Урок по литературному чтению на тему Звуки [й,у],[ ,у]. Буква Юю. Двойная роль буквы Ю. (Продолжение)


Класс 1
Предмет Литературное чтение
Тема урока. Звуки [й,у],[ ,у]. Буква Юю. Двойная роль буквы Ю. (Продолжение)
Педагогическая цель урока: продолжить формирование представлений учащихся о гласной букве Юю и слиянии j’у; развивать речевые умения и логическое мышление; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Планируемые результаты (предметные). Производить с опорой на схему-модель слого-звуковой анализ слова с гласным звуком ’у после мягкого согласного. Читать слоги-слияния с буквой ю. Сопоставлять слоги с гласными у и ю. Наблюдать над произнесением согласных в слогах-слияниях с у. Делать вывод: если в слиянии после мягкого согласного слышится звук ’у, то пишется буква ю. Обозначать буквой ю гласный звук ’у после мягких согласных. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию тексов. Задавать вопросы по содержанию. Озаглавливать текст. Пересказывать текст.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: принимать учебную задачу урока и осуществлять ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.
Познавательные: общеучебные – Находить в текстах слова с буквой ю и объяснять, в каких случаях она обозначает слияние двух звуков, а в каких — мягкость предшествующих согласных; логические – сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы. Определять и обосновывать место буквы на «ленте букв».
Коммуникативные: проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения
Личностные результаты. Проявлять доброжелательность, эмоциональную отзывчивость
Тип урока. Комбинированный
Оборудование: учебник, наборы сюжетных и предметных картинок, дополнительные источники информации.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Закрепление опорных знаний.
Игра «Кто больше?» (по командам).
Придумайте как можно больше слов, начинающихся с буквы ю.
(Юла, юбка, юный, юннат, юг, Юля, Юра, юмор, юнга, юрта, юность.)Игра «Доскажите словечко».
На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела.
В пестрой юбке танцовщица,
Музыкальная… (юла).
Любят хрюшки букву ю:
Без нее не скажешь… (хрю).
Чтение текста на с. 48.
Вопросы:
– У кого была юла?
– Кто попросил юлу?
– Что ответил Юра?
– Как запела юла?
Физкультминутка
Чтение загадки-шутки, с. 48.
Дети печатают слова из текста на магнитной доске.
Бегемот, петух, крокодил, кабан, утконос, юла.
Учитель сообщает, что на уроке дети узнают новое о букве ю. С опорой на схему анализируется слово клюшка.
Внимание детей привлекается к тому, как звучит согласный в слиянии лю.
Учащиеся устанавливают, что это мягкий согласный звук [л’].
Учитель сообщает, что если в слиянии после мягкого согласного звука слышится звук [у], то пишется буква ю. Таким образом, буква ю после согласных обозначает звук [y] и мягкость предшествующего согласного.
Чтение слогов-слияний в таблице, с. 49.
Выясняется, что в слогах-слияниях ру, лу, ду, су, ту, ну – согласные звуки произносятся твердо, а в слогах-слияниях рю, лю, дю, сю, тю, ню – согласные звуки произносятся мягко.
1. Ученики читают и разбирают слова, выставленные на магнитной доске:
лук – люк, круг – крюк, тук – тюк
Физкультминутка
Чтение текста на с. 49.
Вопросы:
– Какие сказочные герои изображены на картинке?
– Кто с кем танцует?
2. Повторение всех изученных букв. Определение места буквы ю на «ленте букв», с. 49.
III. Итог урока.
– Что нового узнали о букве ю?
– Какие задания особенно понравились?
– Какие были затруднения?