Конспект урока русского языка на тему Деепричастие как часть речи в 6 классе


КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ
НА ТЕМУ
«ДЕЕПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»
АВТОР
ДОМАШЕНКО ЛАРИСА ВАСИЛЬЕВНА,
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МОКУ «ПАРТИЗАНСКАЯ СОШ»
с. ТРОИЦКОЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
с. ТРОИЦКОЕ 2013 год
Тема урока: Деепричастие как часть речи.
Цель урока: формирование умения отличать деепричастие от других частей речи и правильно использовать их в своей речи.
Задачи урока: --- познакомить учащихся с морфологическими признаками деепричастия путем сопоставительного анализа деепричастия, глагола, наречия и деепричастия в калмыцком языке;
--- отработка умения решения задания А4 ЕГЭ;
--- воспитание уважительного отношения к малой родине и интереса к ее изучению.
Тип урока: нетрадиционный урок.
Вид урока: урок-экскурсия.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.
Ход урока
Введение в тему
Морфологическая задача.
Сравнительный анализ предложений: В степи весной распускаются тюльпаны и радуют нас. Весной в степи распускаются тюльпаны, радуя нас.
Объяснение нового материала
Деепричастие
«делать» «иметь отношение»
Контрольно-подготовительный этап
--- Виртуальная экскурсия по селу Троицкое + решение морфологических задач: определить, что из выделенных слов является глаголом, что деепричастием, объясняя свой выбор.
Площадь Ленина: Являясь главной площадью села, площадь Ленина по-домашнему тепло встречает троичан и их гостей во время различных торжеств.
Памятник первой учительнице: Выражая благодарность за нелегкий труд, жители села приносят цветы к памятнику первой учительнице.
Курдюковский сад: Мы любим прогулки по Курдюковскому саду, не забывая заботиться о его чистоте.
Троицкий хурул: Посетив Троицкий хурул в Зул или Цаган Сар, мы не забываем и дома помолиться о благополучии родной земли.
Храм Святой Троицы: Радостным звоном встречая нас ранним утром, Храм Святой Троицы открывает для всех свои двери.
Статуя Цаhан Аав: Цаhан Аав – Белый Старец – стал покровителем сайгаков, запретив стрелять в них.
Мемориальный комплекс, посвященный трагическим событиям депортации калмыцкого народа: Пройдя тяжелыми дорогами Сибири, калмыцкий народ смог вернуться на родную землю.
--- Решение обучающего кроссворда
Из двух предложенных слов выбрать деепричастие
По горизонтали: По вертикали:
1.Хлопая, хлорка. 1.Орхидея, холодея.
2.Прощая, провал. 2.Локоть, лопоча.
3.Диван, думая. 3.Пряча, удача
1472565191770
--- Подведение итога прошедшего этапа урока
Беседа «Что вы узнали о деепричастии?»: значение, «родство» с глаголом, отсюда – принадлежность к одному из видов
--- Лингвистический экскурс
В калмыцком языке в отличие от русского имеется шесть типов деепричастий: слитное, соединительное, разделительное, условное, предельное и предварительное. Образуются они так же, как и в русском языке, суффиксальным способом.
Суух, сууһад – сесть, сев
Байрлулх – радовать, байрлулад – радуя
Хөрх – запретить, хөрәд - запретив
--- Грамматическая задача
На чем основан комический эффект данного предложения? (На неправильном употреблении деепричастия)
Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа. --- Решение Задания А4 ЕГЭ
Выберите правильное продолжение предложения
Спеша на экзамен,
волнение не должно вас одолевать.
часы бежали стремительно.
я забыл шпаргалки.
Пользуясь толковым словарем,
сначала читается вступительная статья.
меня поразило богатство языка.
я обратил внимание на иллюстрации
--- Творческая работа
Составить предложения с деепричастиями на основе данных иллюстраций
Рефлексия
Продолжить предложение «Сегодня на уроке я узнал…»
Домашнее задание
Выписать их текста любого художественного произведения предложения с деепричастиями.