Конспект НОД по обуению грамоте с лементами формирования лексико — грамматических категорий на тему: Гласные звуки.Деление слов на слоги


СЮЖЕТНО – ИГРОВОЕ КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ (НОД) ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ НА ТЕМУ : «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ».
ЦЕЛИ:
Закрепить знания о гласных звуках и буквах.
Продолжать учить определять позицию гласных звуков в словах.
Закрепить навык определения количества слогов в словах.
Способствовать развитию звуко – буквенного анализа.
Обогащения словаря по теме: «Дикие животные».
Развитие психологической базы речи.
Оборудование: магнитная доска, буквы магнитной азбуки, счётные палочки, модели звуков (звуковые фишки), макет «Зимний лес», фигурки животных, предметные картинки с изображением диких животных, искуственная ёлка, «сундучок – сюрприз».Ход занятия:
1.Орг. момент.
Логопед: «Здравствуйте, дети! К своему месту подойдёт тот, кто скажет мне, какие гласные звуки слышатся в вашем имени».
Ответы детей: Олег, Даша, Вова, Настенька.
Л: «Даша, какие гласные звуки слышаться в твоём имени?»
- В моём имени слышится гласный звук «а». (Аналогично отвечают остальные дети)
2. Развитие речевого дыхания, голоса (с использованием элементов фоноритмики).
Л: «Молодцы! А какие гласные звуки вы ещё знаете?»
Дети: «Звуки а, о, у, и, ы, э».
Л: «Вот вы и вспомнили все гласные звуки, которые мы уже знаем! А вы помните, что у гласных звуков есть своя песенка? Давайте вместе споём эту песенку! Чтобы правильно спеть её, нужно сделать глубокий вдох носом, а на плавном длительном выдохе пропеть звуки . Наши руки помогут нам пропеть песенку гласных звуков!»
Дети на выдохе пропевают гласные звуки в следующей последовательности:
А (руки разводят в стороны)
О (поднимают руки над головой , создавая «овал»)
У (выводят указательные пальцы вперёд от грудной клетки)
Э (опускают ладошки на плечи)
Ы ( «выворачивают «кулачки от грудной клетки)
И (резко поднимают руки вверх, подпрыгивая на месте)
3. Введение в тему занятия.
Л.: «Какие звуки мы сейчас пропевали? (гласные). В каком домике они живут? (в красном домике). Какой фишкой обозначаем гласные звуки? (красной). Почему их называют гласными? (эти звуки поются, тянутся, нет преграды, когда мы их произносим). Ребята, какое сейчас время года? (зима) Молодцы! А какие гласные звуки вы услышали в слове зима? (звуки И, А) Скольк их? (2 звука). Послушайте, как я произнесу слово ЗИ – МА. Оно ббудто бы распалось на части. На что поделилось слово? (на слоги). Как мы можем узнать сколько слогов в слове? ( прохлопать слово, прошагать, протопать, простучать). Хорошо, ЗИ – МА, сколько раз я хлопнула? (2 раза). Значит сколько слогов в слове ЗИМА, почему? (2 слога, потому что хлопнуми 2 раза). Дети, запомните важное правилло: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов в слове! Повторите правило сами».
4. Пальчиковая гимнастика (с использованием массажора Су - джок):
Дети подходят к макету «Зимний лес».
Дети, каких животных можно встретить в лесу? (диких) Дети перечисляют животных, представленных на макете ( лось, медведь, волк, заяц, лиса, рысь, барсук). Правильно, но зимой животные прячутся в свои норы, берлоги, зимуют. Давайте сосчитаем наших лесных жителей!
1 – 2 1 – 3 1 – 4 1 – 5
Ёж, медведь, барсук, енот
1 – 5 1 – 4 1 – 3 1 – 2
Спят зимою каждый год (смена рук)
1 – 2 1 – 3 1 – 4 1 – 5
Волка, зайца, рысь , лису
1 – 5 1 – 4 1 – 3 1 – 2
И зимой найдёшь в лесу.
5. Словарная работа. Подбор слов – признаков по теме «Дикие животные».
Отгадывание загадок. Детям раздаются предметные картинки с изображением диких животных. Логопед просит отгадать загадку и поднять картинку- отгадку.
«Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живёт, в деревне кур крадёт?» (лиса)
«Серый, зубастый, по полю рыщет, добычу ищет?» (волк)
«Комочек пуха, длинное ухо. Прыгает ловко, любит морковку?» (заяц)
«Летом ходит без дороги возле сосен и берёз, а зимою спит в берлоге, от мороза пряча нос?» (медведь)
- Молодцы, а как мы можем сказать про лису, она какая? (хитрая, пушистая, осторожная, рыжая). Как скажем про волка? (злой, голодный, зубастый). Медведь какой? (косолапый, неуклюжий, мохнатый, большой).
6. Физ.минутка «Ёжик» (движения выполняются по тексту).
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому, что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёж проснулся, потянулся.
Деление слов на слоги.
Определение позиции заданного звука в слове.
Логопед произносит слова: лиса, лось, волк.
- Дети, какой гласный звук слышится в слове волк, лиса, лось? (О,А,И)Где находится звук А в слове лиса? ( гласный звук А находится в конце слова). Аналогично проводится работа с другими словами.
Определение количества слогов в словах.
-Молодцы, теперь сосчитайте сколько слогов в каждом слове, а количество слогов обозначьте счётными палочками (дети по очереди прохлопывают слова, выкладывают соответствующее количество палочек на столе).
8. развитие психологической базы речи, зрительного гнозиса.
-Ребята! Посмотрите, какая необычная ёлочка выросла в нашем зимнем лесу! Вместо шишек на ней растут буквы. Найдите и снимите с веток только гласные букв (дети подходят к ёлке, выбирают нужные буквы, называют их).
9. Звуковой анализ прямых слогов.
Логопед вывешивает карточки со слогами МА, МО, МУ, МИ на доску. Дети прочитывают слог, выполняют его звуковой анализ фишками.
- Прочитайте слог (МА). Какой первый звук услышали в слоге? (согласный, твёрдый звук М) Какую фишку вы возьмёте, чтобы обозначить звук М?(Синюю) Какой второй звук слышится в слоге МА? (гласный звук А, обозначим его красной фишкой). Аналогично проводится работа с остальными слогами по выбору каждого ребёнка.
10. Итог занятия. Рефлексия.
Задание на дом: найти, раскрасить на карточках только гласные буквы.
Логопед благодарит детей за занятие, награждает «волшебными буквами». Интересуется, что понравилось детям на занятии, как они оценивают работу друг друга.