План и технологическая карта урока








План и технологическая карта урока по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 4-ом классе на тему «Роспись глиняных игрушек по мотивам народных. Дымковская игрушка».











Выполнил: Чумаченко Татьяна Алексеевна
МКОУ лицей № 4
Воронежская область, Россошанский Район г. Россошь
8-951-867-98-82 Контакт


Россошь 2017


Структура и технологическая карта урока по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 4-ом классе на тему «Роспись глиняных игрушек по мотивам народных. Дымковская игрушка».
Фамилия, имя, отчество педагога
Чумаченко Татьяна Алексеевна

Наименование образовательного учреждения, район (город)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение лицей № 4,
Россошанский район, г. Россошь

Тема занятия
«Роспись глиняных игрушек по мотивам народных. Дымковская игрушка»

Возраст обучающихся
11-12 лет (4 класс)

Тип урока
Закрепление и совершенствование умений и навыков

Вид урока
Комбинированный урок

Форма урока
Урок-игра

Авторы УМК:
В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина

Цель урока:

Образовательный аспект


Воспитательный аспект

Развивающий аспект

-Совершенствовать знания и умения учащихся в росписи глиняных игрушек
- Научиться выполнять роспись в технике мазкового письма и печаткой-тычком при росписи объемной формы (глиняной игрушки).
-Способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народной художественной культуры.
-Закрепить знания геометрического орнамента на народной дымковской игрушке.

Планируемые результаты
     Предметные
     - базовый уровень
     -повышенный уровень
Метапредментые результаты
      - познавательные
     - коммуникативные
     - регулятивные
-Умение видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств в
рисунках и объемных работах.
-Умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи.
-Представление о народном промысле – глиняная Дымковская (Вятская) игрушка(Кировская область), Каргопольская, Филимоновская, Карачунская(Рамонь)
-Умение эстетически подходить к любому виду деятельности.
-Умение моделировать(макетировать) объемные формы тел вращения.

Используемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
Электронные музыкальные и литературные носители, компьютер – видеопроектор,  полиэкран.

Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.)
Учителю: Оригинальные образцы дымковской (и иной народной) игрушки, выполненные руками мастера промысла, модели (макеты) дымковских игрушек – работы обучающихся по мотивам дымковских мастеров, цветные иллюстрации с изображением дымковских ( и других-в сравнении) игрушек, открытки, таблицы с элементами узоров дымковской росписи.
Ученику: Рисунки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек, опорные таблицы с элементами узоров дымковской росписи, глиняные игрушки или бумажные модели игрушки на каждого ребенка, печатки-тычки различной формы и размера, краски темперные и гуашевые, кисти, палитры, стаканчики-непроливайки, салфетки.

УМК (литературный ряд)
Сборник «Народные художественные промыслы России», стихи о дымковской игрушке, сказка о Дымке, Кроссворд «Народные промыслы»- дополнительно для детей, закончивших раньше других практическую работу.

УМК (музыкальный ряд)
-Вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;
- песня «Веснянка»
- песня «Дымковская карусель»; «Русская матрешечка»
-бестекстовые мелодии как сопровождение слов и действий учителя и как фон –во время самостоятельной работы учащихся.

УМК (видеоряд)
Мультимедийная презентация, тематический слайд-фильм ,фрагменты видеоурока




Планируемые образовательные результаты

Предметные
Метапредметные
Личностные

Построение нового знания о понятиях «народная игрушка», о роли и значении игрушки в жизни человека. Формирование представлений о народных промыслах, о глиняных игрушках художественных центров России, об игрушках Воронежской области;
ознакомление учащихся с особенностями росписи дымковских, воронежских игрушек; с понятиями «ритм», «орнамент»; формирование умений создавать новые сочетания из знакомых декоративных элементов; прививать навыки пространственного расположения узора; гармоничного сочетания цветов в составлении орнамента для игрушки; добиваться единства формы и декора.

