МЕтодическая разработка урока на тему Фотоэффект

Урок решение задач по теме "Фотоэффект".

Цели урока:
сформировать умение решать задачи с использованием уравнения Эйнштейна и представлений о квантах света.
Проверка теоретических знаний по теме "Фотоэффект".
Отработка навыка решения задач разного типа и уровня в соответствии материала ЕГЭ.
Тип урока: урок решения задач
. Задачи:
диагностировать уровень усвоения учащимися темы "Фотоэффект", для планирования последующих этапов учебного процесса;
развивать познавательные способности учащихся в ходе решения задач и объяснения вопросов, формировать приемы умственной деятельности в процессе решения задач тестового типа по теме "Фотоэффект";
воспитывать самостоятельность через организацию самостоятельной работы;
формировать у учащихся оценочные умения, критическое отношение к уровню своей подготовки через самопроверку выполняемых на уроке заданий и заполнение оценочного листа;
осуществлять подготовку к итоговой аттестации, в ходе повторения ранее изученных тем.
Оборудование:
компьютер,
проектор,
экран
сборники задач
План урока:
Орг момент.(1-2 мин)
Повторение теоретических знаний.(5 мин.)
Решение задач из сборников.(20 мин.)
Выполнение теста
Обобщение. Дом. задание.(1-3 мин.)
Ход урока: 1. Организационный момент (1 минута).
Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на уроке физики. Вижу полную готовность класса и желание узнать, что же вас ждет сегодня.
2. Постановка цели
Сегодня на уроке я предлагаю вам побывать на месте пилота, который перед реальным полетом (для вас - контрольной работой) проходит тестирование на тренажерах, проверяет свои умения и навыки действовать как в знакомой, так и не совсем знакомой ситуации. Для этого каждый из вас получил "Лист самооценки". В ходе урока вы самостоятельно будете фиксировать полученные результаты на каждом этапе урока, причем каждый балл будет свидетельствовать о качестве ваших знаний, а в конце урока мы посмотрим, кто же из вас является самым подготовленным пилотом, т.е. насколько каждый из вас готов к контрольной работе. Подпишите свой лист.
Цель нашего урока проверить знание теоретического материала по теме "Фотоэффект ", закрепить умения со решать задачи на расчет параметров, характеризующих фотоэффект, а так же помочь разобраться с "трудными вопросами" тем учащимся, которые недостаточно усвоили материал.
3. Актуализация знаний
Для достижения цели урока нам необходимо повторить основные формулы по теме "Фотоэффект".
Сформулируйте законы фотоэффекта. Что такое фотоэффект? Кто первым наблюдал фотоэфект? . Что такое фотон?
Основной этап урока - это решение задач по фотоэффекту. Одного ученика вызывают к доске, где он решает задачу №1, объясняя решение классу, а двое других с другой стороны доски самостоятельно решают по одной задаче №2, №3 с последующим обсуждением с классом.
Задача №1
Какую максимальную кинетическую энергию имеют электроны, вырванные из оксида бария, при облучении светом частотой 1ПГц?
Задача№2
Красная граница фотоэффекта для металла 6,2*10-5 см. Найти величину запирающего напряжения для фотоэлектронов при освещении металла светом длиной волны 330 нм?
Задача №3
Определите наибольшую скорость электрона, вылетевшего из цезия, при освещении его светом с длиной волны 400 нм?
В процессе решения задач и обсуждении учитель обращает внимание на трудности математических расчетов физических величин, перевода в СИ систему работы выхода, т.е. эВ вДж., умение работать с табличными данными.
В конце урока наиболее подготовленный ученик решает комбинированную задачу №4 уровня С из ЕГЭ.
Задача №4
Фотокатод, покрытый кальцием ( Ав=4,42*10-19 Дж), освещается светом, у которого длина волны 300 нм. Вылетевшие из катода электроны попадают в однородное магнитное поле индукцией 8,3*10-4 Тл перпендикулярно линиям индукции этого поля. Чему равен максимальный радиус окружности, по которой движутся электроны? Ответ выразить в мм.
Решение этой задачи строится на использовании формулы максимальной скорости электронов из задачи №3, а также понимания того, почему электрон в магнитном поле движется по окружности. Необходимо вспомнить правило "левой руки", формулу силы Лоренца, 2-й закон Ньютона.
Тест по теме "Фотоэффект"
1. Какие из перечисленных явлений служат доказательством квантовой природы света. Выберите правильный ответ.
1 - интерференция
2 - поляризация
3 - дифракция
4 - фотоэффект
А-1, 2, 3;
Б-3 и 4;
В- 4
2. Какое из приведенных ниже выражений наиболее точно определяет понятие фотоэффекта? Укажете правильный ответ.
А. Испускание электронов веществом в результате его нагревания.
Б. Вырывание электронов из вещества под действием света.
В. Увеличение электрической проводимости вещества под действием света.
Кто из этих ученых сформулировал законы фотоэффекта. Выберите правильный ответ.
А-1;
Б-2;
В-3
1
2
3

