Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по теме: «С чего начинается Родина»


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5
г. Курганинска
муниципального образования Курганинский район
Конспект совместной образовательной
деятельности педагога с детьми
старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
по теме: «С чего начинается Родина».
Автор:
старший воспитатель МАДОУ № 5
Муратова Валентина Николаевна
Цель: создать условия для воспитания у дошкольников чувства патриотизма.
Задачи:
Мотивировать детей на включение деятельность.
Актуализировать знания о родной стране, городе, крае.
Закрепить понятие «Родина», знания о символике России: флаге.
Активизировать речевую активность. Способствовать развитию связной речи, выразительности.
Развивать познавательную активность, самостоятельность, эстетическое восприятие, детскую компетентность.
Воспитывать уважение к своему народу, любовь к Родине.
Способствовать взаимодействию и сотрудничеству родитель — педагог — ребенок.
Предварительная работа: две семьи готовят видео об одной из достопримечательностей нашего города (например: одна семья - о Свято-Вознесенском храме, другая - о мемориале «Ника); подбор фотографий с красивыми уголками России, в которых побывали дети; разучивание стихотворения А. Прокофьева, разучивание русской народной подвижной игры «Золотые ворота».
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, лист ватмана, клей, фотографии с изображением красивых уголков России (принесенные детьми); лист бумаги для изображения плана, фломастер, ленты красного, белого и синего цвета, канат (для подвижной игры).
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: интригующее начало, проблемные вопросы.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: интригующее начало, интересное ответственное предложение; создание проблемной ситуации; вопросы детям; привлечение опыта детей; создание эмоционального фона; наглядное моделирование; напоминание.
4. Приемы поддержания интереса у детей: использование информационно — коммуникационных технологий (презентация), художественное слово, игровые приемы.
5. Приемы оценки и самооценки: рефлексия.
Виды детской деятельности:
Коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы, продуктивная, познавательно – исследовательская (проблемные ситуации, вопросы, моделирование).Стиль взаимодействия педагога с детьми — сотрудничество. Планируемые результаты:
Дети имеют представление о значении слова Родина, о Российском флаге.
Охотно отвечают на вопросы о России, родном городе; делятся впечатлениями, рассказывают о местах, в которых они побывали.
Активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в процессе «создания фильма», самостоятельны в принятии решений.
Проявляют интерес к художественному слову, внимательно слушают.
Эмоционально отзывчивы.
Критерии оценки деятельности детей в НОД:
Активность.
Интерес, заинтересованность.
Самостоятельность.
Взаимодействие со сверстниками и взрослым.
Эмоциональность.
Ход.
1.Организационный момент (1 минута).
Методический прием: интригующее начало, интересное ответственное предложение (задача: принятие детьми цели деятельности, мотивация к совместной деятельности).
- Мои юные друзья, Ваши родители обратились к нам с просьбой создать фильм о нашей родине. Вы согласны выполнить их просьбу?
2. Основная часть
2.1. Актуализация имеющихся знаний (5 минут).
Методический прием: обращение к опыту детей (задача: активизировать имеющиеся знания детей)
- А кто из вас знает, что такое родина? Расскажите.
Ответы детей.
Методический прием: обобщение ответов детей (оформить высказывания детей в определение, закрепить и уточнить имеющиеся знания)
- Совершенно верно, родина — это место, где родился человек, а также страна, в которой он родился, где родились его предки.
Методический прием: обращение к опыту детей (задача: активизировать имеющиеся знания детей)
- В какой стране вы родились?
Ответы детей.
Методический прием: обобщение ответов детей, уточнение знаний.
- Правильно, все мы родились в России. Наша родина — Россия. Значит, наш фильм будет о России.
Методический прием: вопросы детям (задача: активизировать мыслительную активность детей, побуждать к высказываниям, предположениям, умозаключениям).
- У каждого фильма есть название. Как мы назовем наш фильм?
Ответы детей.
Совместно с педагогом дети выбирают одно из названий.
- Как вы думаете, что мы можем показать в фильме «,,,,,,,,,,,,» (название фильма)
Ответы детей.
Методический прием: обобщение ответов детей (задача: систематизация знаний)
- Да, можно рассказать о своей семье, о себе; о нашем детском саде; можно рассказать о красивых местах, где вы побывали с родителями; о своем родном городе, прочитать красивые стихи о России, показать, в какие игры играют дети России и т. д.
Методический прием: внесение предложения, приглашение к сотрудничеству (задача: поддержать интерес детей к деятельности, способствовать мыслительной активности).
