Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Деепричастие»


Саенко Майя Владимировна
Конспект урока к учебнику Русского языка 7 класс.
Авторы М.Т.Барановой, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцова идр.
Тема. Понятие о деепричастии
Цель урока:
Образовательная: знакомство с грамматическими особенностями деепричастия, местом и ролью деепричастия, деепричастных оборотов в предложении, предупреждение ошибок при употреблении деепричастий в речи.
Развивающая: Отработать навык нахождения деепричастий и деепричастных оборотов в тексте и навык расстановки знаков препинания, правильного интонирования. Продолжить работу по культуре речи.
Воспитательная: Используя дидактический материал воспитывать у учащихся интерес к творчеству писателей, интерес к живой природе. В процессе учебного труда воспитывать у учащихся самостоятельность, активность, наблюдательность.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. (Проверка наличия домашнего задания)
Работа с текстом
Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как ломтик между деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок разгорелся огненным цветком. Синяя в глубине черная грудь его стала переливать из синего в зеленое. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он подпрыгнул на своем высоком мостике, показав свое белое, чистейшее белье подхвостья, подкрылья, и крикнул: «Чуф! Ши!» (М. Пришвин)
- Объясните орфограммы и знаки препинания.
- Определите тему, главную мысль текста.
(Красавец тетерев)
- Определите стиль текста, назовите его приметы.
Эпитеты: синяя, черного, зеленое, радужного, белое..
Метафоры: загорелся огненным цветком, стал расцветать, чистейшее белье, крикнул
Сравнение: как мостик
- Какими морфологическими средствами выразительности пользуется автор?
(Имена прилагательные - эпитеты позволяют создать яркий образ, глаголы – передать действие тетерева)
Объяснение нового материала.
- Какие действия совершает тетерев? (сел, стал расцветать, подпрыгнул, крикнул, устроившись – устроился на мостике, завидев солнце – завидел солнце, показав белье – показал белье)
- Являются ли эти слова глаголами?
- Чем они похожи на глаголы и чем отличаются от них?
- От каких слов зависят?
Под руководством учителя отмечается, что эти слова обозначают действие, но у них:
нет привычных окончаний глаголов;
они не изменяются.
Учащиеся сравнивают: Устроившись, стал расцветать;
Устроившись, расцвел;
Устроившись, расцветает.
Учитель сообщает, что это деепричастие; ставит перед учащимися цель – познакомится с грамматическими особенностями деепричастий.
Вывод 1. Деепричастия не изменяются.
- Какое действие главное, основное?
Устроившись, стал расцветать.
Вывод 2. Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.
- Какое действие главное в последнем предложении?
- Какие - добавочные?
- Какова грамматическая основа этого предложения?
-Как поставить вопрос к деепричастию?
- Какой это член предложения? (Что делая? Что сделав? – Когда? Как?)
- Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он подпрыгнул на своем высоком мостике, показав свое белое, чистейшее белье подхвостья, подкрылья, и крикнул: «Чуф! Ши!»

Вывод 3. Деепричастие в предложении является обстоятельством.
- Как называется причастие с зависимым словом?
- Как вы думаете, а как называется деепричастие с зависимым словами?
Вывод 4 и правило: Деепричастие почти всегда, деепричастные обороты всегда выделяются запятой.
- Выпишите из текста деепричастные обороты с глаголом, к которому они относятся.
IY. Закрепление.
1. Работа с п.30.
- Что вы еще узнали о грамматических признаках деепричастия?
(Вопрос – что делая? – несов. Вида, вопрос что сделав? – сов.вида)
- Найдите в тексте деепричастия и деепричастный оборот.
- Почему они не выделяются здесь знаками препинания?
2. Упр. 34.
Учащиеся называют глаголы, с помощью которых выражены основные действия и добавочные, выраженные деепричастиями. Называют деепричастные обороты.
3. Упр.35
Учащиеся должны найти предложения с деепричастиями, выписать его, затем ответить на вопросы задания.
4. Объяснительный диктант.
Затаив дыхание, сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного. И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детейОтдохнув на камне и согревшись в лучах солнца, Настя с Митрашей встали, чтобы продолжать дальше свой путь. (М.Пришвин)
- Над деепричастиями напишите два вопроса:
1) как к форме глагола (Что сделав?)
2) как к члену предложения (Как? Когда?)
- Подчеркните деепричастные обороты как члены предложения.
4/1. Или работа на компьютере.
Возможен второй вариант работы, при наличии компьютеров. Программа предлагает 10 предложений, в которых учащимся необходимо найти деепричастия и деепричастные обороты и затем расставить правильно знаки препинания в предложениях. При этом возможно комментирование.
5. Работа по развитию речи.
Учитель предупреждает, что при употреблении в речи деепричастий надо все время помнить, что они обозначают добавочное действие к основному, выраженному глаголом, а действующий предмет у них один.
Можно ли сказать?
Подъезжая к сией станции, у меня слетела шляпа
Прощаясь с друзьями, один из них сказал мне
Подходя к лесу, мне стало холодно.
Читая строки романа, создается впечатление
(Кто читает, что создается)
Упр.36. (исправить ошибки устно)

V. Подведение итогов.
- Какое синтаксическое понятие называется деепричастием?
- Какое синтаксическое понятие называется деепричастным оборотом?
- Как выделяется на письме деепричастие?
- Как выделяется на письме деепричастный оборот?
VI. Домашнее задание: П. 30- 31. (выучить правила и подобрать к ним три примера из поэтического текста;
упр.38. выполнить письменно.
15