Конспект урока по химии на тему Кристаллические решётки 8 класс


Класс: 8
Тема урока: Аморфные и кристаллические вещества.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цели урока:
Образовательная: обеспечить ознакомление с понятиями «аморфного» и «кристаллического» веществ, выявления зависимости свойств веществ от типов кристаллических решеток, химической связи и строения атомов;
научиться характеризовать атомные, молекулярные, ионные, металлические кристаллические решётки; приводить примеры веществ с разными типами кристаллической решётки;
создать условия для овладения первичными навыками определения типа кристаллической решетки и по ней физических свойств веществ;
Развивающая:
способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
развивать логические познавательные умения (анализ, классификация, сравнение, обобщение, формулирование выводов);
развивать навыки работы с информацией, представленной в различном виде (текстовая, графическая), и перевода её в другую форму, систематизации в виде схемы или таблицы;
развивать коммуникативные навыки общения через работу в парах;
Воспитательная:
формирование навыков культуры умственного труда (ведения записей, самостоятельного оформления информации и др.); воспитывать умение организовывать свой учебный труд, культуру поведения и общения в процессе учебной деятельности, соблюдать правила работы в коллективе, анализировать свои способности.
Деятельностная:
формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.), умения самостоятельной исследовательской деятельности с постановкой учебной задачи и гипотезы; проводить химический эксперимент и делать выводы на основе полученных результатов.
Задачи урока:
Научиться давать определения понятиям: аморфные вещества, кристаллические вещества, кристаллическая решётка, ионная кристаллическая решётка, атомная кристаллическая решётка, молекулярная кристаллическая решётка, металлическая кристаллическая решётка; устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью и типом кристаллической решётки химических соединений; приводить примеры веществ с разными типами кристаллической решётки (предметные результаты).
Создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию; проводить наблюдение; моделировать объекты; составлять на основе текста таблицы, в т. ч. с применением средств ИКТ. Формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно. Строить речевые высказывания в устной и письменной форме; выражать и аргументировать свою точку зрения.
Формирование умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту; понимание значимости естественно-научных знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач.
Методы и методические приёмы: проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, информационно-коммуникационные, развития исследовательских навыков.
Оборудование для учителя: ПК, мультимедийный проектор.
Оборудование и реактивы для обучающихся: презентация «Кристаллические решетки», модели кристаллических решеток разных типов (поваренной соли, алмаза и графита, углекислого газа, металлов), образцы пластмассы, стекла, пластилин, смолы, воск, жевательная резинка, шоколад, графит; лупы.Литература для обучающихся: О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2013; для выполнения заданий Р. А. Лидин, Л. Л. Андреева, В. А. Молочко. Справочник по неорганической химии, М.: 2013
Ход урока
Этап урока. Развивающие задачи урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся1.Создание мотивации к учебной деятельности. Самоопределение. Развитие познавательных и регулятивных УУД Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу к вам обратиться в поэтической форме:
Почему так хрупок лёд?
Отчего вода течёт?
И исчезла, почему же,
Под окном вода из лужи?
Очень хрупкое стекло!
Мне вчера не повезло…
А его осколки, что же,
Друг на друга не похожи?
Так люблю я шоколад,
Шоколаду каждый рад,
Но испачкает конфетка
Всех и каждого подряд.
Тысячи веществ вокруг.
На вопрос ответь мне, друг:
Почему их свойства всё же
Друг на друга не похожи?
Ребята, как вы думаете, почему воздух остаётся газообразным круглый год, а вода на нашей планете может находиться в трёх агрегатных состояниях в течение года? Почему все металлы (кроме ртути) твердые, а среди неметаллов половина – газы? Ребята, вспомните, на какие группы делятся свойства веществ? Какие свойства относятся к физическим?
Задание. Опишите физические свойства данных веществ.
1-я группа – О22-группа – H2О
3 группа – NaCl4 группа – графит Обучающиеся заполняют таблицу, пользуясь справочниками по неорганической химии, самостоятельно вспомнив и вписав в неё физические свойства веществ. Заполнив таблицу, делают вывод, что у разных веществ – разные физические свойства, и выдвигают предположение о том, что причиной различия физических свойств различных веществ являются особенности их строения.
2. Целеполагание. Развитие познавательных и регулятивных УУД Учитель: Вполне возможно, ребята, что вы сделали правильное предположение, но вам предстоит проверить его, чтобы убедиться в своей правоте. Давайте сформулируем тему и цель нашего урока, чтобы в дальнейшем составить план исследований, позволяющих подтвердить или опровергнуть вашу гипотезу (пишет тему и цель урока на доске). Обучающиеся формулируют тему урока: «Особенности строения веществ» и цель: «Изучив особенности строения веществ, научиться выявлять связи между их строением и свойствами».