- Думаю, нам нужно составить план действий по созданию фильма. Ребята уже сделали некоторый заготовки для него, так (имена детей) разучили великолепные стихи от России, (имена детей) вместе с родителями сняли на видео свои рассказы о достопримечательностях нашего города, все подготовили фотографии различных красивых уголков России, где побывали.Методический прием: наглядное моделирование (задача: обозначить алгоритм дальнейших действий, развивать умственную активность. Рекомендация для педагога: необходимо подвести детей к такому плану, чтобы наблюдалась смена видов деятельности, сочетались более динамичная деятельность с менее динамичной)Дети совместно с педагогом составляют схематический план, в котором отражают последовательность работы по созданию фильма.
Например:
Составим фото коллаж из фотографий красивых мест России и разместим его в фильме.
После этого сфотографируем российский флаг.
Послушаем стихи о родине.
Поиграем в русскую народную игру.
Затем вставим видео о достопримечательностях нашего города.
2.2. Совместная деятельность педагога с детьми по намеченному плану. (22 минуты)
- Ребята, у нас есть большой лист бумаги, ваши фотографии, клей. Наша задача — составить фото коллаж, а чтобы было интересней, прежде, чем приклеить фото на лист, каждый из вас расскажет, в каком интересном уголке России он побывал.
Совместная деятельность педагога с детьми, для активизации речевой активности ребенка педагог может использовать вопросы по содержанию фотографии. (7 минут)
Методический прием: похвала, обращение к чувствам детей (задача: воспитывать чувство гордости, любви к родной стране)
- Очень красиво и аккуратно получилось, ребята, посмотрите, какая красивая наша страна, какие чистые реки, моря, величественные леса и стройные березки и т. д. (в зависимости от содержания фотографий).
Педагог фотографирует фото коллаж.
Методический прием: обобщение, привлечение малоактивных детей (стимулирование к дальнейшей деятельности)
- Ну что же, первый пункт плана мы удачно выполнили и у нас есть материал для фильма «название», (имя ребенка) отметь на схеме. Что у нас дальше по плану?
Ответы детей.
Методический прием: проблемная ситуация (активизация умственной деятельности, развитие мышления, самостоятельности)
- Да, нам нужно сфотографировать российский флаг. Я дома искала подходящую фотографию, но не нашла, зато, посмотрите, на столе лежат ленты белого, синего и красного цвета. Думаю, они нам могут пригодиться. Да? Каким образом?
Ответы детей. В случае необходимости педагог обобщает и конкретизирует ответы детей: из лент можно сложить Российский флаг: сверху будет лента белого цвета, посередине — синего и внизу — красная.
- Так действуйте, изобразите из лент Российский флаг, а я сфотографирую.
Дети самостоятельно договариваются и с помощью лент изображают Российский флаг. В случае затруднения, педагог напоминает последовательность цветов.(3 минуты)
- Как вы думаете, неплохо получилось?
Ответы детей.
- (Имя ребенка), отметь в плане, что мы выполнили нашу задумку. Что дальше?
Методический прием: напоминание (задача: настроить детей на слушание, сосредоточить внимание)
- Давай сядем удобнее и послушаем стихи о родине. (3 минуты)
Двое детей читают стихи о родине.
1 ребенок: Распростерлись в дымке синей
Величавые края,Это ты, моя Россия,Свет мой, Родина моя! Старый двор, берёзки молодые,Хоровод кудрявых тополей,Это все страна моя Россия,Милый образ Родины моей.
2 ребенок: Васильки, как глазки голубыеСмотрят, улыбаясь, вдоль тропыИ пшеницы косы золотыеЗаплетает осенью в снопыА зимой сверкает и искритсяСнег, как подвенечная фата.И ни с чем на свете не сравнитсяБелоствольных рощиц красота А. Прокофьев.
Методический прием: похвала
- Ребята, какие замечательные стихи о родине прочли (имена детей). Они, несомненно, станут украшением нашего фильма.
- Россия, Россия, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют просторы родные,
В «Золотые ворота» поиграть всех зовут.
«Золотые ворота» (4 минуты)
Описание. Выбирают двух игроков. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной» («месяцем»). Выбравшие себе роли луны и солнца становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». Когда через «ворота» проходит последний из идущих, они «закрываются»: опускаются поднятые руки, и последний оказывается между ними. Задержанного спрашивают тихонько, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и снова последний попадает в группу «луны» или «солнца». Когда все распределены, группы устраивают перетягивание каната.