Познавательные:
Выделение познавательной цели и формулирование проблемы урока. Самостоятельное осуществление поиска
необходимой информации и применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; осуществление выбора наиболее эффективных способов решения проблем творческого и поискового характера (из рассказа учителя, собственного жизненного опыта, на предметах ДПИ и т.д.), умение анализировать форму, цвет, символы, знаки, приемы росписи народных игрушек художественных центров России и Воронежского края.
Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование и определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности выполнения росписи игрушки; умение сравнивать свою работу с образцами народных игрушек, исправлять допущенные ошибки, контролировать себя в процессе выполнения рисунка. Овладеют способностями понимать учебную задачу урока; анализировать свои мысли, действия, чувства; сравнивать, контролировать и критично оценивать свои ответы; Коммуникативные:
Овладевать способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками. Понимать и принимать различные точки зрения оценок игрушки; учет разных мнений и умение обосновать собственное. Формулировать и отвечать на поставленные вопросы по содержанию урока. Описывать внешний вид игрушки, например: форма, орнамент, цвет, значение символов. Делать выводы.
Технологическая карта
Формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народное искусство нашего края; осознание этнической принадлежности к культуре России. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов, развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народными промыслами, мировой и отечественной художественной культурой. Формирование адекватной позитивной, осознанной самооценки. Развитие самостоятельности в решении различных задач. Формирование духовных и эстетических потребностей; отработка навыков самостоятельной работы.


Л-ЛИЧНОСТНЫЕ
П-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Р- РЕГУТИВНЫЕ
К -КОММУНИКАТИВНЫЕ



Технологическая карта урока
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1. Организационный этап.

Подведение к цели урока.
(1-2 мин)
Приветствие учащихся.

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
В кабинете оформлена выставка Дымковских игрушек и  созданных детьми, на доске висят изображения дымковской игрушки. В кабинете тихо звучит фрагмент песни «Дымковская карусель»
Цели и задачи:
для учителя – ознакомление учащихся с традиционным промыслом, его историей, традициями и технологией промысла;
 Учитель. – Что такое игрушка?
Какую игрушку называют народной?
Назовите самую популярную народную игрушку?
Какие народные игрушки вам известны?
Назовите эту игрушку?
Ласково и нежно называют эту игрушку - Дымка. 
Почему эти игрушки называют Дымковские? 
Расскажите как появилась Дымка?
Приветствие учителя.
Рассматривают выставку. Отвечают на вопросы.
- вещь, сделанная для забавы;
-для игры или потехи, детям;
-для украшения детских помещений;
-ее создал народ;
-матрешка, деревянные и из глины
- дымковская
- домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково, а игрушки –
дымковскими.






Р- организация рабочего места.

Л-осознание этнической принадлежности к культуре России.
П - Выделение познавательной цели



К - Взаимодействуют  с учителем и друг  с другом во  фронтальном режиме




2.Актуализация имеющихся знаний, постановка проблемы.
(2- 3 мин)






































3.Мотивация, художественно-педагогическая идея.
(4-5 мин)
Яркая, веселая, жизнерадостная - она незаметно увлекает нас в сказочный мир. Существует мнение, что дымковская игрушка связана с почитанием в народе Весны и бога Солнца - Ярилы. Ее изготовление и продажу специально приурочивали к праздничному гулянию-«свистопляске» или «свистунье», которое являлось праздником проводов зимы. Дымковские мастера лепили фигурки коня, барана, оленя, барыни, индюка, водоноски, петуха, уточки. А украшали игрушки кружочками, овалами, кольцами, волнистыми линиями, ромбами, точками.
Что такое орнамент? Ритм?
Мастера никогда не придумывают орнамент заранее, он возникает в процессе росписи игрушек. Посмотрите, какое разнообразие орнаментов можно создать из данных элементов. А чтобы орнамент был правильным и красивым, нужно соблюдать ритм. Ритм – это повторение похожих элементов через определенное расстояние.
Что еще вам известно об игрушке?
Дополнения учителя: «Сказ о дымке» Рядом с этой деревней жила волшебница. На берегу, она брала глину и из этой глины лепила фигурки коней, оленей, козлов, уточек, индюков, бабарынь и кавалеров  и многое другое. А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками: красной, синей, зелёной, жёлтой. Волшебница была очень добрая и подарила им на память свои расписные игрушки. Вот и стали жители этой деревни лепить весёлые, яркие, красочные игрушки и свистульки. Много их налепят за долгую зиму А когда поднимается в небе золотое, весеннее солнышко, убежит снег с полей, сельчане выносили свои игрушки на ярмарку и устраивали весёлый праздник Свистуньи и Свистопляска и ну свистеть, зиму провожать, весну встречать, славить. И слава о тех игрушках разлетелась по всему свету. Так и дошла эта красивая игрушка до наших дней, а слава о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету. Звучит песня: «Веснянка»:
Жаворонки, жаворонки!
Прилетите к нам,
Принесите нам
Лето теплое!
Унесите от нас
Зиму холодную!
Нам холодная зима
Надоскучила,
Руки, ноги отморозила.