3.Актуализация знаний. Пробное учебное действие. Локализация затруднений.
Построение проекта выхода из затруднения. Развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД Учитель: Я предлагаю вам вспомнить, что мы уже знаем о строении веществ.
Работа в парах: Определить тип химической связи вещества по его формуле (задание на экране):
NaCl, CO2, Cl2, K2S, N2O, Ca, O2, HCl, B, МgCl2, Na
Перед вами на столе находятся: пластмассовая линейка, кусочки стекла, пластилин, жевательная резинка, смола, воск, поваренная соль, графит. Отломите кусочек пластилина, шоколада, пластмассовой линейки, графита. Рассмотрите края объектов под лупой. Сравните результат.
Разделите эти вещества на две группы. По каким признакам вы это сделали?
Обучающиеся называют виды частиц, из которых состоят вещества, типы химической связи между частицами.
Выполнение задания.
Обучающиеся делят вещества на группы, совещаясь в парах. Проверяют результаты работы всем классом, если кто-то ошибся в выборе, возникает вопрос: каким принципом надо руководствоваться, чтобы правильно выполнить это задание. Ребята предлагают обратиться к материалу учебника (с. 133-140). Обучающиеся получают необходимую им информацию:
Вещества (пластилин, жевательная резинка, смола, воск – это аморфные вещества). У них
нет постоянной температуры кипения, нет упорядоченного строения, наблюдается
текучесть.
Вещества (соль, графит) – кристаллические. Для них характерны четкие температуры плавления, правильная геометрическая форма, симметрия, упорядоченноестроение, т.е. характеризуются правильным расположением частиц, из которых они
построены: атомов, молекул, ионов. Эти частицы расположены в строго определенных точках пространства, и, если эти узлы соединить прямыми линиями, то образуется пространственный каркас – кристаллическая решетка.
После того, как обучающиеся встретились с понятиями «аморфные вещества» и «кристаллические вещества», они могут скорректировать тему урока: «Аморфные и кристаллические вещества».
4.Постановка учебной задачи. Развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД Учитель: Ребята, вы уже поняли, что поскольку в узлах кристаллической решётки могут находиться разные частицы, то и типов кристаллических решёток может быть несколько. Озвучьте, пожалуйста, какие, по вашему мнению, типы кристаллических решёток могут существовать в зависимости от вида частиц в их узлах?
Следовательно, давайте разобьёмся на 4 группы. Вам предстоит организовать свою работу по изучению особенностей каждого типа кристаллической решётки.
Предлагаю вам оформить материал в виде таблицы. Обдумайте, какова будет структура таблицы, и каким образом следует озаглавить графы. Обучающиеся высказывают мнение о существовании 4-х типов кристаллических решёток: ионные, атомные, молекулярные и металлические.
Обучающиеся высказывают свои предложения. В ходе совместной деятельности класса оформляется таблица. Далее работа идёт по группам.
5.Реализация построенного проекта. Развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД Учитель нацеливает обучающихся на внимательную работу, фиксацию полученной информации в своих тетрадях. Учитель предлагает каждой группе ребят выбрать модель своего типа кристаллической решётки, объяснить свой выбор. Учитель и ученики других групп задают выступающим вопросы по итогам работы.Обучающиеся заполняют таблицу, характеризуя свой тип кристаллической решётки. Графы таблицы:
Тип кристаллической решётки
Частицы в узлах кристаллической решётки
Тип химической связи
Физические свойства веществ
Примеры веществ.
Каждая группа представляет свою информацию.
6.Первичное закрепление знаний с проговариванием во внешней речи. Развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД Учитель предлагает каждой группе учащихся выполнить задания:
1.Смоделировать из пластилина и спичек (зубочисток) тип кристаллической решётки, с которым данная группа не работала (по принципу карусели). Продемонстрировать и объяснить свою работу другим.
2.Из общего для всех групп перечня формул веществ выбрать формулы веществ с конкретным типом кристаллической решётки, с которым данная группа не работала, объяснить свой выбор.
3. Из общего для всех групп перечня физических свойств веществ выбрать те свойства, которые относятся к указанному типу кристаллической решётки, с которым данная группа не работала, объяснить свой выбор. Обучающиеся выполняют задания в группах, каждый раз по новому заданию выступает другой ученик, чтобы было задействовано большее количество членов группы. Выполнение заданий, связанных с вновь полученной информацией от других участников групп будет способствовать тому, чтобы дети лучше осмыслили и усвоили не только то, что делали сами, но и то, что услышали от других.
