, ассортимент, требования к качеству, упаковка, хранение 2 4 Икра и икорные товары. Классификация, ассортимент, требования к качеству, упаковка, хранение 1 2 5 Нерыбное водное сырье. Классификация, ассортимент, требования к качеству, упаковка, хранение 2 6 Рыбные консервы и пресервы. Классификация, ассортимент, требования к качеству, упаковка, хранение 2 7 Практическое занятие №16 Изучение ассортимента рыбы живой, охлажденной, мороженой, соленой, с у- шеной, вяленой, копченой, икры, нерыбного водного сырья, рыбных консервов и пресерв Контрольная работа №4 «Основные групп ы продовольственных товаров» 1 2 Самостоятельная работа обучающихся 1 2 1 Изучение ассортимента рыбных товаров на предприятиях общественного питания 1 Дифференцированный зачет 1 Всего: 7 4 3. У СЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному м атериально - техническо му о беспеч е- ни ю Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете Тов а- роведе ние продовольственных товаров . Оборудование учебного кабин ета: ­ посадочные места по количеству обучающихся; ­ рабочее место преподавателя; ­ к омплект учебно - наглядных пособий «Товароведение»; ­ образцы пищевых продуктов (плодоовощные, молочные, мясные, рыбные товары); ­ овоскоп для яиц. Технические средства обучения : компьютер, проектор, демонстрационный экран, п ринтер . 3.2. И нформационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет - ресурсов, допо л- нительной литературы Основные источники: 1. З.П. Матюхина Основы физиологии питания, санитарии и гигиены «Академия» 2003. - 184 с. 2. Матюхина З.П. Товароведение пищевых продуктов. Изд. «Академия» 200 3 . – 272 с. 3. Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров. Ростов н/Д «Феникс», 2005 . – 596 с. 4. А.Н. Мартинчик Физиология питания, санитарии и гигиены «Академия» 2004 . – 191 с. 5. Л.М. Коснырева Товароведение мяса и мясных товаров «Академия» 2005. – 320 с. 6. Э.Ф. Бухтарева Товароведение пищевых жиров, молока и мол очных продуктов «Экономика» 2009. – 378 с. Дополнительные источники: 1. ГОСТ Р 27842 – 88,СанПиН 2.3.2.1078 - 01 Хлеб пшеничный из муки высшего сорта 2. ГОСТ Р 51074 – 2003, СанПиН 2.3.2.1078 - 01 Сахар – песок 3. ГОСТ Р 51074 – 2003, СанПиН 2.3.2.1078 - 01 Изделия макаронные группа А,В 4. ГОСТ Р 51074 – 2003, СанПиН 2.3.2.1078 - 01 Крупа манн ая «М» 5. ГОСТ Р 52189 – 2003, СанПиН 2.3.2.1078 - 01 Мука пшеничная (хлебопекарная высшего, 1с, 2с.) 6. ГОСТ Р 6201 – 68, СанПиН 2.3.2.1078 - 01 Горох шлифованный (целый и колотый) 7. ГОСТ Р 51074 – 2003, СанПиН 2.3.2.1078 - 01Мясо говядины 8. ГОСТ Р 52702 – 2006, СанП иН 2.3.2.1078 - 01 Мясо кур 9. ГОСТ Р 51074 – 2003, СанПиН 2.3.2.1078 - 01 Консервы мясные 10. ГОСТ Р 52455 – 2005, СанПиН 2.3.2.1078 - 01 Масло подсолнечное рафинированное дезодорированное Интернет ресурсы : http :// www . cosmo . ru http :// www . good - coor . ru http :// www . chef . com . ua 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕ ЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ос у- щ ествляется преподавателем в процессе проведения фронтального опр о са, тестирования, а также выполнения обучающимися практиче ских и самосто я- тельных работ . Результаты обучения (освоенные умения , усвоенные знания ) Формы и метод ы контроля и оценки резул ь- татов обучения 1 2 Умения: Экспертная оценка на практических занят и ях проводить органолептическую оценку кач е ства пищевого сырья и продуктов Оценивание практическ ого занятия к разд е лу 2 рассчитывать энергетическую ценность блюд Оценивание практического з анятия к теме 1.4 составлять рационы питания Оценивание практического занятия к теме 1.5 Знания: Проверка домашних заданий, контрольных р а- бот по темам, тестирования, дифференцирова н- ного зачета по УД роль пищи для организма человека Оценка рефератов к теме 1.4 основные процессы обмена веществ в орг а низме Оценивание самостоятельной работы к теме 1.3 суточный расход энергии Оценивание самостоятельной работы к теме 1.3 состав, физиологическое значение, эне р- гетическую и пищевую ценность разли ч- ных проду к тов питания Оценивание практического занятия к разд е лу 2 роль питательных и минеральных в е- ществ, витаминов, микроэлементов и в о- ды в стру к туре питания Оценивание самостоятельной работы к теме 1.1 физико - химические изменения пищи в пр о цессе пищеварения Оц енивание самостоятельной работы к теме 1.2 у свояемость пищи, влияющие на нее факт о ры Оценивание практического занятия к теме 1.2 понятие рациона питания Оценивание самостоятельной работы к теме 1.5 суточную норму потребности человека в пит а тельных вещес твах Оценивание практического занятия к теме 1.5 нормы и принципы рационального сб а- лансир о ванного питания Оценивание практического занятия к теме 1.5 методику составления рационов питания Оценивание самостоятельной работы к теме 1.5 ассортимент и харак теристики основных групп продовольственных товаров Оценка контрольной работы к разделу 2 общие требования к качеству сырья и пр о дуктов Оценивание практического занятия к разд е лу 2 условия хранения, упаковки, транспо р- тирования и реализации различных в и- дов продовол ь ственных товаров Оценивание практического занятия к разд е лу 2