Как отражают жизнь поэт, художник, композитор?
Какая тема звучит в песне?


Закрепление изученного материала (мультимедийная презентация).
 Цели и задачи:
 для учителя – ознакомление учащихся с особенностями дымковской игрушки, типами орнамента, цветовой характеристикой народного промысла и узорным построением;
Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?
Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
Какие цвета брали для росписи игрушек?
В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.
Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга:
в ряд;в шахматном порядке;в клетке между линиями.Обратите внимание на точки:
Между  кольцами; на кольцах по краю колец.
Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).
Какие еще глиняные игрушки вы увидели на экране?
В чем их сходство и отличия?

Определяют и формулируют проблему.






Рассказывают, отвечают на вопросы.
Орнамент-узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.


Знакомятся с традиционными видами росписи, материалами и технологиями дымковского народного промысла




Слушают и
высказывают
суждения.













-стихами, яркой рос на игрушке, музыкой;
-тема весны
-Смотрят презентацию
Анализируют и рассуждают.
Отвечают на вопросы
- Дымковская игрушка белоснежная.

-Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке.

- Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии;

- Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.
-Филимоновская,
-Каргопольская.
-Аббашевская,
-Воронежская.
Л-Формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народное искусство.








П - работа с новой информацией






Л- ознакомление с миром профессии.



К - Осознанное и произвольное построение высказывания


П - создание мысленного и зрительного образа будущего декора на примерах фольклорных и исторических мотивов и символов игрушки.






Л- ознакомление с миром профессии.

П - сравнивают и анализируют, находят отличия в форме, декоре и цвете игрушек.

4.Открытие новых знаний.
(2-3 мин)
Цели и задачи:
для учителя – ознакомление учащихся с воронежской глиняной игрушкой, народными умельцами, особенностями их образов.
Учитель – Народные умельцы нашей воронежской земли - это Василий Иванович Лямзин из села Карачун Рамонского района. Игрушки у Лямзина получались в виде оленей, баранов, коров. Куклы у него с большими головами и широкими юбками. Игрушки всегда покрыты глазурью. В настоящее время лепкой воронежской игрушки занимается Галина Ивановна Арефьева. Около 40 образов игрушек создано ею. Это изображения сказочных персонажей и диковинных животных. Украшением фигурок служит замысловатая резьба, выполненная по сырой глине. Любовь Алексеевна Усова из города Острогожска лепит животных обитающих в нашем крае: корову, барана, коней. Ее свистульки типичны для нашей местности. Свои игрушки мастер покрывает глазурью.
Итак, что же нужно помнить, расписывая игрушку по мотивам дымковского и воронежского орнаментов?
Назовите отличия воронежского орнамента и дымковского.
В Воронежском орнаменте крупные черные клетки, ярко-желтые кресты и многолучевые знаки. Элементы орнамента и их сочетание одни и те же для любых фигур, но располагаются на их поверхности в соответствии с формой игрушки.










Анализируют и рассуждают. Отвечают на вопросы



-Цвет, элементы орнамента, ритм, соответствие росписи форме игрушке.
Называют.

Л-Формирование чувства сопричастности и гордости за народное искусство родного края.
П- Выделяют познавательные цели урока.



К - умеют слушать и высказываться (проговаривать) по ходу обсуждения установки на урок.


5 Первичная проверка понимания. Игра «Найди свой узор».
(2-3 мин)








Физминутка.
Двойное видение



6 Применение изученного в практической деятельности.
(20 мин)












































































7 Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

(1-2 мин)







8 Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.
(2-3 мин)
Цели и задачи:
для учителя: организация командной (групповой) игры для мотивации и закрепления художественных образов.
Учитель. – А сейчас давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат листочки с дымковскими игрушками, но они почему-то без узоров. Вам нужно будет подобрать необходимые для ваших фигурок узоры. Чья команда первой закончит и правильно подберёт узор, та и победит в нашей игре.

Задача: проведение разминочной гимнастики Цель: профилактика гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз.


Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.
Учитель. – Ребята!  А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах стоят дымковские игрушки, слепленные из глины, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для  этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.
Учитель. –
Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки?
Какие?
Какие элементы росписи будете использовать?
Почему?
В какой последовательности будете выполнять задание?
Организация практической работы (роспись глиняных фигурок по мотивам дымковских игрушек, во время самостоятельной работы детей звучит народная музыка). Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения. Во время самостоятельной работы несколько учащихся под музыкальный фон зачитывают тематические стихи: 
Почтеннейшие господа!
Посмотрите вы сюда!
Игрушки всякие на все манеры:
Вот и барышни и кавалеры.
У барынь алые щёки и губки,
Нарядные платья и тёплые шубки.
Красна девица в венце
У неё румянец на лице
Собой хороша,
Стоит не дыша!
Посмотрите, что за конь
Ручкой только его тронь
Он с тобою вместе
Ускачет вёрст за двести.
И с хвостом и с гривой
Вот какой красивый!
А вот стоит козёл
На стройных ногах
Вся краса у козла в рогах!
Он качает головой
Посмотрите я какой!
Яша-дружок
Дует в рожок,
Сидит на спинке
 У красивой свинке!
Индя-индя-индючок!
Ты похож на сундучок,
Сундучок то не простой,
Красный, жёлтый, голубой!
Учитель проводит коррекционно-индивидуальную работу, контролирует и направляет процесс самоуправления – деятельность экспертов – главных художников, демонстрирует удачные и ошибочные варианты ученических работ, проговаривает способы устранения недочетов в работе.

Задача: поисковая работа в визуальном сравнении народных художественных промыслов.
Учащимся предлагается: 1.-найти различие и общность в других народных промыслах игрушек: Семеновская деревянная расписная и Загорская матрешки.
2.Сбор текстовой и визуально-иллюстративной части сообщения (слайды, репродукции, картинки – открытки, иллюстрации, оригинальные изделия мастеров и т.д.).

Цели и задачи:                     
включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне. Выставка работ учащихся.  
Обобщение темы урока, подведение итогов урока, организация и комментирование  экспресс - просмотра детских работ, фронтальная оценка деятельности учащихся. Учащимся предлагается алгоритм (критерии и нормы) оценивания практических работ, оригинальные изделия и репродукции для анализа и сравнения: для экспертов и обсуждения в подгруппах и парах.
Что нового узнал на уроке?
Назовите центры народных промыслов глиняной игрушки.
Дайте определение понятия «орнамент»
Что такое ритм?
Перечислите характерные особенности росписи дымковской игрушки.
Каких мастеров игрушки вы запомнили?
Чему сегодня учился?
Какую себе поставил оценку и почему?
Понравился ли урок и чем именно?
На этом наш урок закончен.
СПАСИБО ВАМ ЗА ТВОРЧЕСТВО И ТРУД.


Литература: Методика преподавания ИЗО в школе, книга Е.Н.Губановой «Декоративно-прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе». 2003г., А.И.Шмойлов «Весь мир в игрушке»,1998 г., Материалы семинара «Народное декоративное искусство родного края и младший школьник» 2009г









[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]    [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
 
-

Учащиеся в подгруппах выбирают необходимые узоры, комментируют и демонстрируют.







Выполняют роспись основными приемами кистевого мазкового письма на глиняной игрушке.



Отвечают на вопросы.


Анализируют и рассуждают.

Слушают музыкальный фрагмент.
Используют фантазию и воображение во время практической работы.



Читают четверостишия.










Сотрудничают со сверстниками и учителем во время практической деятельности.

Осуществляют поиск нужной информации в книжных источниках и в интернет ресурсах.



Обобщают полученные знания в процессе ответов на вопросы.




Осознанно и произвольно обосновывают качество продуктивной деятельности в парах и своих группах.

Взаимодействуют друг с другом и с учителем во фронтальном режиме.
Л- Эмоционально осознают себя и окружающий мир
Р- Реализуют творческий потенциал.
К- Развивают принципы коллективного творчества.



Л- ознакомление с миром профессии.

Р - Создание мысленного и зрительного образа будущего декора на примерах фольклорных и исторических мотивов и символов.

К- Организованное самоуправление и развитие коллективного творческого общения.

П- Применяют и сохраняют учебную цель и задачу урока.





Р - Реализация творческого потенциала.










Р- Сравнение своих действий с эталоном, алгоритмом.


П - Поиск и выделение информации.
Л- Развитие познавательных интересов, учебной мотивации школьников. Самооценка деятельности на уроке.


Л-Комментирование и самоанализ выполненной работы,


















.
                              [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
























Kђ Заголовок 215