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД Учитель: Мы рассмотрели кристаллические решётки, знаем отличие кристаллических и аморфных тел друг от друга, понимаем, как их свойства зависят от кристаллического строения.
Думаю, вы готовы к тренировке практических умений определения типа кристаллической решетки и по ней свойств вещества.
Варианты заданий:
Задание 1. Учащимся предлагается зачеркнуть по вертикали (горизонтали, диагонали) вещества, имеющие одинаковую кристаллическую решетку. При выполнении они могут пользоваться подсказками в своей таблице.
Проверка по ключу на слайде презентации.
Задание 2. Определите, о какой кристаллической решетке идет речь.
1) В узлах решетки находятся ионы (ионная).
2) В узлах решетки находятся и атомы, и ионы (металлическая).
3) Вещества, образующие эту кристаллическую решетку, обладают высокой твердостью и прочностью, нерастворимы в воде (атомная).
4) Вещества, образующие эту кристаллическую решетку, имеют ионную связь (ионная).
5) В узлах решетки находятся отдельные атомы (атомная).
6) В узлах решетки находятся молекулы (молекулярная).
7) Вещества, образующие эту кристаллическую решетку, тугоплавки, нелетучи, не электропроводны (атомная).
9)Вещества, образующие эту кристаллическую решетку, обладают ковкостью, пластичностью, электро- и теплопроводностью (металлическая).
Проверка по ключу на слайде презентации.
Задание 3.
1) Вещества с атомной кристаллической решеткой
1) очень твердые и тугоплавкие
2) хрупкие и легкоплавкие
3) проводят электрический ток в растворах
4) проводят электрический ток в расплавах
2) Молекулярное строение имеет
1) алмаз
2) азот
3) кремний
4) поваренная соль
3) У веществ с низкой температурой плавления кристаллическая решетка
1) атомная
2) ионная
3) молекулярная
4) металлическая
4) Молекулярный тип кристаллической решетки реализуется в строении:
1) КCl2) SiO2
3) Н2О
4) Сu(NO3)2
Проверка по ключу на слайде презентации.
Учащиеся самостоятельно выполняют работу.
Задание 1.
LiClN2O Mg(OH)2
CO2
K2S NH3
Cl2
O2 NaOH
МgCl2
H2O Mg
NaNO3
SO2 KOH
K
Cl2 HF
МgCl2
H2O Na
NaNO3
Ca KOH
Li
Br2 HI
CaCl2
H2O Na
C
В Si
K
F2 HF
8.Включение знаний в систему и повторение. Развитие познавательных УУД Учитель: Мы изучили сегодня 4 типа кристаллических решёток. Теперь вы знаете о строении веществ гораздо больше и можете ответить на мои вопросы:
Как объяснить существование твердых веществ с различными свойствами?
Почему кристаллы различных веществ разнообразны по форме?
Почему кристаллические вещества при ударе раскалываются в определенных плоскостях, а аморфные вещества этими свойствами не обладают? Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, формулируют выводы:
Внутреннее строение кристалла можно представить в виде кристаллической решетки.
Кристаллы разных веществ имеют различные кристаллические решетки.
Свойства веществ в твердом состоянии зависят от типа кристаллической решетки, от того, какие частицы находятся в узлах, что обусловлено типом химической связи в данном веществе.
9.Рефлексия. Развитие познавательных и регулятивных УУД Учитель: Давайте вспомним, на какой вопрос мы хотели найти ответ на нашем уроке. Мы сегодня планировали, изучив особенности строения веществ, научиться выявлять связи между их строением и свойствами.
Давайте, проанализируем нашу деятельность на уроке:
Достигли мы цели урока?
Какой информацией по интересующей нас теме мы владели?
Какими знаниями о строении веществ теперь располагаем?
Чем обусловлена взаимосвязь между строением и свойствами веществ? Обучающиеся отвечают, что они на уроке узнали об особенностях строения аморфных и кристаллических веществ, о существовании 4-х типов кристаллических решёток и влиянии типа кристаллической решётки вещества на его физические свойства.
Обучающиеся оценивают эффективность своей деятельности на уроке.10.Домашнее задание Домашнее задание: § 23, смоделировать кристаллическую решётку любого вещества из любого материала. В качестве творческого задания предлагается вырастить кристаллы. Для выполнения работы дается памятка.
Литература и источники
Гревцова И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М, Просвещение, 2011.-233 с.
Деятельностный метод в школе. Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/527236/]