Воспитатель делает несколько снимков детей в процессе игры.
- Как прекрасна наша страна. Мы увидели это своими глазами по вашим фото, услышали в произведениях поэтов, сами поиграли в русскую народную игру «Золотые ворота». Так какая же она, наша родина? Я называю начало предложения, а вы продолжайте.
Методический прием: игровая ситуация
- Наша родина (это).......... Россия (какая).............. В ней много городов: (назовите)............., а мой родной город – …......... Я люблю свой город - он большой и (какой?)…..... В нем много интересных мест (каких?)......(2 минуты)Методический прием: использование ИКТ (задача: поддержание интереса детей, воспитание любви к родному городу)
Наш город расцветает,
Как будто он живой.
И каждый гость пусть знает,
Про город наш родной
- Ребята, давайте посмотрим видеоролики о достопримечательностях нашего города, думаю они должны быть обязательно в нашем фильме. (3 минуты).
3. Подведение итога занятия. Рефлексия (выявления уровня осознания содержания пройденного). (2 минуты)
- Ребята, наш фильм почти готов. Посмотрите, все пункты плана мы выполнили? Какой материал вошел в фильм «Название фильма». Вам понравилась работать над фильмом?
Можно использовать прием незаконченного предложения.
Сегодня я узнал…,было интересно…,было трудно…,я почувствовал, что…, я смог…,я попробую…,меня удивило…,мне захотелось…- Все материалы я передам профессионалу и через несколько дней мы увидим, что у нас получалось. А вы пока подумайте, о чем бы вы захотели еще снять кино.
Пояснительная записка.
Конспект образовательной деятельности разработан в рамках реализации содержания образовательной программы дошкольного образования МАДОУ № 5, раздела «Социально-коммуникативное развитие», разработанной на основе проекта программы «От рождения до школы » под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. По данной образовательной области НОД проводится 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 36 часов в учебный год. Охватывает образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие». Конспект авторский, стихотворение и подвижная игра взяты с сайтов: http://www.moi-detsad.ru, http://dom-teremok.narod.ru.
Образовательная деятельность по теме: «С чего начинается Родина» - для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), проводится в группе общеразвивающей направленности, с подгруппой детей 8-10 человек, со средним уровнем развития психических процессов. Дети активные, подвижные, любознательные. 95 % детей воспитываются в полных благополучных семьях.
При составлении конспекта учтены возрастные психологические особенности детей группы. В возрасте 6-7 лет у детей продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации, внимание дошкольников становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
Содержание ОД направлено на нравственно – патриотическое воспитание, воспитание у детей личностных качеств, таких как: самостоятельность, уверенность в собственных силах, на развитие детской компетентности, любознательности, эстетического восприятия. ОД состоит из нескольких этапов: организационный этап, основной и заключительный (итоговый). Все структурные компоненты занятия объединены одной темой, взаимосвязаны друг с другом, подчинены решению поставленных задач.
Педагогом проводится предварительная работа, при этом активно привлекаются семьи воспитанников: они помогают детям в подборке фотографий красивых уголков родины, две семьи снимают видеоролики о достопримечательностях родного города; с детьми разучивается стихотворение, русская народная подвижная игра.
В ходе образовательной деятельности грамотно сочетаются различные виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы, продуктивная, познавательно – исследовательская, что позволяет педагогу поддерживать интерес детей, сохранять активность, заинтересованность, предупреждать утомляемость дошкольников. Использование разнообразных методических приемов, таких, как: предложение ответственного интересного задания, которое послужило мотивацией к совместной деятельности, проблемные вопросы, ситуации, привлечение опыта детей, наглядное моделирование ориентировано на возраст детей и служат предпосылками развития самостоятельности, активности, детской компетентности.
Для сохранения интереса дошкольников, обеспечение качественной наглядностью, используются компьютерные технологии, на мультимедийной установке детям организуется показ видеороликов о достопримечательностях родного города.
Интерес детей сохраняется на протяжении всего занятия, дети активны, любознательны, самостоятельны в решении поставленных задач.
Результатом проведения НОД стало следующее: дети имеют представление о значении слова Родина, о Российском флаге; охотно отвечают на вопросы о России, родном городе; делятся впечатлениями, рассказывают о местах, в которых они побывали; активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в процессе «создания фильма», самостоятельны в принятии решений; проявляют интерес к художественному слову, внимательно слушают; эмоционально отзывчивы.