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

4. От каких параметров зависит максимальная кинетическая энергия электронов, вырываемых с металла светом?
А- от интенсивности света;
Б- от частоты;
В- от работы выхода;
Г - от частоты и работы выхода.
5. С помощью графика определите в каком случае больше интенсивность света, падающего на металл?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
А- 1;
Б- 2;
В-3.
6. Какое из приведенных ниже выражений точно определяет понятие работы выхода? Укажите правильный ответ.
А. Энергия необходимая для отрыва электрона от атома.
Б. Кинетическая энергия свободного электрона в веществе.
В. Энергия, необходимая свободному электрону для вылета из вещества.
7. Какое из приведенных выражений позволяет рассчитать энергию кванта излучения? Укажите правильные ответы.
А. Авых+ Ек
Б. hv - Eк
В. Авых+ mv2/2
8. При каком условии возможен фотоэффект? Укажите правильные ответы.
А. hv > Aвых
Б. hv [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Aвых
В. hv < Aвых
9. Чему равна максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов вырываемых из металла под действием фотонов с энергией 8*10-19 Дж, если работа выхода 2*10-19 Дж? Укажите правильные ответы.
А. 10*10-19 Дж;
Б. 6*10-19 Дж;
В. 5*10-19 Дж
10. укажите вещество, для которого возможен фотоэффект под действием фотонов с энергией 4,8*10-19 Дж. Укажите все правильные ответы.
А. Платина(Авых=8,5*10-19 Дж);
Б. Серебро (Авых=6,9*10-19 Дж);
В. Литий (Авых=3,8*10-19 Дж







№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10

В
Б
Б
Б
А
А
А,В
А,В
Б
В

).



ЛИСТ САМООЦЕНКИ
ученика (цы) 11 "____" класса ___________________________________
фамилия, имя
№ п/п
Задание
Максимальное количество баллов
Полученное количество баллов

1
Знаю формулы "Фотоэффект"
5
 

2
Знаю формулы "Электродинамика"
5
 

3
Знаю теорию. Выполнение теста
12
 

4
Умею решать задачи
Мини-ЕГЭ
10
 

Итого
32
 


5. Подведение итогов.
Заполнение "Листа самооценки"
Учащиеся подсчитывают количество баллов, которое они набрали за сегодняшний урок.
Анализ полученных результатов:
от 28 до 32 баллов - "отлично", так держать!
от 23 до 27 баллов - "хорошо", попробуй еще лучше!
от 18 до 22 баллов - "удовлетворительно", поднажми немного!
менее 18 баллов - пока "неудовлетворительно", встретимся на индивидуальном занятии
В заключение урока учитель подводит итоги. На уроке были разобраны задачи по теме "Фотоэффект" разного уровня, что соответствует содержанию заданий ЕГЭ по этой тематике.
Домашнее задание из сборника задач Степановой №1710, 1713.
Литература
Губанов В.В., "Физика подготовка к ЕГЭ", Саратов, "Лицей", 2005г.
Кирик Л.А., "Самостоятельные и контрольные работы по физике", Илекса, Москва, 2002г.
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., учебник "Физика 11 ", Москва, Просвещение, 2004г.
Разумовский В.Г., Кривошапова Р.Ф., Родина Н.А., "Контроль знаний и умений учащихся по физике", Москва, Просвещение, 1992г.
Степанова Г.Н., сборник задач по физике, Москва, Просвещение, 1997г.


Заголовок 215